Дело № 2-1434/2020
22RS0066-01-2020-000933-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Яковченко О.А.
при секретаре Чернета К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтайской краевой общественной организации «СПРУТ» в интересах Чугуй Р.В. к ООО УК «Перспектива» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
АКОО «СПРУТ» обратилось в Железнодорожный районный суд <адрес> в интересах Чугуй Р.В. с иском к ООО УК «Перспектива», в котором просило взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. и обязать общество предоставить информацию и ответ по претензию от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- предоставить документы по оказанию услуги (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилым и нехилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме за период с ДД.ММ.ГГГГ или возможность с их ознакомлением, а также акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в течение 10 дней;
- обязать предоставить отчеты по оказанию услуг и (или выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилым и нехилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме, а также акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленного иска указал, что потребитель Чугуй Р.В. обратился к ответчику с претензией от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просил предоставить информацию (документы), однако исполнитель услуг проигнорировал требования потребителя.
В судебное заседание стороны не явились, извещены в установленном законом порядке.
Представитель ООО «УК «Перспектива» направил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать, ответ на заявление истца направлен, и получен истцом. Просил применить срок исковой давности.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в <адрес> в суд не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в ст. 10 данного кодекса, а способы защиты - в ст. 12 данного кодекса.
Исходя из положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть заявителю.
Судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право. Исходя из вышеприведенных положений, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом ООО УК «Перспектива» осуществляет управление многоквартирным домом №<адрес>
Чугуй Р.В. является собственником жилого помещения № в указанном доме.
В силу пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Чугуй Р.В. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направил заявление о предоставлении информации и документов.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное заявление директором ООО «УК «Перспектива» был дан ответ, согласно которому управляющая компания проинформировала истца, что:
- удовлетворяет просьбу и отказывается от нанесения разметки на прилегающем земельном участке, так как нет решения общего собрания собственников о ее нанесении;
- информирует истца, что УК размещает всю необходимую информацию на сайтах сети Интернет: reformagkh.ru, dom.gosuslugi.ru.
- а для осуществления контроля за выполнением обязательств и получения заключенных договоров по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества, актов выполнения работ в соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо предоставить доверенность на право требования и получения этих документов.
Указанный ответ направлен истцу почтой и через систему ГИС ЖКХ путем прикрепления и отправки сформированного ответа, что подтверждается представленными скринами.
Обратное истцом в суд не представлено.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно разделу 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" указана информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
В силу пп. «р» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель обязан: предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 165 ЖК РФ управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") установлены сроки предоставления по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме управляющей организацией информации подлежащей раскрытию из перечня.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела истец просил предоставить информацию - документы в письменном виде или возможность ознакомиться с такими документами.
По части претензии от ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ о том, что управляющая компания удовлетворила его просьбу и отказалась от нанесения разметки на прилегающем земельном участке, так как нет решения общего собрания собственников о ее нанесении.
В соответствии со ст. 161.1Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
Совет многоквартирного дома:
1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;
3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;
7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
Председатель совета многоквартирного дома, в том числе, осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса (п. 4 ч. 8).
Таким образом, принятие решения о наделении правом требования и выдачи на это доверенности председателю совета многоквартирного дома Жилищным кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
Такой доверенности на право требования документов, указанных истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, им в управляющую компанию представлено не было как при подаче этого заявления, так и до настоящего времени.
Не представлено доверенности истцом и в ходе рассмотрения настоящего дела судом.
Кроме того, рассматривая требования истца о предоставлении документов по оказанию услуги (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилым и нехилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме за период с ДД.ММ.ГГГГ или возможность с их ознакомлением, а также акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в течение 10 дней; обязании предоставить отчеты по оказанию услуг и (или выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилым и нехилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме, а также акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ договора управления управляющая компания предоставляет гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, размерах оплаты, в соответствии с этими ценами и тарифами, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах, тарифах и нормативах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
Предел обязательств управляющей организации установлен правовыми положениями ст. 161, 165 ЖК РФ; Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; а также Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
На основании пп "р" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обязанность исполнителя о предоставлении информации в трехдневный срок распространяется только на обращения по вопросам качества предоставления коммунальных услуг, а также на получение информации об объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, которые содержатся в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Как следует из вышеприведенных правовых положений, действующим законодательством на ответчика, являющегося управляющей компанией дома, возложено обязательство по предоставлению потребителю информации о перечнях, объемах, качестве, датах выполнения, стоимости оказанных работ и услуг, носящей общий справочный и информационный характер.
Обращение истца к ответчику фактически не содержало ни жалоб на качество предоставления услуги, ни требований о предоставлении информации по объемам потребленных многоквартирным домом коммунальных ресурсов в соответствии с пп "р" п. 31 Правил, в связи с чем суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовала обязанность предоставления запрашиваемой информации.
Запрошенные истцом без какой-либо конкретизации документы не отнесены законодателем к информации и документам, подлежащим раскрытию и передаче по запросу потребителя. Указанные сведений отнесены к внутренней отчетной, бухгалтерской, коммерческой деятельности ответчика, связанной с исполнением договорных обязательств между ответчиком и контрагентами, стороной по которым потребитель не является и, следовательно, правомочиями по получению информации, содержащихся в документообороте по исполнению таких сделок, не обладает.
Учитывая изложенное, требования истца о предоставлении внутренней документации ответчика, относящейся к исполнению сделок, заключенных с контрагентами, на законе не основаны.
Кроме того, согласно положениям п. 40 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
При этом в материалы дела доказательств, подтверждающих наличие в договоре управления многоквартирным домом, условий осуществления собственником помещения многоквартирного дома контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления путем предоставления запрашиваемых истцом документов не представлено.
Разрешая исковые требования, суд, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, и учитывая, что ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу был направлен ДД.ММ.ГГГГ и получен истцом, доказательств невыполнения ответчиком обязательств по оказанию услуг, либо предоставления услуг ненадлежащего качества, истцом в ходе рассмотрения дела не представлено, пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных истцом требований о предоставлении вышеуказанных документов.
Кроме того в силу п. ДД.ММ.ГГГГ договора управления управляющая компания обязана путем размещения на информационных стендах, расположенных в подъездах дома, размещать отчет о выполнении управляющей организацией договора за истекший календарный год в течение первого квартала года, следующего за истекшим годом.
Доказательств неисполнения указанной обязанности в материалы дела не предоставлено. Истцу направлен ответ, в котором сообщалось, что вся необходимая информация размещается управляющей компанией на официальных сайтах сети Интернет.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 года "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг, а также информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг опубликована на сайтах в сети Интернет www.dom.mos.ru и www.reformagkh.ru. Предоставление же Актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, актов о нарушении нормативов качества, актов о не предоставлении коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества, собственникам помещений вышеуказанными нормативными актами не предусмотрено, а их не предоставление не может являться подтверждением невыполнения и/или ненадлежащего выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчиком требования законодательства о размещении необходимой информации о его деятельности исполняются, а доказательств обратного истцом не представлено.
Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Из представленных стороной истца документов следует, что Чугуй Р.В. у ответчика была запрошена информация относительно уже оказанных услуг, таким образом, характер запрошенной истцами информации не отвечает положениям статьи 10 вышеуказанного Закона, а потому не свидетельствует о нарушении прав истца на информацию по смыслу вышеуказанной нормы материального права.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктом 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 « О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» предусмотрено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Статьей 200 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истец, как жилец и собственник квартиры в многоквартирном доме, должен был достоверно знать о том, что ответчик осуществляет обслуживание дома. С иском в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, к требованиям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ, применяется трехлетний срок исковой давности.
В связи с чем суд полагает подлежащим удовлетворению довод представителя ответчика о пропуске срока исковой давности в указанной части.
Разрешая требование о взыскании компенсации морального вреда по претензии от ДД.ММ.ГГГГ суд полагает его не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска по основному требованию, в том числе и в связи с применением срока исковой давности, то отсутствуют и основания для взыскания по ним компенсации морального вреда.
Данная позиция согласуется с разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», пункт 7 которого предусматривает, что в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Алтайской краевой общественной организации «СПРУТ» в интересах Чугуй Р.В. к ООО УК «Перспектива» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Барнаула.
Судья О.А. Яковченко