Дело № 2-5901/2024 УИД 53RS0022-01-2024-008950-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2024 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,
при секретаре Гришуниной В.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Великого Новгорода Кострикиной С.Э., представителя ответчика МАДОУ "Детский сад № 83" Гейслера А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Великого Новгорода к МАДОУ "Детский сад № 83" об обязании оборудовать центральный вход здания телескопическим пандусом,
установил:
заместитель прокурора Великого Новгорода обратился в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному общеобразовательному учреждению "Детский сад № 83" (далее – Учреждение) об обязании в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданиям Учреждения, расположенным по адресам: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.146 и ул. Большая Санкт- Петербургская, д.115, корп. 2, а именно оборудовать пандусы у центральных входов в здания в соответствии с требованиями пункта 5.1.16, пункта 5.1.17 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения «СНиП 35-01-2001».
В обоснование требований указано, что прокуратурой Великого Новгорода Новгородской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних и инвалидов в деятельности Учреждения. В ходе проведенной проверки установлено, что здания Учреждения, расположенные по адресам: г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.146 и ул. Большая Санкт-Петербургская, д.115, корп. 2, не оборудованы пандусами. Входная группа указанных зданий имеет ступени и не приспособлена для обеспечения доступа в помещения маломобильных групп населения, в том числе инвалидов. Таким образом, вопреки требованию вышеперечисленных норм действующего законодательства, Учреждением не предприняты должные меры для обеспечения доступа инвалидов к месту оказания услуг населению. Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки.
В дальнейшем заместитель прокурора Великого Новгорода исковые требования уточнил и просил обязать МАДОУ «Детский сад № 83» в течение 5 лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать центральные вход здания, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.146, телескопическим пандусом.
Определением судьи от 22 июля 2024 г. к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Великого Новгорода, Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МАДОУ "Детский сад № 83" в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Великого Новгорода, Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Статья 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В разделе 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16, в 2019 - 2024 гг. в рамках федерального проекта определён к реализации комплекс мероприятий, в том числе, направленных на развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации и реализации творческого потенциала.
В пунктах 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу статьи 9 данного Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения «СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 904/пр (далее - СП 59.13330), установлено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Пунктом 6.1.2. СП 59.13330 определено, что при перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается. Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5:1.16. При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более 100 %.
У внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м. (пункт 5.1.14 СП 59.13330)
Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее:
на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 х 1,8 м;
при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 х 1,5 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. (пункт 5.1.16 СП 59.13330).
Пунктом 5.1.17 СП 59.13330 предусмотрено, что поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований пункта 5.1.11. В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям пункта 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм. При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения - 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом пункта 8.1.7. СП 59.13330.
Пунктом 3.22 СП 59.13330 предусмотрено понятие «разумного приспособления» - внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
В судебном заседании установлено, что здание МАДОУ «Детский сад № 83», расположенное по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.146, не оборудовано пандусом.
Входная группа указанного здания имеет ступени и не приспособлена для обеспечения доступа в помещение маломобильных групп населения, в том числе инвалидов. Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вопреки требованию вышеперечисленных норм действующего законодательства, Учреждением не предприняты должные меры для обеспечения доступа инвалидов к месту оказания услуг населению. На здания, которые занимает Учреждение, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному объекту, влечет нарушение прав и законных интересов указанной категории граждан, кроме того, не отвечает требованиям закона о создании равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества для лиц с ограниченными возможностями.
На основании изложенного выше, суд полагает исковые требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме, а на МАДОУ «Детский сад № 83» подлежит возложению обязанность оборудовать центральный вход здания, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.146, телескопическим пандусом.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем и специфику работ, подлежащих выполнению в целях устранения имеющихся нарушений требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, суд полагает возможным установить срок исполнения Учреждением решения суда в течение 5 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора Великого Новгорода к МАДОУ "Детский сад № 83" об обязании оборудовать центральный вход здания телескопическим пандусом - удовлетворить.
Обязать МАДОУ "Детский сад № 83" в течение 5 лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать центральный вход здания, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.146, телескопическим пандусом.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено представление, в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Л. Пчелкина
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2024 года.