Дело №2а-2230/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.,
при помощнике: Хидирбековой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах государства и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации, размещенной на интернет-страницах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Заместитель прокурора Балаклавского района, действуя в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю о признании информации, размещенной на интернет-страницах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой в ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» были выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц запрещенной информации о возможности приобретения свидетельства о рождении ребенка без государственной регистрации акта гражданского состояния – рождения ребенка в порядке, установленном Федеральным законом от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Все вышеизложенное явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, был уведомлен заблаговременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений или ходатайств на административное исковое заявление суд не предоставил.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций по надзору за исполнением требований действующего законодательства в ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» были выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц запрещенной информации о возможности приобретения свидетельства о рождении ребенка без государственной регистрации акта гражданского состояния – рождения ребенка в порядке, установленном Федеральным законом от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в том числе на территории города Севастополя и Крыма на следующих страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
что подтверждается распечатками вышеуказанных интернет-страниц, справками об отсутствии в Едином реестре доменных имен.
На указанных ресурсах размещена информация с предложением приобретения свидетельства о рождении ребенка без государственной регистрации акта гражданского состояния – рождения ребенка в порядке, установленном Федеральным законом от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в том числе на территории города Севастополя и Крыма. Указанная информация на интернет-сайтах представлена в свободном доступе, дополнительной регистрации пользователям не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любое лицо.
Размещение на указанных выше сайтах в сети «Интернет» информации с предложением приобретения свидетельства о рождении ребенка без государственной регистрации акта гражданского состояния – рождения ребенка в порядке, установленном Федеральным законом от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» нарушает установленный порядок удостоверения юридического факта рождения ребенка в определенный день в определенном месте.
Так, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предложение о приобретении документа государственного образца – свидетельство о рождении ребенка иным способом, чем получение его через государственную регистрацию, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости его приобретения и использования, так как не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную ответственность в случае их совершения. Кроме того, указанные действия нарушают право ребенка на удостоверение юридического факта его рождения в определенный день и в определенном месте.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов.
Совершение данных преступлений способствует нарушению установленного порядка удостоверения юридического факта рождения ребенка в определенный день в определенном месте, подрывает авторитет государства, поскольку порождает фиктивное возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей граждан.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача объектов может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №228 от 16.03.2009 года, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд полагает необходимым возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю обязанность включить заявленные в иске страницы сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 62, 175-181, 187, 188, 265.3-265.5 КАС РФ суд, -
решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Московская, д. 12, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) включить страницы сайтов в сети «Интернет» на интернет-страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 30 декабря 2021 года.
Судья В.В.Казацкий