Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 июля 2018 года <адрес>
<адрес>
Аяно-Майский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО1,
с участием прокурора <адрес> ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района, администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере теплоэнергетики и электроэнергетики на объектах, расположенных в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района (далее ММУП «Коммунальник») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере теплоэнергетики и электроэнергетики на объектах, расположенных в <адрес>. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что прокуратурой района с участием специалиста – государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена поверка соблюдения ММУП «Коммунальник» законодательства о теплоэнергетике и электроэнергетике на объектах жилищно-коммунального комплекса, расположенных в <адрес>. Установленные в ходе проверки нарушения отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении должностными лицами ММУП «Коммунальник» Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н. Полагая, что выявленные нарушения могут привести к нарушению конституционных прав граждан посредством прекращения тепло и электроснабжения, прокурор просит суд обязать ММУП «Коммунальник» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить имеющиеся нарушения.
Определением Аяно-Майского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Аяно-Майского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО3, поддержав изложенные в иске обстоятельства, представил заявление об уточнении исковых требований, в связи с частичным устранением ММУП «Коммунальник» выявленных в ходе проверки нарушений. Уточненные исковые требования просил удовлетворить в полном объеме в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ММУП «Коммунальник» ФИО4, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленного прокурором иска не возражала. С требованиями прокурора в части возложения на предприятие обязанности отремонтировать здание котельной, расположенной в <адрес> не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, просила в этой части в удовлетворении иска отказать.
Представитель ММУП «Коммунальник» ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании дал аналогичные пояснения, поддержав доводы, изложенные в отзыве ММУП «Коммунальник» на исковое заявление.
Представитель администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленным прокурором иском не согласился, сославшись на то, что надлежащим ответчиком по иску является ММУП «Коммунальник», просил суд в удовлетворении иска к администрации района отказать.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению имуществом в хозяйственное ведение ММУП «Коммунальник» передано муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 236396117,3 рублей, износом 109806804,3 рублей, остаточной стоимостью 126589313 рублей. ММУП «Коммунальник» указанное имущество, согласно акту приема-передачи, принято на баланс. В числе прочего имущества ММУП «Коммунальник» принято здание дизельной электростанции <адрес>, расположенной в <адрес>, здание котельной, расположенной в <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, актом приема передачи объектов от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В апреле 2018 года прокуратурой района с участием специалиста – государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО7 проведена проверка соблюдения ММУП «Коммунальник» требований законодательства о теплоэнергетике и электроэнергетике на объектах жилищно-коммунального хозяйства ММУП «Коммунальник», расположенных в <адрес>. Выявленные в ходе проверки нарушения отражены прокурором района в акте от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном ФИО7 и начальником Джигдинского участка ММУП «Коммунальник» ФИО8
В соответствии с распоряжением главы администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О создании межпоселенческого муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района» создано ММУП «Коммунальник».
Данное предприятие согласно п.1.3 Устава ММУП «Коммунальник», утвержденного распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения. Учредителем предприятия от имени Аяно-Майского муниципального района является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района (п.1.4 Устава).
В соответствии с Уставом ММУП «Коммунальник», предприятие является юридическим лицом, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности. Предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность с целью получения дохода, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества – Аяно-Майским муниципальным районом, поставщиками, потребителями, бюджетом и банками, другими юридическими и физическими лицами.
Как следует из раздела 2 Устава ММУП «Коммунальник», целью создания предприятия в числе прочих является развитие и совершенствование жилищно-коммунального хозяйства и получение дохода. Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке в числе прочих виды деятельности по электроснабжению и теплоснабжению. В соответствии с возложенными на него задачами, предприятие осуществляет производство строительных материалов, конструкций, строительство, проведение капитального и текущего ремонта зданий, находящихся в ведении. Для достижения уставных целей предприятие имеет право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры, в том числе крупные сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности предприятия.
В силу п.2.5 Устава предприятие обязано: выполнять обязательства согласно действующему законодательству и заключенным договорам; возмещать ущерб, причиненный нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции; обеспечивать своим работникам безопасные условия труда; осуществлять текущий и капитальный ремонт закрепленного имущества за счет средств предприятия.
Согласно разделу 3 Устава ММУП «Коммунальник», имущество предприятия находится в собственности <адрес>, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес> и настоящим Уставом, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения в отношении имущества, находящегося в собственности <адрес> и закрепленного за предприятием, возникает у предприятия с момента передачи имущества учредителем, если иное не установлено законодательством. Доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, являются собственностью <адрес> и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Чистая прибыль поступает в полное распоряжение предприятия. Оно самостоятельно определяет направления использования этой прибыли. Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется предприятием в установленном порядке на строительство, реконструкцию, обновление основных фондов.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в числе прочих является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
В силу ч.2 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «Об электроэнергетике» основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.
Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.
Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (п.1.1.1 и п.1.1.2 Правил).
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Требования вышеуказанных Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В силу п.2.2 Устава ММУП «Коммунальник» предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в числе прочих, следующие виды деятельности: теплоснабжение; электроснабжение.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства судом установлено и ответчиками не оспаривалось, что расположенные в <адрес> котельная и дизельная электростанция эксплуатируются с нарушением требований действующего законодательства. Выявленные нарушения отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ, имеющемся в материалах дела.
Поскольку эксплуатацию котельных и дизельной электростанции в <адрес> осуществляет ММУП «Коммунальник», а также с учетом того, что согласно п.5.10.1 Устава ММУП «Коммунальник» в обязанности директора предприятия входит в числе прочих обеспечение соблюдения требований действующего законодательства и Устава предприятия в его деятельности и в деятельности предприятия, суд приходит к выводу, что устранение вышеуказанных нарушений, должно произвести ММУП «Коммунальник».
Кроме того, статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1 ст.216 Гражданского кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право хозяйственного ведения имуществом (статья 294).
Как предусмотрено ст.294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п.1 ст.295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Пунктом 6 ст.113 Гражданского кодекса РФ установлено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.
Из содержания приведенных норм следует, что права собственника ограничиваются характером соответствующего вещного права и в отношении переданного имущества в силу статей 294, 295 Гражданского кодекса РФ составляют четко очерченный круг правомочий. Статьей 295 Гражданского кодекса РФ не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного унитарному предприятию в хозяйственное ведение имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на унитарное предприятие и обязанности по его содержанию. При этом наличие титула права хозяйственного ведения предполагает возможность реализации унитарным предприятием полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
В этой связи, поскольку являющиеся предметом спора котельная и дизельная электростанция <адрес> находятся во владении ММУП «Коммунальник» на праве хозяйственного ведения и в соответствии с Уставом ММУП «Коммунальник» предприятие, будучи коммерческой организацией, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, целью создания предприятия в числе прочих является развитие и совершенствование жилищно-коммунального хозяйства, при этом в обязанности ММУП «Коммунальник» входит осуществление текущего и капитального ремонта закрепленного имущества за счет средств предприятия, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленному прокурором иску является ММУП «Коммунальник». В иске прокурора к администрации района надлежит отказать, ввиду его необоснованности.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения суда, суд учитывает труднодоступность, отдаленность <адрес>, нахождение его в районе Крайнего Севера, что влечет за собой дополнительные существенные материальные, временные затраты, и в этой связи полагает достаточным для исполнения требований прокурора срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ММУП «Коммунальник» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере теплоэнергетики и электроэнергетики на объектах, расположенных в <адрес> – удовлетворить.
Обязать межпоселенческое муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района:
при эксплуатации объектов теплоэнергетики и электроэнергетики <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
1. провести профилактические испытания электрооборудования котельных, дизельной электростанции, электропроводки зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, ЛЭП, трансформаторных подстанций (ТП, КТПН) и заземляющих устройств;
2. провести режимно-наладочные испытания тепловых энергоустановок;
3. провести комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок котельных;
4. сформировать аварийный запас материалов и запасных частей для ликвидации аварий на ТС и ВЛ;
5. привести в надлежащее состояние график проведения и документы, подтверждающие проведение периодических осмотров ВЛ;
при эксплуатации котельной, расположенной по <адрес>, выполнить следующие работы в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
1. оборудовать сетевые насосы №,3,4 защитными кожухами;
2. отремонтировать здание котельной, находящееся в аварийном состоянии;
3. провести техническое освидетельствование здания котельной специализированной организацией;
4. провести наблюдение за вертикальностью трубы и инструментальные наблюдения;
5. обеспечить организацию по эксплуатации металлической дымовой трубы, а именно устранить отсутствие материалов подтверждающих: визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений; провести проверку конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люки; обеспечить инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации; организовать наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов: после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1мм в год и менее); провести проверку вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита);
6. организовать обучение персонала осуществляющего эксплуатацию тепломеханического оборудования;
7. оборудовать на рабочем месте обслуживающего персонала оперативную схему тепловых энергоустановок котельной и тепловой сети;
8.оборудовать водогрейные котлы предохранительными устройствами (клапанами);
9. обеспечить наличие устройства измерения температуры теплоносителя на обратном трубопроводе и температуры и давления теплоносителя на прямом трубопроводе;
10. обеспечить заземление резервного источника электроснабжения;
11. привести в надлежащее состояние материалы, подтверждающие готовность к пуску резервного источника электропитания (график пробных пусков, записи в специальном или оперативном журнале подтверждающие пробные пуски);
12. обеспечить защиту металлической трубы от коррозии;
при эксплуатации дизельной электростанции, расположенной по <адрес>, выполнить следующие работы в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
1. обеспечить заземление резервного источника электроснабжения;
2. провести обучение оперативного электротехнического персонала (машинисты ДЭС);
3.обеспечить наличие на рабочем месте оперативного персонала оперативной схемы;
4.провести ремонт кровли помещения машинного зала для предотвращения попадания в помещение ливневых вод;
5. обеспечить в соответствии с действующими стандартами эксплуатацию здания и территории ДЭС, а именно: организовать производственный контроль за состоянием зданий и сооружений; организовать техническое освидетельствование зданий и сооружений; организовать обследование специализированными экспертными организациями технического состояния зданий и сооружений; организовать техническое обслуживание зданий и сооружений в межремонтный период и обеспечить контроль за соблюдением структурными подразделениями ДЭС режима эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с нормами и требованиями законодательства; организовать капитальный ремонт зданий и сооружений.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере теплоэнергетики и электроэнергетики на объектах, расположенных в <адрес> – отказать.
Взыскать с межпоселенческого муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Аяно-Майский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.<адрес>