Дело № 2-437/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.
с участием истца Абрамова В.А.,
представителя истца Новикова Е.В.,
третьих Абрамовой Е.П., Васильева С.П.,
представителя ответчика Фарафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова Владимира Алексеевича к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Абрамов В.А. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики с требованием с учетом уточнения иска о признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» без представления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения; обязании выдать государственный жилищный сертификат, как участнику ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с очередностью в 2018 году без представления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения., предусмотренного п. 16.1 и 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Исковое заявление мотивировано тем, что Истец является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, с ------ года проживает по адресу: Чувашская Республика адрес совместно со своей семьей: женой Абрамовой Еленой Петровной, дочерью Абрамовой Марией Владимировной, так же по указанному адресу проживают родственники жены. Жилое помещение по указанному адресу было выдано ФИО1 (отцу жены) по ордеру ----- от дата. В данный ордер было вписано четыре человека: ФИО1 (квартиросъемщик), Васильева В.А (мать его жены), ФИО6 (его жена), Васильев С.П. (брат его жены). ФИО1 в дата году умер, в связи, с чем фактическим ответственным квартиросъемщиком является Васильева В.А. Истец, его жена и дочь вселены в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя. Всего по указанному адресу проживают семь человек, общая площадь данного жилого помещения составляет ------ кв. м., при учетной норме жилой площади на человека по г. Чебоксары ------ кв. м. (согласно постановлению главы администрации города Чебоксары от дата -----).
В ------ году Истец обратился в администрацию Московского района г. Чебоксары, для постановки на учет его и семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением ----- от дата главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики он и члены моей семьи приняты на учет, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со ст. 13 и 14 указанного закона Истец, как участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и как нуждающийся в улучшении жилищных условий имею право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Считает, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее - постановление) он, как участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС имеет право на улучшение жилищных условий, за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2015 - 2020 годы».
дата Истец решил участвовать в указанной подпрограмме, обратившись с заявлением и необходимым пакетом документов в администрацию Московского района г. Чебоксары. Письмом от дата ----- администрации Московского района г. Чебоксары он был уведомлен о включении в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Московскому району на ------ год. Письмом от дата ----- администрации Московского района г. Чебоксары сообщили об отказе Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с требованиями п. 16.1 и 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата -----.
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в письме от дата ----- года сообщило, что возвращает документы, без оформления государственного жилищного сертификата, что выдать государственный жилищный сертификат не представляется возможным. Основанием для отказа послужило, то, что исходя из пунктов 16.1 и 16.3 Правил, при проживании гражданином - участником подпрограммы и членов его семьи в жилом помещении, находящемся в муниципальном жилом фонде, выдача сертификата возможна только при условии представления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения. В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится. Т.к. участниками подпрограммы являются не все зарегистрированные и проживающие в жилом помещении граждане, то полная сдача указанного жилого помещения не возможна.
В связи с тем, что предусмотрена сдача муниципального жилья только целиком, а родственники жены, проживающие по указанному адресу категорически против участия в подпрограмме и сдачи в пользу государства данного жилого помещения, представить необходимое обязательство о сдаче жилого помещения не представляется возможным.
В дата года Истец обратился в министерство с просьбой рассмотреть учетное дело на предмет получения государственного жилищного сертификата, как участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно письму от дата ----- министерство сообщило, что на основании приставленных в учетном деле документов, выдать государственный жилищный сертификат не представляется возможным. Отказ основан на тех же обстоятельствах, что указаны в письме от дата ----- Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Указывает, что он и члены его семьи не имеют иного жилья для проживания, выписаться из указанного жилья не представляется возможным т.к. это будет считаться преднамеренным ухудшением жилищных условий, их снимут с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на 5 лет, получить согласие на сдачу жилого помещения от родственников жены так же не представляется возможным. Он не имею жилого помещения на праве собственности, ранее не участвовал в подпрограмме, не был обеспечен жилье за счет государства.
В судебном заседании истец Абрамов В.А., представитель истца Новиков Е.В., третьи лица Абрамова Е.П., Васильев С.П. исковые требования подержали по изложенным в иске основаниям.
Представителя ответчика Фарафонова Е.А. иск не признала, пояснив, что в силу п. 16.1 и 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" выдача сертификата возможна только при условии предоставления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Третьи лица Васильева В.А., Абрамова М.В., представитель администрации Московского района г. Чебоксары, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе разбирательства дела установлено, Абрамов Владимир Алексеевич, участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии Р -----.
Проживает по адресу: Чувашская Республика адрес.
Жилое помещение по адресу адрес было предоставлено ФИО1 на основании ордера ----- от дата.
Указанный ордер был выдан на состав семьи из 4 человек: ФИО1 (квартиросъемщик), Васильева В.А. (жена), ФИО6 (дочь, в настоящее время жена истца), Васильев С.П. (сын).
В ------ году ФИО1 умер.
Постановлением ----- от дата главы администрации Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики Истец и члены его семьи приняты на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Пунктом 2 постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 2 указанного постановления утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее – Правила).
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 № 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации" с 01.01.2018 постановлено прекратить досрочно с 01.01.2018 реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", имея в виду, что реализация мероприятий указанных программ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", включенной в перечень.
Установлено, что в дата года Абрамов В.А. обратился в Минтруда Чувашии для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата.
В выдаче сертификата было отказано в связи с непредставлением обязательства о расторжении договора социального найма и освобождении занимаемого жилого помещения.
Истец с данным отказом не согласен, указывая, что т.к. участниками подпрограммы являются не все зарегистрированные и проживающие в жилом помещении граждане, то полная сдача указанного жилого помещения не возможна.
В соответствии с пунктом 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Подпунктом "б" пункта 16.1 Правил установлено, что норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится (пункт 16.3 Правил).
В соответствии с пунктом "ж" пункта 44 указанных Правил, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Таким образом, федеральным законодательством в качестве обязательного условия выдачи государственного жилищного сертификата предусмотрена сдача ранее занимаемого жилого помещения гражданами - участниками подпрограммы и совместно проживающими с ними членами их семей.
Аналогичная правовая позиция приведена в определениях Верховного Суда РФ от 24.09.2009 № КАС09-429, от 10.10.2017 № 36-КГ17-11.
При таких обстоятельствах, доводы Истца о возможности выдачи сертификата без представления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения противоречат требованиям действующего законодательства, а заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Абрамова Владимира Алексеевича к Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» без представления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения; обязании выдать государственный жилищный сертификат, как участнику ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с очередностью в 2018 году без представления обязательства о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения., предусмотренного п. 16.1 и 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" – отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
В окончательной форме решение принято дата.
Председательствующий судья Е.М. Данилин