Решение по делу № 2-69/2019 от 25.03.2019

Дело № 2-69/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2019 года             село Суг-Аксы                                             

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ондар Э.Д-С.,

при секретаре Котчиной В.К., с участием помощника прокурора Сут-Хольского района Донгак А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Сут-Хольского района Кужугета Р.Г. в интересах неопределенного круга лиц,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Сут-Хольского района Кужугет Р.Г. обратился в суд с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране природы, в области обращения с отходами производства и потребления. По результатам проверки установлено, что администрация муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» не исполняет должным образом обязанности по созданию в соответствие с требованиями федерального законодательства площадок временного накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), ссылаясь на отсутствие финансовых средств, а также отсутствием договорных отношений с региональным оператором. Однако в силу законодательства органы местного самоуправления должны обеспечить создание мест (площадок) для установления мусоросборных контейнеров. При отсутствии указанных площадок, у регионального оператора не имеется возможности установления мусоросборных контейнеров. Таким образом, администрацией района должным образом обязанности по исполнению законодательства в сфере отходов производства и потребления не соблюдаются. Просит обязать администрацию муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда исполнить обязательства по оборудованию мест (площадок) для размещения мусоросборных контейнеров на территориях сельских поселений сумонов Ишкинский, Кызыл-Тайгинский, Кара-Чыраанский, Суг-Аксынский в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определить схемы размещения мест (площадок) для размещения мусоросборных контейнеров и ведение соответствующего реестра мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Сут-Хольского района Донгак А.М. поддержала требования полностью и просила удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» в суд не явился, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, от них не поступило заявлений и ходатайств.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относиться создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 2 ст. 13 Закона № 89-ФЗ, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из положений ч.ч. 1 и 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Частью 4 вышеуказанной статьи закреплена обязанность органов местного самоуправления по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039"Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утверждены правила обустройства контейнерных площадок и ведение их реестра.

В соответствии со ст. 3 постановления места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно разделу 3 постановления реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.

В соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации сбора (в том числе раздельного сбора), установки мусоросборочных контейнеров и транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в соответствии с которым утверждены Правила обращения с отходами, установлены следующие понятия: «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно п. 13 Правил 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов на территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Из представленных материалов дела видно, что администрация муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» не исполняет должным образом обязанности по созданию в соответствие с требованиями федерального законодательства площадок временного накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), ссылаясь на отсутствие финансовых средств, а также отсутствием договорных отношений с региональным оператором, утвержденных схем расположения площадок также не имеется, и не принимались, что подтверждается ответом на требование прокурора от 14.03.2019 года № 379.

Постановлением председателя администрации Сут-Хольского района внесены изменения в муниципальную программу «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры и благоустройства на территории сельского поселения сумона Суг-Аксынский на 2018-2020» на организацию утилизации свалки твердых коммунальных отходов в бюджете сельского поселения предусмотрено всего <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> рублей.

Как установлено в суде, в силу законодательства органы местного самоуправления должны обеспечить создание мест (площадок) для установления мусоросборных контейнеров. При отсутствии указанных площадок, у регионального оператора не имеется возможности установления мусоросборных контейнеров. В соответствии с вышеуказанной программой денежные средства предусмотрены, однако мер по реализации требований законодательства по организации мест сбора (площадок) ТКО, на которых в дальнейшем региональным оператором должны будут в соответствии с утвержденной схемой расположены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов администрацией района не принимаются.

Таким образом, администрацией района должным образом обязанности по исполнению законодательства в сфере отходов производства и потребления не соблюдаются.

Указанное влечет за собой нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, и иными опасными веществами, что является нарушением прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства.

В связи с чем, исковые требования и.о. прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу с пп. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Также согласно пп.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда исполнить обязательства по оборудованию мест (площадок) для размещения мусоросборных контейнеров на территориях сельских поселений сумонов Ишкинский, Кызыл-Тайгинский, Кара-Чыраанский, Суг-Аксынский в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также определить схемы размещения мест (площадок) для размещения мусоросборных контейнеров и ведение соответствующего реестра мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения. Решение изготовлено 18 апреля 2019 года.

Председательствующий                             Ондар Э.Д-С.

2-69/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Р.Г. Кужугет
Ответчики
Администрация муниципального района "Сут-Хольский кожуун РТ"
Суд
Сут-Хольский районный суд Республики Тыва
Дело на странице суда
sut-holskiy.tva.sudrf.ru
27.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
27.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее