Составлено в совещательной комнате
Дело №2а-1170/5-2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» декабря 2018 года г.Курск
Кировский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Бокадоровой Е.А.,
при секретаре Сибилевой Г.Г.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г.Курску к Землянскому ФИО4 о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по г.Курску обратилась в суд с административным иском к Землянскому С.Н. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, указывая, что Землянский С.Н. в соответствии с налоговым законодательством являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы. В установленные законом сроки уплаты, суммы налогов налогоплательщиком уплачены не были, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ, налоговым органом на сумму имеющейся задолженности начислены пени. В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате налога, пени, штрафа № от 26.12.2016 года, которое налогоплательщиком не исполнено. На основании изложенного, ИФНС России по г.Курску просила восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Землянского С.Н. задолженность в общей сумме 124660 руб., в т.ч.: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доход – 105522 руб.; пеня по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доход – 12318 руб. 04 коп. и штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доход – 6820 руб. 50 коп.
Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявил.
Административный ответчик Землянский С.Н. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом – заказным письмом с уведомлением.
Согласно ч.2 ст.289 КАС РФ, неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный ответчик Землянский С.Н. извещался о дате судебного заседания заказным письмом с уведомлением. Согласно извещению учреждения связи письма ответчику не вручены и возвращены в адрес суда за истечением срока хранения. Поскольку был использован способ, предусмотренный законом и отвечающий требованиям обязательности и достоверности доставки, то неполучение адресатом почтового отправления в силу собственных причин не может расцениваться как не извещение или ненадлежащее извещение стороны по делу. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ (п.1 ст.52 НК РФ).
В силу п.2 ст.54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.
В силу п.1 ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, по выбору налогоплательщика.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п.1 и 3 п.1 ст.45 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1-3 ст.75 НК РФ налогоплательщик должен выплатить пени.
Статьей 87 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (либо об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Землянский С.Н. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения, доходы. ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.69 НК РФ адрес ответчика Землянского С.Н. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся ИП) № по состоянию на 26.12.2016 года об уплате недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, в сумме 105522 руб., пени в размере 12318 руб. 04 коп. и штрафа в размере 6820 руб. 50 коп., сроком исполнения до 31.01.2017 года.
Ввиду неисполнения ответчиком вышеуказанного требования заместителем начальника ИФНС России по г.Курску 16.02.2017 года вынесено решение № о взыскании с налогоплательщика Землянского С.Н. налога в сумме 105522 руб., пени – 12318 руб. 04 коп. и штрафа – 6820 руб. 50 коп. за счет имущества налогоплательщика. После чего ИФНС России по г.Курску обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.4 п.2 ст.48 НК РФ).
Анализ взаимосвязанных положений п.п.1-3 ст.48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 №41/9 « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч.1 Налогового кодекса РФ», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года №479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Согласно п.1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 6 ст.75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству, истекает срок давности и по дополнительному.
Поскольку налоговым органом изначально административному ответчику направлялось требование об уплате указанного выше налога, пени и штрафа в сумме, превышающей 3000 руб., срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Землянского С.Н. данного налога, пени и штрафа истек 31.07.2017 года. Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 20.11.2018 года, т.е., с пропуском установленного абз.2 п.2 ст.48 НК РФ срока на предъявление требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в порядке искового производства.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
Доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств, административным истцом не представлено.
Ссылки административного истца на то, что причиной нарушения срока направления в суд заявления явилась необходимость установления фактических обстоятельств неисполнения налогоплательщиком принудительных мер взыскания, а также принятие мер, направленных на получение информации у органов исполнительной власти и административных источников, имеющих значение для исчисления уплаты налога (сбора), не могут рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока.
Таким образом, ИФНС России по г.Курску обратилась в суд с настоящим административным иском с пропуском установленного законом срока и оснований для его восстановления не имеется.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе ИФНС России по г.Курску в удовлетворении заявленных требований о взыскании с административного ответчика Землянского С.Н. задолженности по вышеуказанному налогу, пени и штрафа, в связи с пропуском срока на обращение в суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ИФНС России по г.Курску к Землянскому ФИО5 о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Кировский районный суд г.Курска в течение месяца со дня его провозглашения.
Судья: Е.А. Бокадорова