Решение по делу № 2а-251/2020 от 17.08.2020

Дело №2а-251/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года                                                                  г. Невель

Невельский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Клименко Н.Ф.,

при секретареТрубинской В.М.,

с участием старшего помощника Невельского межрайонного прокурора Рус Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коваленко С.И. к Территориальной избирательной комиссии Невельского района об оспаривании решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты Агаджановой Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Коваленко С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Невельского района (далее - ТИК Невельского района), в котором просит:

- признать незаконным и отменить решение ТИК Невельского района от 09.08.2020г. № 66/497 «О регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Псковской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу №2»,

- аннулировать регистрацию кандидата в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №2 Агаджановой Е.А., на основании подпунктов «в, в.1» пункта 24 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, а также подпункта «г» пункта 1 статьи 34, подпунктов «в, в.1» пункта 8 статьи 36, подпункта «a» пункта 10 статьи 56, пункта 6 статьи 67 Закона Псковской области от 01.08.2003 № 295-03 «Избирательный кодекс Псковской области».

Требования обоснованы тем, что решением Собрания депутатов Невельского района от 23.06.2020 года №383, назначены выборы депутатов Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва. Постановлением от 09.08.2020 года № 66/497 ТИК Невельского района на выборах депутатов Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва Коваленко С.И., выдвинутый избирательным объединением «ПСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.Постановлением от 09.08.2020 года № 66/497 ТИК Невельскогорайона на выборах депутатов Собрания депутатов Невельского района седьмого созываАгаджанова Е.А., выдвинутая избирательным объединением Региональное отделение в Псковской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА», зарегистрирована кандидатом в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.Считает, что вышеуказанное постановление административного ответчика нарушает избирательные права административного истца, а именно: нарушает равное избирательное право и право на участие в референдуме, установленное ст. 5. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, поскольку Агаджанова Е.А. уведомила ТИК Невельского района о своем выдвижении и подала документы на регистрацию кандидатом в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 с нарушением норм статей 35 и 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.Ознакомившись с представленными кандидатом документами, административный истец усматривает наличие предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отказа в регистрации кандидата.Среди документов, представленных в ТИК Невельского района для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствуют документы, необходимые длявыдвижении и регистрации, что в соответствии со статьей 35, 38 Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.Заинтересованным лицом были представлены документы, предусмотренные статьей 34 Закона Псковской области от 01.08.2003 № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» не в полном объеме.

Административный истец Коваленко С.И. в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика - председатель Территориальной избирательной комиссии Невельского района Калачева О.В., иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на исковое заявление. Пояснила, что уведомив избирательную комиссию, Агаджанова Е.А. вправе была не создавать избирательный фонд, поскольку численность избирателей одномандатного избирательного округа № 2 на выборах депутатов Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва составляет менее пяти тысяч избирателей.

Представитель заинтересованного лица – Региональное отделение в Псковской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» Кулаков И.Н.полагал административные исковые требования необоснованными, поскольку кандидатомАгаджановой Е.А. документы в избирательную комиссию представлены в полном объеме, форма банковской справки законом не установлена.Документ содержит полные сведения о владельце и состоянии банковского счета, различие только в наименовании документа.

Заинтересованное лицоАгаджанова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

    Исследовав письменные материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В силу ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу (ч.11 ст.239 КАС РФ)

Согласно ч.ч.4, 5 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения, но не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

В силу ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    Установлено, что решением Собрания депутатов Невельского района от 23.06.2020 года №383, назначены выборы депутатов Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва на 13.09.2020 года.

    Решением Избирательной комиссии Псковской области от 21.04.2017 года № 7/68-6 на ТИК Невельского района возложены полномочия избирательной комиссии МО «Невельский район» по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления и местного референдума.

    Постановлением ТИК Невельского района от 09.08.2020 года Агаджанова Е.А. зарегистрированакандидатом в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке выдвижения от Регионального отделения в Псковской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» (л.д. 10-11).

    Коваленко С.И. как кандидат в депутаты по тому же избирательному округу (л.д. 12-13) просит признать решение о регистрацииАгаджановой Е.А. в качестве кандидата незаконным.

Таким образом, административный истец Коваленко С.И. и заинтересованное лицо Агаджанова Е.А. зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты по одному и тому же избирательному округу, следовательно, Коваленко С.И. наделен правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации АгаджановойЕ.А. в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 и он обратился с указанным административным исковым заявлением в установленный законом срок.

Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований определяется Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ст.33 указанного закона о выдвижении кандидата (кандидатов), избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно п.1 ст.38 данного закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие п.п. 2-7 ст. 35.1 настоящего Федерального закона или п. 16 настоящей статьи.

В соответствии с п.1.1 ст.38 закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах) в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено п. 2.2 ст.33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

В соответствии с п.18 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

В п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ указаны основания для отказа в регистрации кандидата, к которым относится, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п. «в»).

Согласно п.9 ст.59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с п.1 ст. 58 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в п.2 ст.107 Избирательного кодекса Псковской области.

Решением Собрания депутатов Невельского района утверждена схема одномандатных избирательных округов на выборах депутатов Собрания депутатов Невельского района, согласно которой численность избирателей одномандатного избирательного округа № 2 составляет 2867 избирателей, т.е. менее пяти тысяч избирателей в округе.

Подпунктом «г» пункта 1 статьи 34 Избирательного кодекса Псковской области для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат не ранее чем за 55 и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию, которая осуществляет регистрацию кандидата, в числе иных, необходимых для регистрации документов, первый финансовый отчет кандидата (за исключением случаев, когда избирательный фонд не создавался).

Согласно подпункту «а» п.10 ст. 56 Избирательного кодекса Псковской области кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов в установленном настоящим Законом порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения считается представленным, если в избирательную комиссию представлены все следующие документы: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справка об остатке средств фонда на дату составления отчета, выданная филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет).

Справкой Регионального отделения в Псковской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» подтверждается принадлежность кандидата Агаджановой Е.А. к политической партии (л.д. 57).

Из Подтверждения получения документов, представленных кандидатом, выдвинутым избирательным объединением на выборах депутатов Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва, по одномандатному избирательному округу № 2 от 23.07.2020г. следует, что кандидатом представлены: заверенная кандидатом копия паспорта (на 7л.), две фотографии кандидата размером3х4см (на 1л.), заверенные кандидатом его биографические данные в объеме, установленном ТИК (на 1л.) (л.д. 143-152).

Из Подтверждения получения документов, представленных для регистрации кандидата на выборах депутатов Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Псковской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу № 2 от 02.08.2020г. следует, что Агаджанова Е.А. представила: сведения об изменениях, в ранее представленные данные о кандидате (на 1л.), первый финансовый отчет с приложениямидокументов: выписка из лицевого счета, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда избирательного объединения(на 5л.), документы, если в поддержку кандидата осуществлялся сбор (на 8л.), подписные листы (на 4л.), протокол по сбору подписей (на 1л.), копия документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда (на 3л.), уведомление об открытии счета (на 1л.)(л.д. 125-142).

Административный истец Коваленко С.И. мотивирует свои требования тем, что кандидатом представлен первый финансовый отчет с нарушением требований закона, поскольку кандидат Агаджанова Е.А. не представила справку об остатке средств избирательного фонда. Представленная кандидатом выписка из лицевого счета не соответствует требованиям Закона, так как не является «справкой».

Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета.

В силу положенийп.п. «а» п.10 ст.56 Избирательного кодекса (Закона) Псковской области от 01.08.2003 г. № 295-ОЗ кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию следующие финансовые отчеты: первый финансовый отчет. Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения считается представленным, если в избирательную комиссию представлены все следующие документы: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справка об остатке средств фонда на дату составления отчета, выданная филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет).

Как установлено судом, в отделении ПАО «Сбербанк России»** открыт специальный избирательный счет кандидата Агаджановой Е.А. ** для формирования избирательного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Невельского района представлены предусмотренные федеральным и региональным законодательством документы для регистрации Агаджановой Е.А. в качестве кандидата, в том числе первый финансовый отчет, составленный в надлежащей форме, с выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражены актуальные сведения о нулевом размере остатка средств фонда на дату сдачи отчета.

В этом же отчете кандидатом указаны сведения об учете поступления и расходования средств избирательного фонда.

Достоверность указанных кандидатом сведений никем не оспаривается, подтверждена представленными в материалы дела сведениями банка о поступлении на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата денежных средств в размере 100 рублей и их расходовании с указанием нулевого остатка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данный документне искажает смыслового содержания сведений и основанием к отказу в регистрации кандидата не является.

При таких обстоятельствах Территориальной избирательной комиссиейна законных основанияхАгаджанова Е.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Аналогичная позиция высказана в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации по делу № 69-АПГ16-6 от 29.08.2016 года.

Доводы административного истца, что выписка из лицевого счета, представленная кандидатом справкой об остатке не является (по форме документа), не могут быть признаны как основания для удовлетворения иска, поскольку она отражает фактическое состояние счета. Согласно смысловому содержанию термина «справка», это документ направленный соответствующему органу или организации о предоставлении ему запрашиваемой информации, оформленной в виде справки, или иного документа.

    Документ о состоянии счета кандидата составлен и предоставлен компетентным органом, определенным п.п. «а» п.10 ст.56 Избирательного кодекса (Закона) Псковской области - ПАО «Сбербанк России», с указанием необходимых реквизитов, содержащиеся в документе сведения заверены подписью должностного лица и печатью ПАО «Сбербанк России» и являются актуальными.

При этом пунктом 9 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами лишь первого финансового отчета, при этом право обязывать предоставлять иные документы Федеральный закон не предусматривает. Как не предусматривают форму подобной справки ни Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, ни Избирательный кодекс (Закон) Псковской области от 01.08.2003 года № 295-ОЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22.04.2013 года № 8-П, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов. Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ суд считает, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, не позволяющие установить фактические обстоятельства дела, могут служить основанием для отказа в регистрации кандидата.

Суд приходит к выводу, что указанное в иске не может являться существенным нарушением и соответственно служить основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку с учетом всех представленных кандидатом документов ТИК Невельского района обладала полной и достоверной информацией.

Оценивая все представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что регистрация Агаджановой Е.А.кандидатом в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, ТИК Невельского района произведена законно и находит, что оснований для отмены данной регистрации и удовлетворения исковых требований Коваленко С.И. не имеется.

Руководствуясь ст. 174-180, 244 КАС РФ, суд

                                                РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Коваленко С.И. к Территориальной избирательной комиссии Невельского района о признании незаконным и отмене решения ТИК Невельского района от 09.08.2020г. № 66/497 «О регистрации Агаджановой Е.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва, выдвинутой избирательным объединением Региональное отделение в Псковской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу №2» и аннулировании регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Невельского района седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №2 Агаджановой Е.А., на основании подпунктов «в, в.1» пункта 24 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, а также подпункта «г» пункта 1 статьи 34, подпунктов «в, в.1» пункта 8 статьи 36, подпункта «a» пункта 10 статьи 56, пункта 6 статьи 67 Закона Псковской области от 01.08.2003 № 295-03 «Избирательный кодекс Псковской области».

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение 5 дней со дня со дня принятия решения.

Мотивированное решение изготовлено 21.08.2020 года.

Судья                                                             Н.Ф.Клименко

2а-251/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коваленко Сергей Иванович
Ответчики
ТИК Невельского района
Другие
Агаджанова Елена Аркадьевна
Региональное отделение в Псковской области Всероссийской политической партии «Партия Роста»
Невельский межрайонный прокурор
Суд
Невельский районный суд Псковской области
Судья
Клименко Н.Ф.
Дело на сайте суда
nevelsky.psk.sudrf.ru
18.08.2020Регистрация административного искового заявления
18.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее