Решение по делу № 11-1534/2024 (11-17511/2023;) от 25.12.2023

Судья Корсакова Т.Г.

Дело № 2-549/2023

     74RS0033-01-2023-000630-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-1534/2024

06 февраля 2024 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего        Скрябиной С.В.,

судей Федосеевой Л.В., Челюк Д.Ю.

при секретаре судебного заседания     Алёшиной К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Васильева Василия Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о назначении досрочной пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Васильева Василия Михайловича на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области 27 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Очередной А.И., действующей на основании доверенности, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) с требованиями о назначении пенсии по старости с 03 декабря 2023 года.

В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он начал работать в районах Крайнего Севера и в настоящее время работает в ООО «<данные изъяты>». Стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 21 год 8 месяцев 8 дней, страховой стаж 32 года 3 месяца 1 день, ИПК на 31 декабря 2018 года составил 162, 898. 03 декабря 2022 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначение пенсии. Однако решением ответчика от 21 апреля 2023 года им был получен отказ. Полагает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку право на получение пенсии имел до 01 января 2019 года, однако его не реализовал, поскольку не достиг возраста 55 лет. Полагает, что на него не распространяются изменения, касающиеся пенсионного возраста в сторону увеличения, вступившие в законную силу с 01 января 2019 года.

Истец Васильев В.М. в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, о дате и времени слушания извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в суд первой инстанции не явился, в своих возражениях просил в требованиях отказать, поскольку по имеющимся в распоряжении территориального органа документам, на дату направления через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР заявления о назначении страховой пенсии по старости было определено: возраст заявителя 55 лет, стаж на соответствующих видах работ составляет 24 года 08 месяцев 08 дней, продолжительность страхового стажа 35 лет 02 месяца 28 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – более 30. Васильев В.М. достиг возраста 55 лет ДД.ММ.ГГГГ. Право на досрочную пенсию, с учетом изменения законодательства возникнет по достижении истцом 59 лет.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, истец Васильев В.М. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что все его доводы проигнорированы судом, а доводы, по которым суд отвергает его пояснения, в решении не указаны. Судом неправильно истолкована ч.2 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", так как эта норма подтверждает сохранение его права на пенсию в 55 лет, которое он приобрел до 01.01.2019 г. Судом не указано, на основании каких мотивов и доводов он пришел к выводу о том, что эта норма на него не распространяется, что он не относится к лицам, не реализовавшим право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости.

    Считает, что приложение 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым введено повышение пенсионного возраста с 01.01.2019 г. и которое ответчик и суд положили в основу решения об отказе в пенсии, на тот момент, когда он выработал все условия для досрочной пенсии, не существовало. Основания распространения действия данного положения на него суд в совеем решении не привел, в основу решения положены пояснения ответчика.

    Также считает, что в решении нет пояснений и доводов о том, почему на него больше не распространяются нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые позволяли ему уйти на пенсию в 55 лет. Судом не применены и проигнорированы конституционные принципы действия закона во времени, правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, по каким мотивам и на основании каких норм права они проигнорированы, суд не указал. Считает, что его вины в изменении пенсионного законодательства и повышении пенсионного возраста нет.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Васильев В. М. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом первой инстанции, истцом Васильевым В.М. 03 декабря 2022 года через личный кабинет застрахованного лица было подано заявление о назначении пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) (л.д. 24-26).

Решением ОСФР по Челябинской области от 21 апреля 2023 года отказано в установлении страховой пенсии по старости Васильеву В.М. на основании статей 8, 32 Федерального закона № 400-ФЗ по причине несоблюдения положений Приложения 6 к данному закону - не достижение возраста, при наступлении которого возникает право на досрочную страховую пенсию по старости (л.д. 15-16).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований искового заявления Васильева В.М., суд первой инстанции руководствуясь частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 4, статьей 22, пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, приложением № 6 к данному закону, частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", пришел к выводу о том, что на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии у Васильева В.М. отсутствовала совокупность условий, необходимых для назначения досрочной пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, поскольку истец не достиг возраста 59 лет.

Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 7; статья 39, части 1 и 2).

Одной из главных целей пенсионного обеспечения по старости является компенсация потерь от естественной (возрастной) утраты способности к труду, удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» в п. 2 ст. 10 указано, что за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ, сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий") право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.

При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Федеральный законодатель, предоставляя гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на досрочное назначение пенсии по старости, обусловливает возможность его реализации помимо других условий наличием определенной продолжительности стажа работы в таких районах и местностях.

Исходя из необходимости обеспечения сохранения и реализации пенсионных прав, приобретенных до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (т.е. до 1 января 2002 г.), законодатель в п. 2 ст. 28 названного Федерального закона предусмотрел применение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях перечня таких районов и местностей, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2001 г. Аналогичная норма воспроизведена в п. 2 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, действующего с 1 января 2015 г.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 2, 6 и 7 ч. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ).

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 октября 1967 г. N 1029.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены в ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ.

Определением Конституционного суда РФ от 2 апреля 2019 г. N 854-О по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке Конституционности положений статей 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в ч. 3 разъяснено, что повышение пенсионного возраста - в силу статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - не должно приводить к отмене или умалению конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, находящегося под защитой конституционных принципов равенства и справедливости.

Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, установлены такие же темпы повышения пенсионного возраста (до 60 и 55 лет - соответственно для мужчин и женщин), как и для граждан, которым страховая пенсия по старости назначается на общих основаниях, а возрастные параметры отличаются от предусмотренных для всех застрахованных лиц, работающих в иных регионах, на такую же величину, как и в соответствии с ранее действовавшим регулированием. Следовательно, в отношении данной категории застрахованных лиц сохранены льготные условия пенсионного обеспечения, гарантирующие им назначение пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что истцу Васильеву В.С. страховая пенсия по старости, в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ может быть назначена при достижении возраста 59 лет, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, оснований для признания решения ОСФР по Челябинской области от 21 апреля 2023 года незаконным и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 03 декабря 2023 года также не установлено.

Доводы апелляционной жалобы истца Васильева В.С. о том, что в судом неправильно истолкована ч.2 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №350, так как эта норма подтверждает сохранение его права на пенсию в 55 лет, которое он приобрел до 01.01.2019 г., не принимаются судебной коллегией как состоятельные.

До 01 января 2019 года пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ была предусмотрена совокупность условий для досрочного назначения пенсий для мужчин: наступление возраста для мужчин - 55 лет, наличие специального стажа 15 календарных дней в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных дней в приравненных к ним местностях, наличие страхового стажа не менее 25 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

С 01 января 2019 года предусмотрена совокупность условий, необходимых для досрочного назначения пенсии по указанному основанию, для мужчин: наступление возраста для мужчин - 60 лет ( с учетом переходных положений, предусмотренных приложением № 6 Федерального закона № 400-ФЗ), наличие специального стажа 15 календарных дней в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных дней в приравненных к ним местностях, наличие страхового стажа не менее 25 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Приложение № 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ предусматривает поэтапное увеличение возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию, в том числе досрочную по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ.

Необходимыми условиями для назначения досрочной пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ в 2022 году (на момент обращения истца в пенсионный орган) являлись: достижение возраста 59 лет (55 лет (возраст, предусмотренный для мужчин пунктом 5 части 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ до 01 января 2019 года) + 48 месяцев (увеличение возраста в 2022 году согласно приложению № 6 к Федеральном закону № 400-ФЗ) = 59 лет и стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет.

На день обращения в пенсионный орган истец достиг лишь 55 лет, в связи с чем, пенсионный орган обоснованно указал, что оснований для досрочной пенсии не имеется.

Ссылки истца в апелляционной жалобе на то, что суд необоснованно применил приложение 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ, которым введено повышение пенсионного возраста с 01.01.2019 г. и которое ответчик и суд положили в основу решения об отказе в пенсии, на тот момент, когда он выработал все условия для досрочной пенсии, не существовало, судебной коллегией отклоняются как не состоятельные, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Указание истца в апелляционной жалобе на то, что в решении нет пояснений и доводов о том, почему на него больше не распространяются нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые позволяли ему уйти на пенсию в 55 лет, являются несостоятельными, поскольку с 1 января 2015 года, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нагайбакского районного суда Челябинской области 27 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева Василия Михайловича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 февраля 2024 года.

11-1534/2024 (11-17511/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильев Василий Михайлович
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Клиентская служба (на правах отдела) в Нагайбакском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Челябинской области
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Челябинской области
Другие
Базина Василиса Васильевна
Суд
Челябинский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
25.12.2023Передача дела судье
06.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Передано в экспедицию
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее