Судья ФИО
Дело № 33-504/2023
Дело № 2-543/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 июня 2023 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Тараника В.Ю., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Мерзляковой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.04.2023, которым постановлено:
Исковые требования Лукояновой О.Ж,, Лукояновой А.А. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО», администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании права, возложении обязанности совершить определённые действия - удовлетворить.
Признать за Лукояновой О.Ж., <...> года рождения, уроженкой <...>, паспорт <...>, Лукояновой А.А., <...> года рождения, уроженкой <...> (паспорт <...>), право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления.
Возложить на администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО (ИНН 7904002332, ОГРН 1027900632814) обязанность представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: Еврейская автономная область, <...>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области.
Возложить на областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 10779010022740) обязанность включить сведения о Лукояновой О.Ж., <...> года рождения, уроженке <...>, паспорт <...>, Лукояновой А.А., <...> года рождения, уроженке <...> (паспорт <...>), в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения - 34,7 кв.м.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения истицы Лукояновой А.А., её представителя Сергиенко Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Ленинского сельского поселения), департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО) о признании права, возложении обязанности совершить определённые действия.
Требования мотивировали тем, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, по 1/3 доли в праве собственности. Третьим собственником жилого помещения является Лукоянов А.С. Они зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, иного жилья не имеют. Заключением межведомственной комиссии от 27.12.2022 № 459 принадлежащий им дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Актом обследования межведомственной комиссией установлено, что дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) 2021 года. Администрацией Ленинского сельского поселения им отказано в принятии обязательства об отчуждении имущества, ввиду отсутствия третьего собственника. В свою очередь ОГБУ «МФЦ» отказало в принятии документов, в связи с тем, что обязательство не заверено органом местного самоуправления.
Просили суд признать за ними право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году, в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать администрацию Ленинского сельского поселения предоставить информацию в департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО для включения жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Ленинского муниципального района ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2021 года; обязать ОГБУ «МФЦ» включить сведения об истцах в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения 34,7 кв.м.
Определением суда от 23.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация муниципального образования «Ленинский муниципальный район» (далее - администрация Ленинского муниципального района), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО (далее - ДСЗН правительства ЕАО), губернатор ЕАО.
Определением суда от 15.03.2023 процессуальный статус администрации Ленинского муниципального района изменён с третьего лица на соответчика.
В судебном заседании истцы Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А., их представитель Сергиенко Е.С. доводы и требования искового заявления подержали. Суду пояснили, что после окончания периода ЧС работник администрации Ленинского сельского поселения, осмотрев дом и участок, пояснил им, что какие-либо выплаты им не положены. Полагают, что установленный в постановлении правительства ЕАО срок не является пресекательным.
Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Ярославцева Т.Л. возражала относительно удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что истцами пропущен срок на подачу заявления о получении спорной выплаты, данный срок является пресекательным. Кроме того, истцы не имеют права на получение меры государственной поддержки, поскольку третьим собственником не оформлено обязательство об отчуждении своей доли в спорном доме. В целом поддержала доводы письменных возражений.
Представитель ответчика администрации Ленинского сельского поселения Сычев А.В. возражал относительно удовлетворения иска. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
В судебное заседание представители ответчиков администрации Ленинского муниципального района, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО, губернатор ЕАО, третье лицо Лукоянов А.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» с ним не согласилось, просило его отменить, вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
Мотивируя жалобу, указало, что решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права.
В материалы дела не представлено фотографий, подтверждающих факт подтопления спорного дома в 2021 году.
Земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, не находится в границах зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.
Судом не дана оценка доводу представителя администрации Ленинского сельского поселения о том, что акт о попадании жилого помещения истцов в зону ЧС был составлен ошибочно, фактически жилое помещение в зону ЧС не попало.
Кроме того, судом при вынесении решения не учтено то обстоятельство, что истцы не обратились в ОГБУ «МФЦ» за получением мер социальной поддержки в установленный действующим законодательством срок.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А., третье лицо Лукоянов А.С. просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Лукоянова А.А., её представитель Сергиенко Е.С. возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица Лукоянова О.Ж., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, администрации Ленинского муниципального района, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО, губернатор ЕАО, третье лицо Лукоянов А.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 ГПК РФ).
С учётом указанных норм права, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.
Решение суда обжалуется ответчиком только в части признания за Лукояновой О.Ж., Лукояновой А.А. права на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, и возложения на ОГБУ «МФЦ» обязанности включить сведения об истцах в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, а также выдаче свидетельства, подтверждающего их право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения 34,7 кв.м.
Поскольку в остальной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется, в силу принципа диспозитивности оно не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 указанного Федерального закона).
13.08.2021 распоряжением губернатора ЕАО № 218-рг на территории Еврейской автономной области с 13.08.2021 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В силу подпункта «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют, в том числе граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО (пункт 6 Порядка).
При этом органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан, и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 23.08.2021 № 225-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления».
Согласно пункту 9 Порядка размер выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области до 01.01.2022, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.
В соответствии с Порядком условием предоставления выплаты является заключенное гражданами, указанными в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, являющимися на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, обязательство об отчуждении жилого помещения, оформленное в виде соглашения о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность с соответствующим муниципальным образованием Еврейской автономной области (абзац 2 пункта 7 Порядка).
Материалами дела установлено, что жилое помещение № <...> по <...> ЕАО с 08.05.2014 принадлежит на праве собственности Лукояновой О.Ж., Лукояновой А.А., Лукоянову А.С. (по 1/3 в праве собственности).
По указанному адресу зарегистрированы: Лукоянова О.Ж. и Лукоянова А.А. с 04.10.2013, Лукоянов А.С. с 10.01.2001.
Брак между Лукояновой О.Ж. и Лукояновым А.С. расторгнут в 2018 году, из пояснений истцов следует, что они совместное хозяйство с Лукояновым А.С. не ведут. Из сообщения администрации сельского поселения следует, что истцы совместно с Лукояновым А.С. не проживают с 2020 года.
Согласно акту обследования помещения от 21.12.2022 № 459 указанное жилое помещение получило повреждения, вследствие воздействия паводковых, ливневых и почвенных вод во время функционирования режима «Чрезвычайная ситуация» 2021 года.
Заключением межведомственной комиссии от 27.12.2022 № 459 на основании данного акта жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, признано не пригодным для дальнейшего проживания.
Суд первой инстанции, установив, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А. проживали в указанном жилом доме, который пострадал в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, иного пригодного для проживания жилого помещения в собственности у них не имеется, принимая во внимание, что обращение истцов за получением спорной выплаты по истечении срока не может служить основанием в отказе в иске, учитывая, что реализация права на получение выплаты в настоящем деле не может быть поставлена в зависимость от наличия волеизъявления сособственника квартиры, признанной в установленном порядке непригодной для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного характера, на безвозмездное отчуждение своей доли, поскольку данный сособственник членом семьи истцов в настоящее время не является, пришёл к выводу, что у истцов возникло право на получение меры государственной поддержки, установленной вышеназванными нормативно-правовыми актами. В связи с чем обязал ответчика ОГБУ «МФЦ» выдать им свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного, на состав семьи из 2 человек из расчёта площади жилого помещения 34,7 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждено как подтопление находившегося в собственности истцов жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, так и утрата данного помещения вследствие такого подтопления.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым (постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03.2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П, от 14.01.2020 № 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П).
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка доводу представителя администрации Ленинского сельского поселения о том, что акт о попадании жилого помещения истцов в зону ЧС был составлен ошибочно, фактически жилое помещение в зону ЧС не попало, опровергается материалами дела.
Так, из пояснений представителя администрации Ленинского сельского поселения Сычева А.В., данных в судебном заседании 15.03.2023, следует, что причиной, по которой информация о спорном жилом помещении как об утраченном жилом помещении в результате ЧС, возникшей в 2021 году, не была передана в департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, послужило отсутствие заявления от всех собственников о безвозмездном отчуждении жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представитель администрации Ленинского сельского поселения не давал суду первой инстанции пояснений о том, что акт о попадании жилого помещения истцов в зону ЧС был составлен ошибочно, фактически жилое помещение в зону ЧС не попало.
Кроме того, согласно возражениям на исковое заявление администрации Ленинского сельского поселения в заключении соглашения о безвозмездном отчуждении спорного жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность было отказано в связи с тем, что для его заключения прибыли не все собственники указанного жилого помещения.
Доказательств, подтверждающих, что акт о попадании жилого помещения истцов в зону ЧС был составлен ошибочно, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, основанием к отказу во включении спорного жилого помещения в указанный перечень послужило отсутствие обязательства об отчуждении жилого помещения, оформленное сособственником жилого помещения Лукояновым В.С.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, не находится в границах зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, не опровергает выводов суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не учтено то обстоятельство, что истцы не обратились в ОГБУ «МФЦ» за получением мер социальной поддержки в установленный действующим законодательством срок, является необоснованным.
Пунктом 11 Порядка установлено, что обратиться за выплатой гражданин имеет право не позднее 1 года со дня принятия губернатором Еврейской автономной области соответствующего распоряжения об определении границ зон чрезвычайной ситуации, совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями на территории Еврейской автономной области.
В случае, если право на предоставление выплаты установлено в судебном порядке, гражданин имеет право обратиться за предоставлением выплаты в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Согласно Порядку основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие жилого помещения в Перечне; отсутствие у гражданина или членов его семьи права на получение выплаты.
При этом перечень оснований для отказа во включении в названный список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Предусмотренный пунктом 11 Порядка срок подачи заявлений в ОГБУ «МФЦ» не является пресекательным, поскольку Порядок не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих заявлений в иной срок. Наличие или отсутствие уважительных причин пропуска срока подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки должно быть предметом исследования суда при разрешении спора.
В суд первой инстанции было представлено заявление о восстановлении пропущенного срока на обращение в ОГБУ «МФЦ» для получения выплаты.
Из указанного заявления следует, что после зимы 2021-2022 года стали проявляться последствия ЧС 2021 года, что послужило основанием для обращения истцов в администрацию Ленинского сельского поселения.
При этом распоряжением губернатора ЕАО от 03.03.2023 № 35-рг внесены изменения в приложение № 2 к распоряжению губернатора Еврейской автономной области от 23.08.2021 № 225-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления», жилое помещение по адресу: ЕАО, <...>, включено в зону чрезвычайной ситуации 2021 года.
Учитывая положения пункта 11 Порядка, а также принимая во внимание, что Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А. имели уважительные причины длительного не обращения за получением выплаты, судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что истцы пропустили срок для обращения за выплатой.
Из представленных в суд апелляционной инстанции истцами и третьим лицом Лукояновым А.С. документов следует, что 20.05.2023 всеми собственниками спорного жилого помещенияглаве администрации Ленинского сельского поселения подано обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения и земельного участка по адресу: ЕАО, <...>.
Кроме того, 20.05.2023 третье лицо Лукоянов А.С. обратился в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о включении сведений о нём в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС 2021 года, и выдаче свидетельства, подтверждающего его право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения - 17,33 кв.м.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время спорное жилое помещение включено в зону чрезвычайной ситуации 2021 года, обязательство об отчуждении жилого помещения оформлено всеми собственниками, соответственно истцы имеют право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При указанных обстоятельствах принятое судом решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Серга
Судьи В.Ю. Тараник
О.М. Кукшинова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.07.2023.
Дело № 33-504/2023
Дело № 2-543/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 июня 2023 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Тараника В.Ю., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Мерзляковой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.04.2023, которым постановлено:
Исковые требования Лукояновой О.Ж,, Лукояновой А.А. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО», администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании права, возложении обязанности совершить определённые действия - удовлетворить.
Признать за Лукояновой О.Ж., <...> года рождения, уроженкой <...>, паспорт <...>, Лукояновой А.А., <...> года рождения, уроженкой <...> (паспорт <...>), право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления.
Возложить на администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО (ИНН 7904002332, ОГРН 1027900632814) обязанность представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: Еврейская автономная область, <...>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области.
Возложить на областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (ИНН 7901530648, ОГРН 10779010022740) обязанность включить сведения о Лукояновой О.Ж., <...> года рождения, уроженке <...>, паспорт <...>, Лукояновой А.А., <...> года рождения, уроженке <...> (паспорт <...>), в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения - 34,7 кв.м.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения истицы Лукояновой А.А., её представителя Сергиенко Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А. обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация Ленинского сельского поселения), департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО) о признании права, возложении обязанности совершить определённые действия.
Требования мотивировали тем, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, по 1/3 доли в праве собственности. Третьим собственником жилого помещения является Лукоянов А.С. Они зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, иного жилья не имеют. Заключением межведомственной комиссии от 27.12.2022 № 459 принадлежащий им дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Актом обследования межведомственной комиссией установлено, что дом пострадал в результате чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) 2021 года. Администрацией Ленинского сельского поселения им отказано в принятии обязательства об отчуждении имущества, ввиду отсутствия третьего собственника. В свою очередь ОГБУ «МФЦ» отказало в принятии документов, в связи с тем, что обязательство не заверено органом местного самоуправления.
Просили суд признать за ними право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году, в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать администрацию Ленинского сельского поселения предоставить информацию в департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО для включения жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Ленинского муниципального района ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2021 года; обязать ОГБУ «МФЦ» включить сведения об истцах в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выдать свидетельство, подтверждающее их право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения 34,7 кв.м.
Определением суда от 23.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация муниципального образования «Ленинский муниципальный район» (далее - администрация Ленинского муниципального района), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО (далее - ДСЗН правительства ЕАО), губернатор ЕАО.
Определением суда от 15.03.2023 процессуальный статус администрации Ленинского муниципального района изменён с третьего лица на соответчика.
В судебном заседании истцы Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А., их представитель Сергиенко Е.С. доводы и требования искового заявления подержали. Суду пояснили, что после окончания периода ЧС работник администрации Ленинского сельского поселения, осмотрев дом и участок, пояснил им, что какие-либо выплаты им не положены. Полагают, что установленный в постановлении правительства ЕАО срок не является пресекательным.
Представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Ярославцева Т.Л. возражала относительно удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что истцами пропущен срок на подачу заявления о получении спорной выплаты, данный срок является пресекательным. Кроме того, истцы не имеют права на получение меры государственной поддержки, поскольку третьим собственником не оформлено обязательство об отчуждении своей доли в спорном доме. В целом поддержала доводы письменных возражений.
Представитель ответчика администрации Ленинского сельского поселения Сычев А.В. возражал относительно удовлетворения иска. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
В судебное заседание представители ответчиков администрации Ленинского муниципального района, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО, губернатор ЕАО, третье лицо Лукоянов А.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» с ним не согласилось, просило его отменить, вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
Мотивируя жалобу, указало, что решение принято судом первой инстанции с нарушением норм материального и процессуального права.
В материалы дела не представлено фотографий, подтверждающих факт подтопления спорного дома в 2021 году.
Земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, не находится в границах зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.
Судом не дана оценка доводу представителя администрации Ленинского сельского поселения о том, что акт о попадании жилого помещения истцов в зону ЧС был составлен ошибочно, фактически жилое помещение в зону ЧС не попало.
Кроме того, судом при вынесении решения не учтено то обстоятельство, что истцы не обратились в ОГБУ «МФЦ» за получением мер социальной поддержки в установленный действующим законодательством срок.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А., третье лицо Лукоянов А.С. просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Лукоянова А.А., её представитель Сергиенко Е.С. возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица Лукоянова О.Ж., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, администрации Ленинского муниципального района, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, ДСЗН правительства ЕАО, губернатор ЕАО, третье лицо Лукоянов А.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 ГПК РФ).
С учётом указанных норм права, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.
Решение суда обжалуется ответчиком только в части признания за Лукояновой О.Ж., Лукояновой А.А. права на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, и возложения на ОГБУ «МФЦ» обязанности включить сведения об истцах в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, а также выдаче свидетельства, подтверждающего их право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного из расчёта площади жилого помещения 34,7 кв.м.
Поскольку в остальной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется, в силу принципа диспозитивности оно не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 указанного Федерального закона).
13.08.2021 распоряжением губернатора ЕАО № 218-рг на территории Еврейской автономной области с 13.08.2021 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В силу подпункта «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют, в том числе граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО (пункт 6 Порядка).
При этом органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан, и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 23.08.2021 № 225-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления».
Согласно пункту 9 Порядка размер выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области до 01.01.2022, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.
В соответствии с Порядком условием предоставления выплаты является заключенное гражданами, указанными в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, являющимися на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, обязательство об отчуждении жилого помещения, оформленное в виде соглашения о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в муниципальную собственность с соответствующим муниципальным образованием Еврейской автономной области (абзац 2 пункта 7 Порядка).
Материалами дела установлено, что жилое помещение № <...> по <...> ЕАО с 08.05.2014 принадлежит на праве собственности Лукояновой О.Ж., Лукояновой А.А., Лукоянову А.С. (по 1/3 в праве собственности).
По указанному адресу зарегистрированы: Лукоянова О.Ж. и Лукоянова А.А. с 04.10.2013, Лукоянов А.С. с 10.01.2001.
Брак между Лукояновой О.Ж. и Лукояновым А.С. расторгнут в 2018 году, из пояснений истцов следует, что они совместное хозяйство с Лукояновым А.С. не ведут. Из сообщения администрации сельского поселения следует, что истцы совместно с Лукояновым А.С. не проживают с 2020 года.
Согласно акту обследования помещения от 21.12.2022 № 459 указанное жилое помещение получило повреждения, вследствие воздействия паводковых, ливневых и почвенных вод во время функционирования режима «Чрезвычайная ситуация» 2021 года.
Заключением межведомственной комиссии от 27.12.2022 № 459 на основании данного акта жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, признано не пригодным для дальнейшего проживания.
Суд первой инстанции, установив, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы Лукоянова О.Ж., Лукоянова А.А. проживали в указанном жилом доме, который пострадал в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, иного пригодного для проживания жилого помещения в собственности у них не имеется, принимая во внимание, что обращение истцов за получением спорной выплаты по истечении срока не может служить основанием в отказе в иске, учитывая, что реализация права на получение выплаты в настоящем деле не может быть поставлена в зависимость от наличия волеизъявления сособственника квартиры, признанной в установленном порядке непригодной для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного характера, на безвозмездное отчуждение своей доли, поскольку данный сособственник членом семьи истцов в настоящее время не является, пришёл к выводу, что у истцов возникло право на получение меры государственной поддержки, установленной вышеназванными нормативно-правовыми актами. В связи с чем обязал ответчика ОГБУ «МФЦ» выдать им свидетельство на приобретение жилого помещения взамен утраченного, на состав семьи из 2 человек из расчёта площади жилого помещения 34,7 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждено как подтопление находившегося в собственности истцов жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, так и утрата данного помещения вследствие такого подтопления.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым (постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03.2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П, от 14.01.2020 № 2-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П).
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка доводу представителя администрации Ленинского сельского поселения о том, что акт о попадании жилого помещения истцов в зону ЧС был составлен ошибочно, фактически жилое помещение в зону ЧС не попало, опровергается материалами дела.
Так, из пояснений представителя администрации Ленинского сельского поселения Сычева А.В., данных в судебном заседании 15.03.2023, следует, что причиной, по которой информация о спорном жилом помещении как об утраченном жилом помещении в результате ЧС, возникшей в 2021 году, не была передана в департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, послужило отсутствие заявления от всех собственников о безвозмездном отчуждении жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представитель администрации Ленинского сельского поселения не давал суду первой инстанции пояснений о том, что акт о попадании жилого помещения истцов в зону ЧС был составлен ошибочно, фактически жилое помещение в зону ЧС не попало.
Кроме того, согласно возражениям на исковое заявление администрации Ленинского сельского поселения в заключении соглашения о безвозмездном отчуждении спорного жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность было отказано в связи с тем, что для его заключения прибыли не все собственники указанного жилого помещения.
Доказательств, подтверждающих, что акт о попадании жилого помещения истцов в зону ЧС был составлен ошибочно, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, основанием к отказу во включении спорного жилого помещения в указанный перечень послужило отсутствие обязательства об отчуждении жилого помещения, оформленное сособственником жилого помещения Лукояновым В.С.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что земельный участок, расположенный по адресу: <...>, не находится в границах зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, не опровергает выводов суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не учтено то обстоятельство, что истцы не обратились в ОГБУ «МФЦ» за получением мер социальной поддержки в установленный действующим законодательством срок, является необоснованным.
Пунктом 11 Порядка установлено, что обратиться за выплатой гражданин имеет право не позднее 1 года со дня принятия губернатором Еврейской автономной области соответствующего распоряжения об определении границ зон чрезвычайной ситуации, совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями на территории Еврейской автономной области.
В случае, если право на предоставление выплаты установлено в судебном порядке, гражданин имеет право обратиться за предоставлением выплаты в течение 3 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Согласно Порядку основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие жилого помещения в Перечне; отсутствие у гражданина или членов его семьи права на получение выплаты.
При этом перечень оснований для отказа во включении в названный список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Предусмотренный пунктом 11 Порядка срок подачи заявлений в ОГБУ «МФЦ» не является пресекательным, поскольку Порядок не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих заявлений в иной срок. Наличие или отсутствие уважительных причин пропуска срока подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки должно быть предметом исследования суда при разрешении спора.
В суд первой инстанции было представлено заявление о восстановлении пропущенного срока на обращение в ОГБУ «МФЦ» для получения выплаты.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ 2021-2022 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 03.03.2023 № 35-░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ № 2 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23.08.2021 № 225-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░, <...>, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 11 ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 20.05.2023 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░, <...>.
░░░░░ ░░░░, 20.05.2023 ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - 17,33 ░░.░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ 06.04.2023 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.07.2023.