Дело № 2-3519/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» ноября 2017 года гор. Белгород
Свердловский районный суд г.Белгорода в составе
председательствующего судьи Камышниковой Е.М.
при секретаре Ильюхиной А.В.
с участием: представителя истца МолчановаЮ.А. – Щукина В.В. (по доверенности в деле)
представителя ответчика СА «ВСК» - Картапольцевой М.С. (по доверенности в деле)
истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчанова Ю.А. к САО «ВСК» о признании договора обязательного страхования заключенным.
УСТАНОВИЛ:
Молчанов обратился в суд с иском о признании заключенным договора ОСАГО ЕЕЕ <******> с САО «ВСК» 24.09.2015г в отношении транспортного средства "<******> VIN <******>
Требования мотивированы тем, что указанный договор им был заключен у страхового агента Агафоновой С.А. в офисе САО «ВСК», что подтверждается квитанцией <******> об оплате страховой премии в сумме 15417,79руб., между тем страховщик отказывает в выплате страхового возмещения ОАО <******>, автомобиль которого <******> был поврежден 26 ноября 2015 года в дорожно-транспортном происшествии, виновником которого был признан он (Молчанов). В обоснование отказа страховщиком указывается, что по указанному полису застрахована гражданская ответственность иного лица на использование иного ТС.
Истец в судебное заседание не явился, обеспечив в нем участие своего представителя, который настаивал на заявленных требованиях, утверждая, что Молчанов добросовестно исполнил свою гражданскую обязанность, представленный им страховой полис не подвергался экспертному исследованию и сам бланк никем не признан поддельным. Учитывая, что Молчанов заключал договор в офисе с соответствующим наименованием (каком именно представитель сказать не может), ему был выдан полис со всеми предусмотренными реквизитами, он уплатил за полис предусмотренную законом страховую премию, он, как юридически слабая сторона в договоре, не мог предполагать, что с ним заключает договор лицо, не уполномоченное соответствующим страховщиком.
Представитель ответчика САО «ВСК» в судебном заседании, предоставив материалы выплатного дела, просила в иске Молчанову отказать, поскольку при урегулировании убытка по событию, виновным в котором был установлен Молчанов, было установлено, что Молчановым при оформлении ДТП уполномоченным лицам был предъявлен страховой полис, якобы выданный их компанией. Однако, согласно сведениям РСА и сведениям страховщика предъявленный полис был выдан агентом страховщика в Краснодарском крае иному лицу и на иной автомобиль, что подтверждается соответствующими заявлением, сведениями об агенте и т.п.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами и обсудив доводы по заявленному иску, суд находит требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 940 Гражданского кодекса РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 969).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии со ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.
Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
Статья 957 ГК РФ устанавливает, что договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса. Согласно п. 24 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ N263 от 07.05.2003 г. документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации и является документом строгой отчетности. Страховой полис обязательного страхования выдается страхователю непосредственно при уплате им страховой премии наличными деньгами. Страховой полис является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное. В случае установления факта поддельности страхового полиса и отсутствия доказательств, подтверждающих заключение договора ОСАГО, на страховщика не может быть возложена обязанность по выплате страхового возмещения (п.16 обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с ОСАГО от 22.06.2016г)
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Закона об ОСАГО обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. Пунктом 7 статьи 15 Закона об ОСАГО предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности, движение которого фиксируется РСА.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности, пока не доказано иное. По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации страховой полис является документом, удостоверяющим заключение договора ОСАГО, на основании которого возникает обязанность выплачивать страховое возмещение при наступлении страхового случая.
На основании части 5 статьи 67 ГПК РФ при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Как следует из материалов дела, при оформлении происшествия, которое имело место по вине Молчанова Ю.А., виновник ДТП, утверждая, что его гражданская ответственность при управлении принадлежащим ему ТС на момент ДТП застрахована в САО «ВСК», предоставил полис ОСАГО ЕЕЕ <******>, который согласно данным Российского союза Автостраховщиков действительно был отгружен в страховую компанию САО «ВСК», однако этим же сведениям указанный страховой полис был выдан в подтверждение договора ОСАГО, заключенному с Ж.Р.В. на ТС <******> VIN <******>, при этом данный договор был оформлен страховым агентом страховщика Б.С.Н. по письменному заявлению страхователя, что подтверждено представленными ответчиком копиями всех предусмотренных ФЗ документов, которые должны быть приложены к указанному договору
Кроме этого, в сентябре 2015г наименование страховщика было САО «ВСК», тогда как на представленном истцом полисе и квитанции <******> на оттисках печатей наименование страховщика указано как СОАО «ВСК».
Утверждая, что договор ОСАГО им был оформлен в офисе страховщика, истец не смог пояснить, где находится этот офис, тогда как согласно оттиску углового штампа представленного истцом полиса договор страхования им, якобы, оформлялся в г.Москве, Заречье р.п., Одинцовский р-н страховым агентом Агафоновой С.А. Между тем, указанный агент в базах данных АХ и ЛОГУС страховщика на дату заключения договора не значится.
Согласно официальным сведениям сайта РСА гражданская ответственность Молчанова Ю.А при использовании ТС <******> VIN <******> на дату ДТП застрахована не была. Из материалов дела также следует, что на момент получения полиса Молчановым в базе данных РСА уже имелись сведения о выдаче в июне 2015 года данного полиса Ж.Р.В. Как следует из пояснений его представителя в суде, спорный полис Молчанов получил в неизвестном офисе, а перед подписанием страхового полиса с информацией, размещенной на сайте РСА не знакомился, то есть при заключении договора и в период его действия он действовал с необходимой степенью осмотрительности, исключающей возможность признания договора страхования не заключенным.
Таким образом, факт выдачи ответчиком страхового полиса Молчанову не установлен, равно как не установлен факт его обращения к данному страховщику или его агенту по поводу заключения договора ОСАГО. Доводы истца о том, что Молчанов в силу своей некомпетентности не мог знать о поддельности страхового полиса и что на данные правоотношения распространяется презумпция отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара, не имеют правового значения для разрешения указанного спора (п.16 Обзора).
С учетом вышеизложенного суд находит доводы представителя САО «ВСК» убедительными и приходит к выводу, что поскольку доказательств намерения Молчановым заключить договор ОСАГО именно с САО «ВСК» (а не СОАО «ВСК» как указано в представленном им полисе) не имелось, соглашения о необходимых условиях, установленных законом как существенные для данного вида договора, не достигнуто, то требования истца о признании указанного договора заключенным не имеется
В соответствии со ст. 423 ГК РФ договор обязательного страхования является возмездным. Страховая премия в соответствии с п. 12 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств уплачивается страхователем при заключении договора. Необходимость оплаты денежной суммы по договору обязательного страхования вытекает из положений ч. 1 ст. 929, ч. 1 ст. 954 ГК РФ, а также п. 1 ст. 11 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ", в соответствии с которыми на страхователе лежит обязанность по уплате страховщику страховой премии.Таким образом, в указанных нормах Закона предусматривается исполнение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств только за плату.
Представленная истцом квитанции об оплате страховой премии, также не может являться безусловным доказательством заключения договора страхования именно с САО «ВСК», поскольку она уплачена не указанному страховщику. Из изложенного следует, что по этому основанию также нельзя признать договор заключенным
Таким образом, объективных доказательств в подтверждение доводов истца о заключении им 24.09.2015г договора страхования с САО «ВСК» по представленному страховому полису в материалах дела не имеется.
Каких либо требований о признании договора страхования действительным по другим основаниям, истцом не предъявлялось.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований Молчанову необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ФЗ «О защите прав потребителей», суд-
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2017░
░░░░░ - ░░░░░░░
<******> |
<******> |