2-355/2024
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2024 года <адрес>
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Карловой Е.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
с участием истца ФИО6,
третьего лицо ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации Пудожского муниципального района, Администрации Кубовского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района, администрации Кубовского сельского поселения в котором указала, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен договор социального найма. Истец является многодетной матерью, и состоит на учете в очереди на улучшение жилищных условий в Кубовском сельском поселении под номером 23. Согласно экспертного заключению от ДД.ММ.ГГГГ № физический износ исследуемого здания жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> составляет 72%. Состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих ветхое. Безопасные условия для проживания и пребывания человека в исследуемом жилом доме не обеспечены, на момент осмотра не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, представляет угрозу для жизни проживающих в нем, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу. ДД.ММ.ГГГГ актом межведомственной комиссии, данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-П установлен срок расселения до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время срок переселения продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить ей и членам её семьи вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающего установленным действующим социальным условиям и санитарным нормам, равнозначное по площади ранее занимаемого общей площадью не менее 44 кв. м на территории Пудожского муниципального района.
От администрации Пудожского муниципального района поступил отзыв, в котором просит исковые требования истца оставить без удовлетворения. Указывает, что положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-П многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, постановлено расселить граждан до ДД.ММ.ГГГГ. При установлении указанного срока учитывалось, что расселение граждан осуществляется путем участия в региональной адресной программе по расселению аварийного, ветхого жилья на территории Республики Карелия, куда в настоящее время включены многоквартирные дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Очередность расселения определяется по дате признания домов аварийными. Считает, что удовлетворение искового заявления может повлечь нарушение очередности расселения и прав жителей многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее, чем дом, в котором зарегистрирован истец. Жилое помещение должно предоставляться в границах соответствующего населенного пункта - <адрес>.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям.
Ответчик – представитель администрации Пудожского муниципального района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ранее представитель в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве. Просила в иске отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО7 исковые требования поддержал.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма регулируется ст.49 Жилищного Кодекса РФ, которой установлено, что категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно ч.1, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу п.3 ст.85 ЖК РФ выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Частью 1 ст.89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, ч.2 ст.57 ЖК РФ предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам, в них нуждающихся, поскольку признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения.
По смыслу названных положений основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья лиц из числа граждан, указанных в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, является признание в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции занимаемого ими ранее жилого помещения, а также подтверждение объективной нуждаемости в жилом помещении.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Пудожского муниципального района (наймадатель) и ФИО6 (наниматель) заключен договор социального найма в отношении квартиры общей площадью 44 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи в квартиру вселены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5.
Согласно сведениям, представленным ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> зарегистрированы следующие лица: ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5.
ФИО7 зарегистрирован по адресу: <адрес>, пос. <адрес> Победы, <адрес>.
Из справки администрации Кубовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что вышеуказанные лица состоят в очереди на улучшение жилищных условий.
Согласно экспертному заключению ООО «Консалдинговая компания «КРОНОС-Карелия» № от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> на момент осмотра не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляет угрозу для жизни проживающих в нем, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование спорного жилого помещения, о чем составлен акт.
На основании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией принято заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Пудожского муниципального района №-П от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Также данным постановлением установлен срок для переселения нанимателей и собственников жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы Кубовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По сведениям Публично-правовой компании «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах (ограничениях прав) ФИО6, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3 на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, и не оспаривается представителем ответчика, что истица признана нуждающейся в обеспечение жилым помещением, и поставлена на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05.03.2009 №376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с п.34 указанного Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Установленные судом обстоятельства дела свидетельствует о том, что с учетом технического состояния жилого помещения, проживание в указанном жилом помещении невозможно и представляет реальную опасность для здоровья и жизни истицы и её семьи. Аварийное состояние дома не оспаривается ответчиком.
При этом суд отмечает, что в рассматриваемом случае, аварийный жилой дом, в котором зарегистрирован истец и члены ее семьи, в какую-либо программу по его расселению не включен, а срок расселения – до 01.01.2025 установлен ответчиком произвольно.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в Обзоре судебной практики от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Учитывая, что невозможность проживания в предоставленном истцу по договору социального найма, а также нуждаемость истца в жилом помещении подтверждена материалами дела, суд находит, что ФИО6 и члены её семьи подлежат обеспечению жильем во внеочередном порядке на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86 - 89 Жилищного кодекса РФ.
Статьей 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что по общему правилу предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и не является формой улучшения жилищных условий граждан. Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья должно соответствовать критерию равнозначности жилых помещений, в том числе находиться в черте данного населенного пункта, где расположено жилое помещение, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того, поскольку предоставление жилого помещения взамен аварийного носит компенсационный характер, равнозначным жилым помещением подлежат обеспечению все имеющие право пользования аварийным помещением граждане.
Учитывая, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, также зарегистрированы в спорном жилом помещении, являются членами семьи нанимателя, жилое помещение подлежит предоставлению на семью из 6 человек.
Суд полагает возможным не устанавливать срок для предоставления жилья – в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку согласно вышеприведенных положений истец обладает правом на предоставление жилья во внеочередном порядке.
Что касается, исковых требований ФИО6 к администрации Кубовского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, то данные требования не подлежат удовлетворении, поскольку предъявлены к ненадлежащему ответчику, так как обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд, в размере 3 000,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО6 к администрации Пудожского муниципального района, Администрации Кубовского сельского поселения о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Пудожского муниципального района (ИНН №) предоставить ФИО6 (паспорт №) вне очереди на состав семьи, включающий: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, равнозначное общей площади ранее занимаемого жилого помещения не менее 44 кв.м на территории поселка Кубово, <адрес>, Республики Карелия.
Взыскать с администрации Пудожского муниципального района (ИНН №) в пользу ФИО6 (паспорт №) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 руб.
Исковые требования ФИО6 к администрации Кубовского сельского поселения о предоставлении жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Карлова Е.В.
Мотивированное решение составлено 15.11.2024