Решение по делу № 2-204/2019 от 29.04.2019

Дело № 2-204/2019 УИД: 66RS0060-01-2019-000230-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2019 РіРѕРґР°                      Рї.Рі.С‚. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,

при секретаре Беляевских П.Г.,

с участием истца помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,

соистца Н.,

представителя ответчика Администрации Шалинского городского округа Сюкосева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд в интересах Н. с требованием к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В обоснование требований указано, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка по обращению Н. о нарушении его жилищных прав, как инвалида 3 группы. В ходе проверки установлено, что Н. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. <данные изъяты> Данное заболевание <данные изъяты> входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н (далее по тексту - Перечень). В связи с указанным заболеванием Н. бессрочно установлена III группа инвалидности (справка Бюро МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением врип. главы Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Н. согласно статьям 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации принят на учет в качестве малоимущего гражданина, признанного нуждающимся в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении муниципального жилищного фонда, состоит в списке малоимущих граждан, утвержденном постановлением администрации Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ под №.

В протоколе заседания жилищной комиссии Шалинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, на котором рассматривался вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и признания их малоимущими, отражено, что Н. нуждается в отдельной жилой площади, обладает правом, предусмотренным п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации Перечне.

Поскольку Н. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с заболеванием, входящим в Перечень, и как малоимущий поставленный на учете, он имеет право на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течении которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

При этом предоставление Н. жилого помещения органом местного самоуправления не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока приобретения жилого помещения и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить последнему другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.

Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства Н. является <адрес>, на территории которой он преимущественно проживает.

Если лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, является инвалидом, то кроме внеочередного порядка предоставления жилья, предусмотренного жилищным законодательством, законодательством о социальной защите инвалидов, для них предусмотрены дополнительные социальные гарантии, в частности касающиеся площади предоставляемого жилого помещения.

Так, в силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» таким инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, утвержденная постановлением администрации Шалинского городского округа от 27.06.2014 № 584, составляет 18 кв.м, общей площади на одного человека.

Исходя из этого, Н. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью от 18 до 36 кв.м.

Однако, в нарушение указанных требований жилищного законодательства администрацией Шалинского городского округа с сентября 2018 года и до настоящего времени Н. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В своем ответе № от ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления указано, что возможности предоставления Н. жилого помещения по договору социального найма нет, в связи с отсутствием свободного жилого фонда и дополнительного финансирования на приобретение либо строительство жилого фонда для указанного категории лиц.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14 и 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14 и 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.5 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, обеспечение Н. жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям администрации Шалинского городского округа, осуществление которых возможна и путем обращения в органы государственной власти Свердловской области за получением дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, в соответствии со статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 статьи 55, 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурор Шалинского района Свердловской области Вылегжанина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Соистец Н. исковые требования прокурора к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма поддержал в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем его отчиму Д. В данном доме также проживает его мать С. и брат К.

Представитель ответчика администрации Шалинского городского округа <адрес> Сюкосев А.В. возражал против удовлетворения иска. В обоснование возражений пояснил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ список нуждающихся в получении жилых помещений в Шалинском Городской округе включает 195 граждан, в том числе во внеочередном порядке 14 граждан, чье жилье стало непригодным, а также 16 инвалидов. Удовлетворение исковых требований Н. приведет к нарушению жилищных прав указанных граждан, установленных статьями 51,57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов). Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. По указанной причине, в решении о бюджете Шалинского городского округа на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы, утвержденным решением Думы Шалинского городского округа от 13.12.2018 г. № 227 средства местного бюджета на указанные в иске цели не предусмотрены. Субсидии областного бюджета на указанные цели также не выделяются. На территории п.г.т.Шаля свободных жилых помещений нет. По этой причине ответчик будет вынужден затратить значительное время на приобретение или строительство жилья. Срок приобретения жилого помещения может составить до 31.12.2019. Сроки, необходимые для строительства жилого помещения составляют по Шалинскому Городскому округу не менее 1,5 лет, так как помимо указанных выше процедур необходимо выполнение проектных и строительных работ. На основании изложенного, ответчик объективно не сможет незамедлительно предоставить жилое помещение ответчику. Срок, установленный в иске, является неразумным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен произвольно жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Как установлено - прокуратурой Шалинского района проведена проверка по обращению Н. по факту нарушения его жилищных прав должностными лицами администрации Шалинского городского округа.

Н. признан малоимущим, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда в целях предоставления жилья по договору социального найма, о чем Администрацией Шалинского городского округа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1)    РіСЂР°Р¶РґР°РЅР°Рј, жилые помещения которых признаны РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ непригодными для проживания Рё ремонту или реконструкции РЅРµ
подлежат;

2)    РіСЂР°Р¶РґР°РЅР°Рј, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных РІ предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации перечне.

Медицинскими документами подтверждается, что Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность бессрочно, поставлен диагноз - А15, хроническое заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 9, 10).

Указанными медицинскими документами подтверждается право Н. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, который входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.

<данные изъяты>

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Поскольку болезнь, которой страдает Н., относится к группе хронических, и входит в соответствии с международной классификацией болезней в перечень соответствующих заболеваний, по мнению суда, он обладает правом состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, поскольку Перечень устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предоставление Н. жилого помещения органами местного самоуправления не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока приобретения жилого помещения и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить последнему другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Как следует из материалов дела – Н. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит Д. (л.д.36-38).

Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

С учетом изложенного судом установлено, что местом жительства Н. является <адрес> на территории которой он преимущественно проживает со своей семьей.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения содержатся и в ч.1 ст.1, п.3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, последние предоставляются вне очереди.

По этим основаниям к доводам представителя ответчика об определении срока предоставления жилья, отсутствия финансирования на эти цели, суд отнесся критически.

При обеспечении жилищных прав Н. площадь предоставления жилого помещения установлена ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно которой - инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.

Постановлением главы Шалинского городского округа от 27.06.2014 № 584 установлена норма предоставления жилого помещения – 18 кв.м., следовательно, Н. должно быть предоставлено жилое помещение не менее 18 кв.м.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, суд счел подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах Н. к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Возложить на Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области обязанность предоставить Н., ДД.ММ.ГГГГ во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом его права на обеспечение инвалидов жильем, предусмотренного ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 24.05.2019.

Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ     РЎ.Рќ. РњРёСЂРѕРЅРѕРІР°

2-204/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Неволин Вячеслав Павлович
Другие
Администрация Шалинского городского округа
прокурор Шалинского района
Неволин В.П.
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
shalinsky.svd.sudrf.ru
29.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2019Передача материалов судье
06.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2019Судебное заседание
24.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2019Дело оформлено
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее