Дело № 2-456/2021
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Мазлоевой Е.С., с участием истца Козловой Н.Б., представителя ответчика Илибаева П.К., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Козловой Натальи Борисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Перми (межрайонное) о признании решения незаконным, назначении пенсии,
установил:
С учетом уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований, Козлова Н.Б. просит отменить незаконное и необоснованное решение комиссии Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми от 07 сентября 2020 года, решение о внесении изменений от 14 января 2021 года об отказе в назначении пенсии по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; возложить обязанность на Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Перми назначить досрочную пенсию по старости с 19 мая 2020 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением ГУ УПФ по Пермскому краю в Кировском районе г.Перми № от 07 сентября 2020 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального страхового стажа 10 лет, при этом в специальный стаж составил 9 лет 11 месяцев 24 дня. Не включены следующие периоды работы в вагонном депо станции Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги, слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик-ремонтник; старший осмотрщик вагонов
- с 23 марта 1992 года по 29 марта 1992 года (07 дней) – отпуск без сохранения заработной платы;
- с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года (28 дней) - по сведениям ИЛС;
- с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года (07 дней) – учебный отпуск (информация о выплате заработной платы отсутствует).
Решением о внесении изменений от 14 января 2021 года № ГУ – Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г. Перми внесены изменения в решение об отказе в установлении пенсии № от 07 сентября 2020 года, № от 14 апреля 2020 года, а именно: из раздела о включении в специальный стаж исключен период: промывочно-пропарочная станция Осенцы Свердловской железной дороги, осмотрщик-ремонтник, с 06 августа 1994 года – 11 октября 1994 года (02 месяца 06 дней). Указанный период добавлен в раздел о не включении в специальный стаж. Продолжительность не включенного в специальный стаж периода изменена на 3 месяца 18 дней. В остальной части решение оставлено без изменений.
С указанными решениями истец не согласна, указав, что учебный отпуск в количестве 7 дней в период работы с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года был оплачен работодателем, за работником сохранялась заработная плата, из которой работодатель производил необходимые отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Обучение в высшем образовательном учреждении было непосредственно связано с трудовой деятельностью.
Период работы в количестве 28 № в период с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года также необоснованно исключен ответчиком, поскольку в соответствии с архивной справкой от 30 апреля 2020 года в 1998 году без оплаты по кодам выплат <адрес> «Часы неявок с разрешения администрации» и № «Часы неявок для работающих с неполным рабочим днем» значится 117 часов, что не соответствует 28 дням без сохранения заработной платы. В 1998 году норма рабочего времени составлялась 1985 часов, т.к. среднемесячная норма рабочего времени составляет 165,4. Таким образом, с учетом неявок в 117 часов отсутствие на рабочем месте без сохранения заработной платы в течение года должно составлять 21,5 дней. В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени. Из расчетных листов за 1998 год следует, что истец отработала 1868 часов, что соответствует 94 % рабочего времени.
Также неправомерно исключен период работы истца в количестве 02 месяца 06 дней в должности осмотрщика-ремонтника пункта обслуживания вагонов промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги. Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, предусмотрены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог. С июня 1994 года по май 1995 года станция Осенцы являлась станцией 1 класса. Занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для осмотрщиков-ремонтников не предусмотрена. Указанный период оплачивался работодателем с указанием кода льготы 57 – доплата за вредные условия труда, работа выполнялась в течение полного рабочего времени.
В судебном заседании истец Козлова Н.Б. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Перми (межрайонное) в судебном заседании исковые требования не признал, подтвердив позицию, изложенную в письменных возражениях. Так, в отзывах на исковое заявление, имеющихся в материалах дела, указано, что период учебного отпуска продолжительностью 7 дней не может быть включен в специальный стаж, поскольку в период обучения работа не выполняется в течение полного рабочего дня – пункт 4 Правил исчисления специального стажа. Исключений из этого правила для учебных отпусков законодательством не предусмотрено. Периоды отпусков без сохранения заработной платы в специальный стаж не включаются. Согласно архивной справке от 30 апреля 2020 года, выданной Свердловской железной дорогой, соответствующие подлинные приказы работодателя не сохранились по причине истечения их срока хранения, но на момент предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета они должны были еще существовать. В справке указано, что у истицы имелись «Часы неявок для работающих с неполным рабочим днем», что дает основание предполагать, что часть времени истица работала в режиме неполного рабочего времени. Такие дни не подлежат включению в специальный стаж (при этом дни не будут включаться в специальный стаж полностью, а не только в части неявок, продолжительность которых приведена в справке). Факт работы в режиме неполного рабочего времени не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть – не сохранились приказы работодателя. Кроме того, исключен период работы с 06 августа 1994 года по 11 октября 1994 года, с учетом чего общая продолжительность специального стажа составляет 9 лет 9 месяцев 18 дней. Работа на ППС Осенцы не может считаться работой на пункте технического обслуживания вагонов, т.к. данное предприятие не входит в состав названных видов станций: сортировочных, участковых, пограничных передаточных, массовой погрузки вагонов. Касательно уточняющей справки от 26 января 2021 года № 5, выданной АО «Сорбент», период с 18 января 1989 года по 28 февраля 1989 года будет зачтен в специальный стаж истца, однако, если данный период будет зачтен, право на досрочную пенсию возникнет у истца с даты обращения с названной справкой – 27 января 2021 года. Таким образом, оснований для назначения досрочной страховой пенсии не имеется.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии указаны в статье 30 Закона «О страховых пенсиях».
По смыслу статей 1, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на получение досрочной пенсии носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения, а, следовательно, требует дополнительных условий для получения возможности применения такого права. В качестве основного условия предоставления права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста Федеральный закон «О страховых пенсиях» предъявляет требования наличия стажа определенной работы.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что 19 мая 2020 года Козлова Н.Б. обратилась в ГУ УПФ РФ в Кировском районе г. Перми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Управлением ПФР в Кировском районе г. Перми от 07 сентября 2020 года № Козловой Н.Б. в назначении пенсии с 19 мая 2020 года в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа (менее 10 лет).
При этом общая продолжительность трудовой деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в специальный стаж на соответствующих видах работ, составила 09 лет 11 месяцев 24 дня, при требуемом стаже 10 лет.
В стаж на соответствующих видах работ пенсионный фонд не включил следующие периоды работы в вагонном депо станции Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги, слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик-ремонтник; старший осмотрщик вагонов:
- с 23 марта 1992 года по 29 марта 1992 года (07 дней) – отпуск без сохранения заработной платы;
- с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года (28 дней) - по сведениям ИЛС;
- с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года (07 дней) – учебный отпуск (информация о выплате заработной платы отсутствует).
Всего не включено в специальный стаж 01 месяц 12 дней.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г. Перми от 14 января 2021 года № внесены изменения в решение об отказе в установлении пенсии от 07 сентября 2020 года № и от 14 апреля 2020 года № Козловой Н.Б., из раздела о включении в специальный стаж исключен период:
- промывочно-пропарочная станция Осенцы Свердловской железной дороги, осмотрщик-ремонтник с 06 августа 1994 года по 11 октября 1994 года (02 месяца 06 дней).
Продолжительность специального стажа изменена на 09 лет 09 месяцев 18 дней.
В раздел о не включении в специальный стаж добавлен указанный период. Продолжительность не включенного в специальный стаж периода изменен на 03 месяца 18 дней, поскольку согласно Перечню наименований профессий и должностей работников железнодорожного транспорта правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Согласно Перечня станцией внеклассных и первого класса Свердловской железной дороги, для подтверждения прав работника хозяйства перевозок на льготное пенсионное обеспечение станция Осенцы не относится к станциям к интенсивным движением поездов. В остальной части решение оставлено без изменений.
В связи с реорганизацией территориальных органов ПФР в Пермском крае с 31 декабря 2020 года полное наименование ответчика - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми (межрайонное).
Материалами дела подтверждено, что 05 декабря 2008 года между К. и Сарапкиной Н.Б. заключен брак, о чем составлена запись акта о заключении брака №, после заключения брака жене присвоена фамилия Козлова, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
Истцом оспаривается законность указанных решений в части не включения периодов работы осмотрщиком-ремонтником Вагонного депо станции Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года (28 дней); с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года (07 дней); осмотрщиком-ремонтником промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги с 06 августа 1994 года по 11 октября 1994 года (02 месяца 06 дней).
Из трудовой книжки истца следует, что 06 августа 1994 года Козлова (Сарапкина) Н.Б. принята осмотрщиком-ремонтником пункта обслуживания вагонов 5 разряда на Промывочно-пропарочную станцию Осенцы Свердловской железной дороги. 12 октября 1994 года уволена переводом по соглашению сторон. 18 октября 1994 года принята в порядке перевода с ППС Осенцы осмотрщиком-ремонтником 5 разряда. 16 декабря 2000 года назначена исполняющей обязанности старшего осмотрщика вагонов 6 разряда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ установлено, что трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с Постановлением Правительства от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальной учреждений, (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах, исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Правом на досрочную пенсию в соответствии со Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, обладают осмотрщики - ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.
Порядок подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, а женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. При подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
Железнодорожные станции в зависимости от объема выполняемых работ разделяются на классы. При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении работников железнодорожных станций необходимо знать, на каких станциях они работают.
Станции подразделяются на внеклассные, первого, второго, третьего, четвертого, пятого классов.
В соответствии со Штатным расписанием аппарата управления линейного штата по Пермскому отделению Свердловской железной дороги с 01 мая 1994 года, станция Осенцы была отнесена к станциям первого класса.
В соответствии с расчетными листами за август – октябрь 1994 года, Козловой (Сарапкиной) Н.Б. начислялась заработная плата с доплатой за вредные условия труда.
Согласно архивной справке от 13 января 2021 года филиала ОАО «РЖД» Свердловской железной дороги, сведений о нахождении Сарапкиной Н.Б. в отпусках без сохранения заработной платы, отпусках по уходу за детьми, учебных отпусках, курсах повышения квалификации, прогулах, периодах простоя, прочих отвлечениях от основной деятельности (забастовках, донорских днях и др.) за период работы в промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги с 06 августа 1994 года по 11 октября 1994 года не имеется.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт осуществления истцом трудовой деятельности в должности осмотрщика-ремонтника на пункте обслуживания вагонов промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги в период с 06 августа 1994 года по 11 октября 1994 года, предусмотренной Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, в течение полного рабочего времени, следовательно, указанный период необоснованно не включен ответчиком в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии.
Доводы ответчика о том, что станция Осенцы не относится к станциям с интенсивным движением поездов судом во внимание не принимаются, поскольку занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для осмотрщиков-ремонтников не предусмотрена (Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272).
Также представленная ответчиком безыменная справка ОАО «РЖД», уточняющая характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости на соответствующих видах работ на 01 января 2002 года, не свидетельствует об относимости её к Козловой Н.Б., как и представленный в материалы дела перечень станций внеклассных и 1 класса Свердловской железной дороги для подтверждения прав работником хозяйства перевозок на льготное пенсионное обеспечение за период с июня 2006 года по май 2007 года не относится к спорному периоду 1994 года.
Не являются убедительными и доводы ответчика о том, что право на досрочную пенсию имеют осмотрщики-ремонтники вагонов, входящих в состав сортировочных и участковых станций, поскольку такие требования постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 не предусмотрены, а действовавший в спорный период Приказ Министра путей сообщения СССР от 21.04.1976 № 27Ц преследовал цель улучшения качества ремонта и текущего содержания вагонов, следовательно, правоотношения в сфере пенсионных прав работников не определял.
Не опровергает установленного и статус промывочно-пропарочной станции Осенцы, которая в спорный период являлась государственным предприятием, входила в состав Пермского отделения Свердловской железной дороги, руководствовалась действующим законодательством, приказами, указаниями и другими нормативными актами Министерства путей сообщения РФ, железной дороги, осуществляла свою основную деятельность по содержанию обустройств, обеспечивающих выполнение транспортных услуг по перевозке грузов, пассажиров, багажа, почты.
Таким образом, работа Козловой Н.Б. осмотрщиком-ремонтником промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги с 06 августа 1994 года по 11 октября 1994 года (02 месяца 06 дней) была связана с обеспечением движения поездов в условиях повышенной опасности, в связи с чем она подвергалась воздействию опасных и вредных производственных факторов. Выполняемая ею работа была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, выполнялась в течение полного рабочего времени, в связи с чем работодателем производились доплаты за вредные условия труда с кодом льготы 057.
Кроме того, как следует из архивной справки № Пермского института железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» от 22 января 2020 года, Сарапкина – ныне Козлова Н.Б. обучалась в Пермском техникуме железнодорожного транспорта на заочном отделении по специальности «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте» с 01 сентября 1999 года (приказ о зачислении от 30 августа 1999 года №).
В октябре 1999 года ей был предоставлен ученический отпуск, оформленный работодателем по коду выплат 34 «Оплата за время выполнения государственных и общественных обязанностей».
В соответствии с архивной справкой Службы управления делами Свердловской железной дороги филиала ОАО «РЖД» от 30 апреля 2020 года отсутствие на рабочем месте в октябре 1999 года значится 34,5 рабочих часа, начислено 617 рублей 72 коп. Начисление и выплата работодателем заработной платы в течение указанного периода подтверждается расчетным листом за октябрь.
Из справки «Ремонтно-эксплуатационное вагонное депо Пермь-Сортировочная» ОАО «РЖД» от 09 января 2004 года № следует, что в период с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года из специального стажа Сарапкиной Н.Б. исключено 6 дней по причине учебного отпуска, что подтверждалось табелем учета рабочего времени.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Как было указано выше, в соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды учебных отпусков являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, а потому на основании абзаца 2 пункта 5 указанных Правил, период учебных отпусков истца подлежит зачету в специальный стаж.
При изложенных обстоятельствах, суд находит требования истца о признании незаконным решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода нахождения в учебном отпуске в количестве 7 дней в 1999 году, поскольку в период учебного отпуска за Козловой Н.Б. сохранялось рабочее место и заработная плата.
Доводы ответчика о том, что в период обучения работа не выполняется в течение полного рабочего дня являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Вместе с тем, суд не находит оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 1998 года в количестве 28 дней.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, либо в суд (абзац 4 ст. 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Козлова Н.Б. зарегистрирована в качестве застрахованного лица 08 июня 1999 года.
В соответствии с индивидуальным лицевым счетом, в 1998 году и в 1999 году ею осуществлялась деятельность с кодом «ЗП12Д», что соответствует специальному стажу по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, при этом в 1998 году продолжительность специального стажа составил 11 месяцев 3 дня. Работодателем исключен период в количестве 28 дней (обычные условия статья 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с архивной справкой от 30 апреля 2020 года Филиала ОАО «РЖД» Свердловской железной дороги в 1998 году у Сарапкиной Н.Б. значится без оплаты по кодам «Часы неявок с разрешения администрации», «Часы неявок для работающих с неполным рабочим днем».
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства, в том числе расчетные листы, безусловно, не подтверждают обстоятельства осуществления истцом работы в течение полного рабочего дня, что является обязательным условием для включения периода в стаж работы в особых условиях.
При этом суд учитывает, что в данном случае внесение сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица осуществлялось на основании сведений, предоставляемых работодателем, их недостоверность истцом не подтверждена. Таким образом, отсутствуют основания для включения спорного периода работы истца в его специальный стаж.
Наряду с изложенным, решения ГУ – УПФР в Кировском районе г. Перми в части исключения из специального стажа Козловой Н.Б. периодов нахождения в учебном отпуске в 1999 году в количестве 07 дней, а также периодов работы в должности осмотрщика-ремонтника на пункте обслуживания вагонов промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги в период с 06 августа 1994 года по 11 октября 1994 года (02 месяца 06 дней) является незаконным, а указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
При таких обстоятельствах, на 19 мая 2020 года у Козловой Н.Б. специальный стаж составил 10 лет 01 день (09 лет 9 месяцев 18 дней + 02 месяца 06 дней + 07 дней).
Кроме того, решением Управления ПФР в Кировском районе г. Перми (межрайонное) от 12 апреля 2021 года № на основании вновь представленных документов Козловой Н.Б. в специальный стаж включены следующие периоды: ГБОУ «ПХТТ», учащаяся период с 10 июня 1988 года по 20 июля 1988 года (01 месяц 11 дней), АО «Сорбент», ученик литейщика пластмасс с 18 января 1989 года по 28 февраля 1989 года (01 месяц 11 дней).
Определяя дату, с которой ответчику надлежит назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, суд приходит к следующему.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии (часть 3).
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Козлова Н.Б. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г.Перми 19 мая 2020 года.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2006 года, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
26 января 2021 года Козловой Н.Б. выдана справка, уточняющая характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости на соответствующих видах работ, в том, что она работала на АО «Сорбент» в период с 18 января 1989 года по 28 февраля 1989 года на особых условиях труда.
Актом документальной проверки от 04 марта 2021 года № установлено, что уточняющая справка от 26 января 2021 года № выдана Козловой Н.Б. обоснованно.
Справкой от 17 марта 2021 года №, выданной ГБОУ «Пермский химико-технологический техникум» подтверждено обучение Козловой (Сириной) Н.Б. в среднем профессионально-техническом училище № с 01 сентября 1985 года по 20 июля 1988 года по очной форме по профессии «.......», выпущена на основании приказа «О выпуске» № от 20 июля 1988 года с выдачей диплома с присвоением квалификации «Машинист башенного крана 3 разряда».
Указанные документы ранее в пенсионный орган истцом не предоставлялись, что явилось причиной наличия на 19 мая 2020 года недостоверных сведений на его индивидуальном лицевом счете. Корректировки в индивидуальный лицевой счет были внесены после их предоставления.
Факт работы истца на АО «Сорбент» в должности, позволяющей включить их в специальный стаж, установлен, ответчиком не оспаривается, отсутствие указанных сведений на дату обращения в пенсионный орган не может служить препятствием к реализации права на пенсионное обеспечение.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии установлены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 которой страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Изложенного следует, что днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является день наступления совокупности условий, указанных выше, а именно: наступление возраста для женщины – 50 лет, наличие специального стажа – не менее 10 лет.
С днем подачи заявления в пенсионный орган федеральный законодатель связывает срок назначения пенсии, но не возникновения на нее права.
Учитывая, что на день обращения истца 19 мая 2020 года за назначением пенсии истцом был выработан специальной стаж 10 лет, суд приходит к выводу о том, что право на досрочную страховую пенсию у истца возникло по состоянию на 19 мая 2020 года, в связи с чем в соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец имеет право на назначение ему пенсии с даты обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган – 19 мая 2020 года.
Руководствуясь статьями. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Козловой Н.Б. удовлетворить частично.
Признать незаконными решение Государственного учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми (межрайонное) от 07 сентября 2020 года №, решение о внесении изменений № от 14 января 2021 года в части не включения в специальный стаж Козловой Н.Б. периодов нахождения в учебном отпуске, работы осмотрщиком-ремонтником промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги.
Включить в специальный стаж Козловой Н.Б. период нахождения в учебном отпуске с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года в количестве 07 дней;
- период работы осмотрщиком-ремонтником промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги с 06 августа 1994 года по 11 октября 1994 года (02 месяца 06 дней).
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми (межрайонное) назначить Козловой Наталье Борисовне досрочную страховую пенсию по старости с 19 мая 2020 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Козловой Н.Б. отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми в апелляционном порядке.
Судья Н.М. Швец