РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большие Уки Омская область 29 октября 2019 года
Большеуковский районный суд Омской области, в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Зибировой И.А., с участием старшего помощника прокурора Большеуковского района Омской области Емелиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданному в защиту интересов муниципального образования, к администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие администрации Белогривского сельского поселения, выразившееся в невключении недвижимых объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в реестр муниципального имущества и ненадлежащем ведении реестра муниципального имущества, и возложении обязанности устранить данные нарушения,
установил:
прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд в защиту интересов муниципального образования, к администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области законодательства о собственности установлено, что реестр муниципальной собственности Белогривского сельского поселения, ведется с нарушением Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424, а именно: в реестре муниципальной собственности поселения не указаны находящиеся в их собственности пять земельных участков для сельскохозяйственного производства с кадастровым №, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, сооружение с кадастровым №, земельный участок культурно-бытового значения площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № земельный участок для историко-культурной деятельности площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №; в разделе 1 реестра поселения не отражены сведения о датах возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, о кадастровой стоимости объектов, сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества в отношении зданий, сооружений, земельных участков. Ранее прокуратурой района главе поселения вносилось представление по данным фактам ненадлежащего ведения реестра, однако действенных мер по устранению нарушений закона не принято. Незаконным бездействием администрации Белогривского сельского поселения нарушаются интересы муниципального образования в сфере владения, распоряжения и использования муниципального имуществ, а также может повлечь его необоснованное владение, пользование и распоряжение, в том числе незаконное отчуждение в пользу иных лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации Белогривского сельского поселения, выразившееся в невключении вышеуказанных недвижимых объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в реестр муниципального имущества и ненадлежащем ведении реестра муниципального имущества, и возложении обязанности устранить данные нарушения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Большеуковского района Омской области Емелина А.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Административный ответчик администрация Белогривского сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора Емелину А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены илиоспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор в силу ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующиминормативным правовымактам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно положениям п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).
Реестры муниципального имущества ведутся органами местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424, утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
На основании п. 3 указанного Порядка ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, которые обязаны обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.
Объектами учета в реестрах являются, в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество (п. 2 Порядка).
Пунктом 4 Порядка установлено, что реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Большеуковского района Омской области проведена проверка исполнения администрацией Белогривского сельского поселения законодательства о собственности.
Проверкой установлено, что реестр муниципальной собственности ведется с нарушениями требований установленных Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Так, Администрацией сельского поселения в реестре муниципальной собственности поселения не указаны, находящиеся в их собственности, пять земельных участков для сельскохозяйственного производства с кадастровым №, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, сооружение с кадастровым №, земельный участок культурно-бытового значения площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, земельный участок для историко-культурной деятельности площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №; в разделе 1 реестра поселения не отражены сведения о датах возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, о кадастровой стоимости объектов, сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества в отношении зданий, сооружений, земельных участков.
Прокуратурой Большеуковского района главе поселения вносилось представление по выявленным нарушениям ведения реестра, повторная проверка показала, что нарушения не устранены.
Невыполнением административным ответчиком требований законодательства о Порядке ведения реестра муниципальной собственности нарушаются интересы муниципального образования в сфере владения, распоряжения и использования муниципального имуществ, а также может повлечь его необоснованное владение, пользование и распоряжение, в том числе незаконное отчуждение в пользу иных лиц.
Оценивая представленные доказательства, суд считает, что бездействие административного ответчика по исполнению указанных требований федерального законодательства является незаконным, доказательства, опровергающие доводы прокурора, административным ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными нормами права, суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Белогривского сельского поселения, выразившееся в невключении недвижимых объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в реестр муниципального имущества и ненадлежащем ведении реестра муниципального имущества, и возложении обязанности устранить данные нарушения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований, суд находит разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218,227КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Большеуковского района Омской области к администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, выразившееся в невключении недвижимых объектов, находящихся в собственности муниципального образования, в реестр муниципального имущества и ненадлежащем ведении реестра муниципального имущества.
Обязать администрацию Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в реестр муниципальной собственности Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района <адрес>, включив пять земельных участков для сельскохозяйственного производства с кадастровым №, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, сооружение с кадастровым №, земельный участок культурно-бытового значения площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, земельный участок для историко-культурной деятельности площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №.
Обязать администрацию Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу привести реестр муниципальной собственности Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424, а именно: в разделе 1 реестра указать сведения о датах возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, о кадастровой стоимости объектов, сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества в отношении зданий, сооружений, земельных участков.
Об исполнении решения суда администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области необходимо сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в суд и прокурору Большеуковского района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Коршун