№ 2А-259/2022
45RS0008-01-2021-003545-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.01.2022 с. Кетово Курганская область
Кетовский районный суд Курганской области в составе судьи Носко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Чуевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Кетовского района к Администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кетовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер к созданию маневренного жилого фонда на территории сельского поселения; обязать административного ответчика в срок до 01.11.2022 создать на территории Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области маневренный жилой фонд. В обоснование требований указал, что по результатам проверки исполнения жилищного законодательства органами местного самоуправления установлено, что на территории указанного сельского поселения не имеется специализированного (маневренного) фонда. Бездействие административного ответчика в части непринятия мер по организации создания указанного жилищного фонда является недопустимым, поскольку нарушает права граждан на жилье.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Иванов И.С., на требованиях административного иска настаивал.
От административного ответчика - явки нет, юридическое лицо извещено.
От заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганской области - явки нет, юридическое лицо извещено.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из положений пунктов 3, 6, 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9).
Согласно положениям части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона).
Пунктом 3 статьи 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 №108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» и пунктом 3 статьи 6.1 Устава муниципального образования Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области к вопросам местного значения данного сельского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями статей 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда (статья 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), на территории указанного сельского поселения относятся к компетенции Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области.
Согласно пункту 31 устава Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области, исполнительно-распорядительным органом Иковского сельсовета, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Иковского сельсовета федеральными законами и законами Курганской области - является Администрация Иковского сельсовета.
Из материалов дела следует, что жилых помещений специализированного (маневренного) фонда на территории Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области не имеется. В ответе от 30.09.2021 на представление прокурора Кетовского района Администрация Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области указывает, что планирует вести работу по созданию маневренного фонда.
С учетом изложенного выше, административный иск подлежит удовлетворению.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории указанного сельского поселения создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.
Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области по непринятию мер по созданию на территории Иковского сельсовета маневренного жилого фонда.
Обязать Администрацию Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.11.2022 создать на территории Иковского сельсовета маневренный жилищный фонд.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья И.Н. Носко