Решение по делу № 2-3442/2023 от 26.07.2023

Дело № 2-3442/2023

УИД: 26RS0003-01-2023-003738-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Мацко П.А.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора <адрес> Бородиной И.В.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Рахимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании решения об отказе незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным действие Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе ФИО1 в обеспечении техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что не истек срок пользования TCP по предыдущему обеспечению; об обязании в установленный законом срок обеспечить ФИО1 ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований указано, что <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении техническими средствами реабилитации, в ходе которой в деятельности Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выявлены следующие нарушения. Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на со-здание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 9 ФЗ РФ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Согласно ст. 10 ФЗ РФ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. ОСФР по <адрес>, осуществляя функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) и протезно-ортопедическими изделиями действует в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и иным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 Правил обеспечение инвалидов TCP осуществляется в соответствии с программой реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида, разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В соответствии с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 состоит на учете по обеспечению TCP, в том числе ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара). Согласно срокам пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, утвержденным приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, срок пользования ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке, составляет не менее 6 месяцев, с учётом сезонности. В ходе проведенной проверки установлено, что в рамках государственного контракта ФИО1 был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по истечении 6 месяцев после получения ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о выдаче ему ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары. Однако, в нарушение приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, ОСФР по <адрес> в адрес ФИО1 направлено уведомление об отказе по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, в связи с тем, что не истек срок пользования TCP по предыдущему обеспечению. Выявленные нарушения в деятельности отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> позволяют сделать вывод о ненадлежащей работе в сфере соблюдения прав и защиты инвалидов в Российской Федерации, соблюдения законодательства об обеспечении социальных прав граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов и являются недопустимыми. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Представитель истца - помощник прокурора <адрес> Бородина И.В., действующая по поручению в судебном заседании поддержала требования прокуратуры и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Рахимова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. А также, указала, что в настоящее время ФИО1 выдано направление на получении ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, тем самым обязанность Отделением исполнена.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств не поступило.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь, социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено, что <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении техническими средствами реабилитации, в ходе которой в деятельности Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выявлены нарушения.

В соответствии с программой реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - TCP), в том числе: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара).

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Согласно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст.11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Фонд пенсионного и социального страхования создан Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 5 Закона № 236-ФЗ к функциям и полномочиям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации относится организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.

В ходе проведенной проверки установлено, что в рамках государственного контракта ФИО1 был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о выдаче ему ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, которое зарегистрировано под .

Срок рассмотрения заявления составляет в течение 15 дней, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ у лица, согласно индивидуальной программы реабилитации возникает право на получение ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки (пара) на использование в весенне-осенний период времени.

ДД.ММ.ГГГГ Отделение направило в адрес ФИО1 уведомление об отказе по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, в связи с тем, что не истек срок пользования TCP по предыдущему обеспечению.

Согласно п.9 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ), срок пользования ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке, составляет не менее 6 месяцев.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Принимая во внимание, что на момент обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением об обеспечении его ортопедической обувью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и срока его рассмотрения шестимесячный срок пользования ранее предоставленной ДД.ММ.ГГГГ обувью истек, то суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по отказу ФИО1 в обеспечении ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары. В связи с чем, требования прокурора <адрес> в указанной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено направление на получение либо изготовление ТСР .

Таким образом, обязанность по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары ответчиком исполнена, в связи с чем, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Таким образом, иск <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск <адрес>, в интересах ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным действие Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе ФИО1 в обеспечении техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что не истек срок пользования TCP по предыдущему обеспечению, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16.10.2023.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

Дело № 2-3442/2023

УИД: 26RS0003-01-2023-003738-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2023 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Мацко П.А.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора <адрес> Бородиной И.В.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Рахимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании решения об отказе незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным действие Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе ФИО1 в обеспечении техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что не истек срок пользования TCP по предыдущему обеспечению; об обязании в установленный законом срок обеспечить ФИО1 ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований указано, что <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении техническими средствами реабилитации, в ходе которой в деятельности Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выявлены следующие нарушения. Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на со-здание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 9 ФЗ РФ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов. Согласно ст. 10 ФЗ РФ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. ОСФР по <адрес>, осуществляя функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) и протезно-ортопедическими изделиями действует в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и иным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 Правил обеспечение инвалидов TCP осуществляется в соответствии с программой реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида, разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В соответствии с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 состоит на учете по обеспечению TCP, в том числе ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара). Согласно срокам пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, утвержденным приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, срок пользования ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке, составляет не менее 6 месяцев, с учётом сезонности. В ходе проведенной проверки установлено, что в рамках государственного контракта ФИО1 был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по истечении 6 месяцев после получения ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, обратился в ОСФР по <адрес> с заявлением о выдаче ему ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары. Однако, в нарушение приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, ОСФР по <адрес> в адрес ФИО1 направлено уведомление об отказе по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, в связи с тем, что не истек срок пользования TCP по предыдущему обеспечению. Выявленные нарушения в деятельности отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> позволяют сделать вывод о ненадлежащей работе в сфере соблюдения прав и защиты инвалидов в Российской Федерации, соблюдения законодательства об обеспечении социальных прав граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов и являются недопустимыми. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Представитель истца - помощник прокурора <адрес> Бородина И.В., действующая по поручению в судебном заседании поддержала требования прокуратуры и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Рахимова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. А также, указала, что в настоящее время ФИО1 выдано направление на получении ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, тем самым обязанность Отделением исполнена.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств не поступило.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь, социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено, что <адрес> по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении техническими средствами реабилитации, в ходе которой в деятельности Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выявлены нарушения.

В соответствии с программой реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - TCP), в том числе: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара), ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара).

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Согласно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст.11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Фонд пенсионного и социального страхования создан Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 5 Закона № 236-ФЗ к функциям и полномочиям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации относится организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.

В ходе проведенной проверки установлено, что в рамках государственного контракта ФИО1 был обеспечен ДД.ММ.ГГГГ ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о выдаче ему ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, которое зарегистрировано под .

Срок рассмотрения заявления составляет в течение 15 дней, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ у лица, согласно индивидуальной программы реабилитации возникает право на получение ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки (пара) на использование в весенне-осенний период времени.

ДД.ММ.ГГГГ Отделение направило в адрес ФИО1 уведомление об отказе по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары, в связи с тем, что не истек срок пользования TCP по предыдущему обеспечению.

Согласно п.9 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ), срок пользования ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке, составляет не менее 6 месяцев.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Принимая во внимание, что на момент обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением об обеспечении его ортопедической обувью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и срока его рассмотрения шестимесячный срок пользования ранее предоставленной ДД.ММ.ГГГГ обувью истек, то суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по отказу ФИО1 в обеспечении ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары. В связи с чем, требования прокурора <адрес> в указанной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено направление на получение либо изготовление ТСР .

Таким образом, обязанность по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары ответчиком исполнена, в связи с чем, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

Таким образом, иск <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск <адрес>, в интересах ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным действие Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> об отказе ФИО1 в обеспечении техническими средствами реабилитации, а именно: ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки, в количестве 1 пары на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что не истек срок пользования TCP по предыдущему обеспечению, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16.10.2023.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

2-3442/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Левокумского района Ставропольского края
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Кузнецова Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
26.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2023Подготовка дела (собеседование)
17.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
06.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее