Решение по делу № 2-709/2022 от 24.01.2022

Дело № 2-709/2022

УИД: 04RS0007-01-2022-000441-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 марта 2022 года г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Буянтуевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будниковой В.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о взыскании денежных сумм,

у с т а н о в и л:

Обращаясь в суд с иском, истец Будникова В.В. просила взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия сумму невыплаченной денежной компенсации при сокращении в размере 109 127 руб., сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (31 день) в размере 35 357, 58 руб., невыплаченную сумму отпускных за 2019-2021 г.г. в размере 148 516 руб., компенсацию морального вреда в размере 150000 руб., проценты за задержку выплат в размере 28523, 11 руб.

Требования мотивированы тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с 27.05.1991 по 02.07.2021, с 01.11.2018 по 03.02.2020 замещала должность начальника отдела камеральных проверок № 3, с 03.02.2020 по 02.07.2021 замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 в МРИ ФНС России № 2 по РБ. 02.07.2021 истец уволена на основании приказа № 03-15/199 от 30.06.2021 в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Служебный контракт был расторгнут с выплатой денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в размере 159623, 96 руб., дополнительной компенсации (до истечения срока увольнения) - 13518 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 26 календарных дней при увольнении в размере 33764, 38 руб. При расчете размера среднемесячного денежного содержания, положенного в основу при начислении вышеуказанных денежных сумм (полученной денежной компенсации и компенсации за отпуск), работодателем не были учтены суммы средств материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, фактически начисленных и выплаченных ей в течение расчетных 2020-2021 г.г., также указанные суммы не принимались в расчет отпускных за период 2019-2021 г.г., что привело к занижению размера денежного месячного содержания, а также неправильному расчету сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суммы компенсации отпуска, суммы отпускных за 2019-2021годы.

В ходе судебного разбирательства Будникова В.В., уточняя исковые требования, просила взыскать с ответчика сумму невыплаченной денежной компенсации при сокращении в размере 109 127 руб., сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (26 дней) в размере 24208, 89 руб., невыплаченную сумму отпускных за 20221 г. в размере 18938 руб., компенсацию морального вреда в размере 150000 руб., проценты за задержку выплат в размере 15199, 77 руб. и в соответствии со ст. 236 ТК РФ обязать ответчика самостоятельно произвести расчет процентов по день фактического расчета включительно.

В судебном заседании истец Будникова И.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала по доводам, изложенным в иске. Согласилась с представленным стороной ответчика расчетом.

Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия по доверенности Цыремпилова А.Н. иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований изложенным в письменном отзыве доводам.

Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (с. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее по тексту - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абз. 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств:1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.06.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Как следует из представленных в материалы документов, Будникова В.В. проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с 27.05.1991 по 02.07.2021, с 01.11.2018 по 03.02.2020 замещала должность начальника отдела камеральных проверок № 3, с 03.02.2020 по 02.07.2021 замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 в Межрайонной ИФНС России № 2 по РБ.

02.07.2021 Будникова В.В. уволена на основании приказа № 03-15/199 от 30.06.2021 МРИ ФНС № 2 по РБ в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Сокращение должности обусловлено принятием Приказа ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7-4/450 «О структуре управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия», которым утверждена новая структура УФНС России по Республике Бурятия. В соответствии с указанным приказом Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Бурятия реорганизована путем присоединения к УФНС России по РБ и должность главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Бурятия сокращена.

Служебный контракт с Будниковой В.В. расторгнут с выплатой денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в размере 159623, 96 руб., дополнительной компенсации (до истечения срока увольнения) - 13518 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 26 календарных дней при увольнении в размере 33764, 38 руб.

Вместе с тем, при расчете размера среднемесячного денежного содержания, положенного в основу при начислении вышеуказанных денежных сумм (полученной денежной компенсации и компенсации за отпуск) работодателем не были учтены суммы средств материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, фактически начисленных и выплаченных истцу в течение расчетных 2020-2021 г.г., также указанные суммы не принимались при расчете отпускных за 2021 год.

При этом из пояснений сторон и материалов дела усматривается, что выплаченное Будниковой В.В. материальное стимулирование осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим Указом постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2015, от 23.04.2016 и от 23.02.2017 соответственно №№ 302-12, 347-7 и 228-7, которыми предусматривались в 2015, 2016 и 2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 подлежат применению при рассмотрении иска Будниковой В.В., заявленного к налоговому органу.

Ссылку ответчика на п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, суд находит несостоятельной.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее по тексту - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка).

Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем, в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01.01.2007, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст. ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.

При таких обстоятельствах и приведенных положениях закона, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно было быть учтено при расчете компенсационных выплат при увольнении, а также при оплате ежегодных отпусков.

При таком положении, судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Будниковой В.В. о взыскании с ответчика компенсации при увольнении в размере 109 126, 67 руб., денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (за 26 календарных дней) в сумме 21 061,89 руб. (за вычетом НДФЛ), а также сумму невыплаченных отпускных за 2021 год в размере 16476, 40 руб. (за вычетом НДФЛ), в соответствии с представленным стороной ответчика расчетом, который не оспаривался истцом.

В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ, следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

С учетом того обстоятельства, что сроки выплат при увольнении ответчиком нарушены не были, выплаты были произведены в день увольнения, при этом между сторонами трудовых отношений возник спор относительно размера данных выплат, связанный с учетом при их расчете средств материального стимулирования и фактически разрешенный путем вынесения судебного акта, оснований ко взысканию с ответчика в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, не имеется. При этом следует отметить, что материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленных работнику денежных сумм приведенной нормой закона не предусмотрена.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Поскольку работодателем были нарушены права работника на получение вышеуказанных выплат в полном объеме и в установленный срок, суд приходит к выводу о компенсация морального вреда в пользу истца в размере 1000 руб. (с учетом конкретных обстоятельств причинения вреда, требований разумности и справедливости).

При этом с доводами представителя ответчика Цыремпиловой А.Н. о том, что с ответчика не может быть взыскана компенсация морального вреда, суд согласиться не может, так как в результате реорганизации к УФНС по РБ перешли все права и обязанности МРИ ФНС № 2 по РБ, в том числе обязанность компенсации причиненного работнику вреда.

Таким образом, всего суд взыскивает с УФНС по РБ в пользу Будниковой В.В. денежную сумму в размере 147664, 96 руб., в том числе денежную компенсацию при увольнении – 109126, 67 руб., денежную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении -21061, 89 руб., сумму невыплаченных отпускных – 16476, 40 руб., компенсацию морального вреда - 1000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Будниковой В.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия в пользу Будниковой В.В. денежную сумму в размере 147664, 96 руб., в том числе денежная компенсация при увольнении –109126, 67 руб., денежная компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 21061, 89 руб., сумма невыплаченных отпускных – 16476, 40 руб.; компенсация морального вреда – 1000 руб.

В остальной части исковые требования Будниковой В.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: С.Л. Доржиева

В окончательной форме решение суда изготовлено 12.03.2022

Дело № 2-709/2022

УИД: 04RS0007-01-2022-000441-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 марта 2022 года г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Буянтуевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Будниковой В.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о взыскании денежных сумм,

у с т а н о в и л:

Обращаясь в суд с иском, истец Будникова В.В. просила взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Бурятия сумму невыплаченной денежной компенсации при сокращении в размере 109 127 руб., сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (31 день) в размере 35 357, 58 руб., невыплаченную сумму отпускных за 2019-2021 г.г. в размере 148 516 руб., компенсацию морального вреда в размере 150000 руб., проценты за задержку выплат в размере 28523, 11 руб.

Требования мотивированы тем, что истец проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с 27.05.1991 по 02.07.2021, с 01.11.2018 по 03.02.2020 замещала должность начальника отдела камеральных проверок № 3, с 03.02.2020 по 02.07.2021 замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 в МРИ ФНС России № 2 по РБ. 02.07.2021 истец уволена на основании приказа № 03-15/199 от 30.06.2021 в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Служебный контракт был расторгнут с выплатой денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в размере 159623, 96 руб., дополнительной компенсации (до истечения срока увольнения) - 13518 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 26 календарных дней при увольнении в размере 33764, 38 руб. При расчете размера среднемесячного денежного содержания, положенного в основу при начислении вышеуказанных денежных сумм (полученной денежной компенсации и компенсации за отпуск), работодателем не были учтены суммы средств материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, фактически начисленных и выплаченных ей в течение расчетных 2020-2021 г.г., также указанные суммы не принимались в расчет отпускных за период 2019-2021 г.г., что привело к занижению размера денежного месячного содержания, а также неправильному расчету сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суммы компенсации отпуска, суммы отпускных за 2019-2021годы.

В ходе судебного разбирательства Будникова В.В., уточняя исковые требования, просила взыскать с ответчика сумму невыплаченной денежной компенсации при сокращении в размере 109 127 руб., сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (26 дней) в размере 24208, 89 руб., невыплаченную сумму отпускных за 20221 г. в размере 18938 руб., компенсацию морального вреда в размере 150000 руб., проценты за задержку выплат в размере 15199, 77 руб. и в соответствии со ст. 236 ТК РФ обязать ответчика самостоятельно произвести расчет процентов по день фактического расчета включительно.

В судебном заседании истец Будникова И.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала по доводам, изложенным в иске. Согласилась с представленным стороной ответчика расчетом.

Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия по доверенности Цыремпилова А.Н. иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований изложенным в письменном отзыве доводам.

Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (с. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее по тексту - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абз. 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств:1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.06.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Как следует из представленных в материалы документов, Будникова В.В. проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах Республики Бурятия с 27.05.1991 по 02.07.2021, с 01.11.2018 по 03.02.2020 замещала должность начальника отдела камеральных проверок № 3, с 03.02.2020 по 02.07.2021 замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 в Межрайонной ИФНС России № 2 по РБ.

02.07.2021 Будникова В.В. уволена на основании приказа № 03-15/199 от 30.06.2021 МРИ ФНС № 2 по РБ в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Сокращение должности обусловлено принятием Приказа ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7-4/450 «О структуре управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия», которым утверждена новая структура УФНС России по Республике Бурятия. В соответствии с указанным приказом Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Бурятия реорганизована путем присоединения к УФНС России по РБ и должность главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Бурятия сокращена.

Служебный контракт с Будниковой В.В. расторгнут с выплатой денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в размере 159623, 96 руб., дополнительной компенсации (до истечения срока увольнения) - 13518 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 26 календарных дней при увольнении в размере 33764, 38 руб.

Вместе с тем, при расчете размера среднемесячного денежного содержания, положенного в основу при начислении вышеуказанных денежных сумм (полученной денежной компенсации и компенсации за отпуск) работодателем не были учтены суммы средств материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования, фактически начисленных и выплаченных истцу в течение расчетных 2020-2021 г.г., также указанные суммы не принимались при расчете отпускных за 2021 год.

При этом из пояснений сторон и материалов дела усматривается, что выплаченное Будниковой В.В. материальное стимулирование осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим Указом постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2015, от 23.04.2016 и от 23.02.2017 соответственно №№ 302-12, 347-7 и 228-7, которыми предусматривались в 2015, 2016 и 2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 подлежат применению при рассмотрении иска Будниковой В.В., заявленного к налоговому органу.

Ссылку ответчика на п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, суд находит несостоятельной.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее по тексту - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка).

Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем, в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01.01.2007, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2014 № 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст. ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.

При таких обстоятельствах и приведенных положениях закона, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно было быть учтено при расчете компенсационных выплат при увольнении, а также при оплате ежегодных отпусков.

При таком положении, судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Будниковой В.В. о взыскании с ответчика компенсации при увольнении в размере 109 126, 67 руб., денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (за 26 календарных дней) в сумме 21 061,89 руб. (за вычетом НДФЛ), а также сумму невыплаченных отпускных за 2021 год в размере 16476, 40 руб. (за вычетом НДФЛ), в соответствии с представленным стороной ответчика расчетом, который не оспаривался истцом.

В силу ст. 236 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ, следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

С учетом того обстоятельства, что сроки выплат при увольнении ответчиком нарушены не были, выплаты были произведены в день увольнения, при этом между сторонами трудовых отношений возник спор относительно размера данных выплат, связанный с учетом при их расчете средств материального стимулирования и фактически разрешенный путем вынесения судебного акта, оснований ко взысканию с ответчика в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, не имеется. При этом следует отметить, что материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленных работнику денежных сумм приведенной нормой закона не предусмотрена.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Поскольку работодателем были нарушены права работника на получение вышеуказанных выплат в полном объеме и в установленный срок, суд приходит к выводу о компенсация морального вреда в пользу истца в размере 1000 руб. (с учетом конкретных обстоятельств причинения вреда, требований разумности и справедливости).

При этом с доводами представителя ответчика Цыремпиловой А.Н. о том, что с ответчика не может быть взыскана компенсация морального вреда, суд согласиться не может, так как в результате реорганизации к УФНС по РБ перешли все права и обязанности МРИ ФНС № 2 по РБ, в том числе обязанность компенсации причиненного работнику вреда.

Таким образом, всего суд взыскивает с УФНС по РБ в пользу Будниковой В.В. денежную сумму в размере 147664, 96 руб., в том числе денежную компенсацию при увольнении – 109126, 67 руб., денежную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении -21061, 89 руб., сумму невыплаченных отпускных – 16476, 40 руб., компенсацию морального вреда - 1000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Будниковой В.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия в пользу Будниковой В.В. денежную сумму в размере 147664, 96 руб., в том числе денежная компенсация при увольнении –109126, 67 руб., денежная компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 21061, 89 руб., сумма невыплаченных отпускных – 16476, 40 руб.; компенсация морального вреда – 1000 руб.

В остальной части исковые требования Будниковой В.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: С.Л. Доржиева

В окончательной форме решение суда изготовлено 12.03.2022

2-709/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Будникова Валентина Владимировна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Доржиева С.Л.
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2022Передача материалов судье
28.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2022Подготовка дела (собеседование)
10.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
12.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2022Дело оформлено
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее