РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
26 февраля 2015 г. с.Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пешковой О.Н.,
при секретаре Селиной Е.Н.,
с участием истца Бастрыкина О.В.,
представителей ответчика ОАО «Тепловодоканал» Волкова М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., генерального директора ОАО «Тепловодоканал» Танаева С.Н., действующего на основании Устава и прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-71/2015 по исковому заявлению Бастрыкина О.В. к ОАО «Тепловодоканал» о признании расчета платы за предоставленные коммунальные услуги незаконным, обязании произвести перерасчет, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что ответчиком незаконно выставлена к оплате задолженность по коммунальным услугам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, в котором истец проживает, а именно без учета требований Правил предоставления коммунальных услуг собственниками жилых домов, в связи с чем выставленную задолженность в размере <данные изъяты> рублей просит признать незаконной, обязать произвести перерасчет за вышеуказанный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, и обязать возместить затраты по уплате госпошлины.
В судебном заседании установлено.
Истец на иске настаивает по основаниям, в нём изложенным. Пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ г. построил дом в <адрес>. В конце ДД.ММ.ГГГГ. с разрешения заместителя директора ОАО «ТВК» З.В.Г. бригадой слесарей данной организации дом подключен к тепло- и водоснабжению. С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ пользовался коммунальными услугами без приборов учета, ДД.ММ.ГГГГ такие приборы были установлены ООО «<данные изъяты>», о чём составлен соответствующий акт. В ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОАО «ТВК» с просьбой о начислении коммунальных услуг по установленным приборам учёта, однако в начислении коммунальных услуг было отказано по причине непредоставления правоустанавливающих документов на дом. ДД.ММ.ГГГГ мастером ОАО «ТВК» К.И.А. составлен Акт о бездоговорном потреблении тепловой энергии и предложено до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на подключение к системе теплоснабжения. Договор на предоставление коммунальных услуг был заключен только ДД.ММ.ГГГГ г., после того как он передал кадастровый паспорт на дом, полученный в Регистрационной палате в ДД.ММ.ГГГГ г. Коммунальные услуги он оплачивает по нормативам, однако не согласен с выставленной задолженностью в размере <данные изъяты> руб. как за бездоговорное потребление. Неправомерные действия ОАО «ТВК» создали искусственную задолженность начисления платы за коммунальные услуги, что лишило возможности его супругу, работающую педагогом, права на получение социальных льгот педагогическим работникам. Просит суд произвести перерасчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., и взыскать понесенные расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель ответчика ОАО «Тепловодоканал» Волков М.В. исковые требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 102-108, 128-131).
Представитель ответчика ОАО «Тепловодоканал» Танаев С.Н. исковые требования не признал, пояснил, что истец самовольно подключился к системам тепло- и водоснабжения, не поставив в известность ОАО «ТВК». После самовольного подключения и обнаружения данного факта, он пришел в ОАО «ТВК», где ему было разъяснено, что необходимо в срочном порядке оформить документы, пусть уже и после произведенного подключения. Ему выдали бланки заявок на подключение, одну из которых на теплоснабжение он подписал, на водоснабжение заявку на подключение так и не подавал. После предоставления документов и заявки на теплоснабжение, ему был выдан проект договора на подключение к сетям теплоснабжения, от подписания которого истец также отказался. Затем истцом были поданы некоторые документы, и ответчик, несмотря на незаконность подключения, и нарастающий долг, принял решение о возможности заключения договора на оказание коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ До этого срока никаких договорных отношений между истцом и ОАО «ТВК» не было, истец сам уклонялся от заключения договоров.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав, проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Бастрыкину О.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу <адрес> (л.д.6).
На дом выдан кадастровый паспорт (л.д.7-8).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» установила по месту жительства истца приборы учета потребления холодного водоснабжения, и согласно Акта они допущены в эксплуатацию (л.д.39-42).
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор на предоставление коммунальных ресурсов (услуг) (л.д.136-144).
Согласно сводного отчета истцу выставлена задолженность в размере <данные изъяты> руб., в том числе на основании справок-расчетов объёма бездоговорного (самовольного) потребления тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-27).
В судебном заседании представитель ОАО «ТВК» Танаев С.Н. пояснил и представил в письменном виде корректировки по начислению, из которых следует, что подлежат исключению по теплопотерям суммы в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> руб. (л.д.132-133).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предоставлен расчет по бездоговорному потреблению тепла за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. (л.д. 132) и воды за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. на сумму <данные изъяты> руб. (л.д.134).
Истец не согласен с указанным размером начисления за коммунальные услуги, полагая, что договор на оказание коммунальных услуг считается заключенным с момента первого фактического подключения к сетям ресурсоснабжающей организации, подключился он не самовольно, поскольку врезкой занимались сварщики ОАО «Тепловодоканал», и ему должны начислять за потребленные коммунальные услуги, если не по приборам учёта, то по нормативам потребления, а не в соответствии с Правилами коммерческого учёта, которые в данном случае к сложившимся правоотношениям не применимы.
С указанным доводами истца суд не может согласиться в силу следующего.
В силу ч.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, для того, чтобы считать договор заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети необходимо соблюсти установленный порядок подключения.
Самого факта подключения абонента в одностороннем порядке не достаточно для признания договора заключенным.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Главой III Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 (ред. от 14.11.2014) "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" определен Порядок заключения договора о подключении к системам теплоснабжения.
Так, согласно п.11 Порядка для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит следующие сведения:
а) реквизиты заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты);
б) местонахождение подключаемого объекта;
в) технические параметры подключаемого объекта:
расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение;
вид и параметры теплоносителей (давление и температура);
режимы теплопотребления для подключаемого объекта (непрерывный, одно-, двухсменный и др.);
расположение узла учета тепловой энергии и теплоносителей и контроля их качества;
требования к надежности теплоснабжения подключаемого объекта (допустимые перерывы в подаче теплоносителей по продолжительности, периодам года и др.);
наличие и возможность использования собственных источников тепловой энергии (с указанием их мощностей и режимов работы);
г) правовые основания пользования заявителем подключаемым объектом и земельным участком, на котором планируется создание подключаемого объекта (далее - земельный участок);
д) номер и дата выдачи технических условий (если они выдавались ранее в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
е) планируемые сроки ввода в эксплуатацию подключаемого объекта;
ж) информация о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство (реконструкцию, модернизацию) подключаемого объекта;
з) информация о виде разрешенного использования земельного участка;
и) информация о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции, модернизации) подключаемого объекта.
В соответствии с п.12 Порядка к заявке на подключение к системе теплоснабжения прилагаются следующие документы:
а) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на подключаемый объект или земельный участок, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются копии свидетельств о государственной регистрации прав на указанный подключаемый объект или земельный участок);
б) ситуационный план расположения подключаемого объекта с привязкой к территории населенного пункта или элементам территориального деления в схеме теплоснабжения.
Перечень документов и сведений, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 настоящих Правил, является исчерпывающим (п.13).
В силу п. 14 Порядка в случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки и составу прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 настоящих Правил, исполнитель в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 3 месяцев с даты получения указанного уведомления представить недостающие документы и сведения.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 3 месяцев с даты его уведомления исполнитель аннулирует заявку на подключение и уведомляет об этом заявителя в течение 15 дней с даты принятия решения об аннулировании указанной заявки.
В случае представления сведений и документов, указанных в пунктах 11, 12 и 48 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней с даты их получения направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.
В случае необходимости установления платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке подписанный договор направляется заявителю в 2 экземплярах в течение 30 дней с даты установления уполномоченными органами регулирования платы за подключение.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 30 дней с даты получения подписанных исполнителем указанных проектов договора и направляет 1 экземпляр в адрес исполнителя с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия заявителя с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней с даты получения проекта договора о подключении направляет исполнителю извещение о намерении заключить указанный договор на иных условиях и прилагает к проекту договора протокол разногласий.
Исполнитель обязан в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить заявителя о принятии проекта договора о подключении в редакции заявителя либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель, направивший протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении указанного договора, на рассмотрение суда.
В случае неполучения от заявителя проекта договора о подключении в течение 45 дней после его направления исполнителем либо в случае отказа заявителя от его подписания поданная таким заявителем заявка на подключение аннулируется.
Исходя из положений п.16 Порядка проверяется техническая возможность подключения (при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя; при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии).
Согласно п. 29 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под бездоговорным потреблением понимается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения).
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. ч. 7 - 10 ст. 22 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители.
Так, ДД.ММ.ГГГГ представителями ОАО «ТВК» был составлен Акт о бездоговорном потреблении теплоэнергии в отношении Бастрыкина О.В. Акт составлен в его присутствии, претензий по Акту не имелось (л.д.69). В Акте Бастрыкиным О.В. указано о фактической дате подключения и отсутствии договорных отношений по причине отсутствия техпаспорта на объект.
Заявка на подключение к системам теплоснабжения подана истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63).
Ему выдан проект договора на подключение к системе теплоснабжения, подписанный генеральным директором ОАО «ТВК» Танаевым С.Н. (л.д.53-61), однако от подписания данного договора истец отказался, пояснив в судебном заседании о причинах отказа, как отсутствие, по его мнению, законности правообладания сетями временного посёлка со стороны ОАО «ТВК».
Указанное свидетельствует о нежелании самого истца о вступлении в договорные отношения с ОАО «ТВК» на период ДД.ММ.ГГГГ., что не может ставиться в вину ответчику.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
В этой связи доводы истца в части невозможности применения Правил коммерческого учета тепловой энергии при установлении факта бездоговорного потребления, являются не обоснованными.
Вопреки его утверждениям о необходимости начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы по нормативам потребления, при установлении факта бездоговорного потребления, что имело место в данном случае, применяются именно Правила коммерческого учета тепловой энергии.
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Правительство РФ поручило Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить в 2-недельный срок методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п.3 Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя").
Такая Методика была утверждена Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя".
В связи с этим, на период выявления факта бездоговорного потребления истцом в ДД.ММ.ГГГГ г., ему произведен расчет бездоговорного потребления по Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения <данные изъяты>.
Вместе с тем, при рассмотрении дела истец данный расчет не оспаривал, о необходимости применения иной методики подсчета не заявлял, контррасчета не представил.
Необоснованными суд находит доводы истца в части неправомочности ответчика по начислению и по водопотреблению по бездоговорному потреблению в силу следующего.
Как установлено в судебном заседании, истец заявку на подключение к услугам водоснабжения не подавал, договор на подключение не подписывал.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Положения раздела III Правил N 167 (п. п. 19 - 31) утратили силу на основании Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2006 года N 83.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (ред. от 23.08.2014) утверждена Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Согласно п. 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
В силу п.8 Правил запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:
наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
информацию о разрешенном использовании земельного участка;
информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;
планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
Согласно п.10 Правил технические условия должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи.
В случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:
на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения также с учетом схем тепло-, водоснабжения и водоотведения (п.12 Правил).
В силу п.15 Правил подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п.5).
В силу п.8 Правил №644 основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).
Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.
При направлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) абоненту предложения о заключении договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация) направляет абоненту в 2 экземплярах проект соответствующего договора, отвечающий условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (п.9).
В случае если заявка абонента отвечает требованиям настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (п.11).
Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п.12).
Абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта договора холодного водоснабжения, проекта договора водоотведения или проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства, направившей такие проекты договоров, предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом). Такое предложение абонента направляется абонентом в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, направившую предложение о заключении договора (договоров), любым способом, позволяющим подтвердить получение предложения абонента организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п.13).
Согласно п.16 Правил №644 в заявке абонента указываются следующие сведения:
а) реквизиты абонента для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные абонента, в том числе почтовый адрес);
б) наименование и местонахождение объектов абонентов, в отношении которых будет заключен договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, а также наименование и местонахождение объектов абонентов (при их наличии), в отношении которых абонент будет осуществлять транспортировку холодной воды и (или) сточных вод по принадлежащим ему водопроводным и (или) канализационным сетям;
в) информация об используемых источниках водоснабжения, включая объем забираемой воды и основания для забора воды из источника, организациях, через водопроводные сети которых осуществляется водоснабжение, объеме получаемой воды;
г) состав и свойства сточных вод, предполагаемых к отведению в централизованную систему водоотведения, и динамика их изменения в течение года. Требование о включении в состав заявки абонента указанных сведений распространяется только на категории абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
К заявке прилагаются документы, перечисленные в п.17 указанных Правил а именно:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения прав владения и (или) пользования на объект у абонента, в том числе на водопроводные и (или) канализационные сети и иные устройства, необходимые для присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, приборы учета. Абоненты, не имеющие непосредственного подключения к объектам централизованной системы водоснабжения или водоотведения, принадлежащим организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании, обязаны представить акт разграничения эксплуатационной ответственности с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании водопроводными и (или) канализационными сетями, за исключением случаев, если объекты таких абонентов подключены к бесхозяйным сетям, а также если осуществляется неорганизованный сброс поверхностных сточных вод с территорий абонентов в централизованную систему водоотведения;
г) копии документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях (договор подключения, условия подключения (технологического присоединения) или иные документы);
д) копии технической документации на установленные приборы учета воды, сточных вод, подтверждающей соответствие таких приборов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также проекты установки (монтажа) приборов учета. Требование о предоставлении таких сведений не распространяется на абонентов, среднесуточный объем потребления воды которыми не превышает 0,1 куб. метров в час, а также на абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод не является обязательной.
Судом установлено, что истцом не соблюдены вышеуказанные требования Правил №644 для заключения договора водоснабжения.
В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Закона).
Согласно п.п. «а» п.16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 №776, вступивших в силу с 17.09.2013 г., применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется, в том числе, при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.
В этой связи доводы истца о неприменении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 №776, не обоснованны, поскольку при бездоговорном потреблении воды расчет производится именно в соответствии с данными Правилами.
По факту самовольного подключения к системе водоснабжения был составлен Акт ДД.ММ.ГГГГ в присутствии Бастрыкина О.В., замечаний по Акту не имелось, Акт подписан Бастрыкиным О.В. (л.д.66).
Истец своих расчетов по бездоговорному потреблению не предоставил, правильность начисления по вышеуказанным Методикам не оспаривал, полагая в целом неверным начисление по факту бездоговорного потребления и необходимости начисления по нормативам потребления.
Допрошенный в качестве свидетеля З.В.Г., главный инженер ОАО «ТВК», не подтвердил объяснения истца в части того, что к истец к нему обращался за разъяснением процедуры подключения к сетям тепло- и водоснабжения. Свидетель показал, что обращений со стороны истца не было, он к нему не обращался, соответственно свидетель ему не разъяснял порядок подключения. Никаких сварщиков, либо иных лиц с ОАО «ТВК» для подключения к системам тепло- и водоснабжения к истцу он не направлял, о таких бригадах, занимающихся подключением к системам, истца не информировал. Напротив, существует единый для всех порядок подключения и порядок выдачи технических условий, который гражданами соблюдается, а ОАО «ТВК» в установленном порядке по заявке потенциального потребителя выдаются технические условия, чего истцом сделано не было.
Свидетель К.И.А., старший мастер ОАО «ТВК», показал, что в ДД.ММ.ГГГГ г. был выявлен факт самовольного подключения к системам тепло- и водоснабжения на участке по <адрес> при обследовании сетей, эксплуатирующихся ОАО «ТВК», в том числе, факт самовольного подключения дома Бастрыкина О.В. Ему было предложено заняться оформлением документов. К нему истец с просьбой о разъяснении порядка подключения не обращался, работников ОАО «ТВК» для подключения дома истца он не направлял.
Таким образом, доводы истца со ссылкой на законность подключения с ведома представителей ОАО «ТВК» не нашёл своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Ссылки истца на Правила предоставления коммунальных услуг и нормы Жилищного кодекса РФ не уместны, поскольку Настоящие Правила №354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
В том числе, п.62 Правил №354 регламентируется порядок начисления платы при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам, при обнаружении которого производится доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Так или иначе, доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
В случаях же самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды также исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения.
Однако, в рассматриваемом случае ответчиком начислена задолженность при установлении факта бездоговорного, а не безучетного потребления энергии.
Согласно п. 1 Правил под нормативом потребления коммунальной услуги понимается количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета в случае договорных отношений на основании ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. 11 ст. 155, чч. 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ, когда федеральный законодатель, возлагая на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и определяя в связи с этим структуру платы за коммунальные услуги, одновременно предписывает, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В данном случае в оспариваемый истцом период договорных отношений не имелось, основанием для начисления платы за потребленные коммунальные услуги в виде тепло- и водоснабжения послужил установленный и заактированный в установленном порядке факт самовольного подключения к инженерно-техническим сетям ОАО «ТВК» в отсутствие заключенного договора на их потребление, что влечёт применение вышеуказанных Методик расчета тепловой энергии и водоснабжения, т.н. коммерческого учёта.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, когда истцом не подавалась заявка на подключение к услуге водоснабжения; не соблюдена процедура получения технических условий для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения; не подписывались и не согласовывались договоры на подключение к системам тепло- и водоснабжения за период до ДД.ММ.ГГГГ г.; не предоставлялись необходимые документы, требования по предъявлению которых возлагаются на абонента в силу вышеприведенных Правил; технологическое присоединение к существующим сетям тепло- и водоснабжения произведено самовольно без соблюдения установленного порядка; не представлено контррасчетов, либо доказательств неправильности начисления по Методикам расчета при бездоговорном потреблении, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бастрыкина О.В. к ОАО «Тепловодоканал» о признании расчета платы за предоставленные коммунальные услуги незаконным, обязании произвести перерасчет, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского
районного суда п/п О.Н. Пешкова
Копия верна:
Судья О.Н. Пешкова