Решение по делу № 3а-93/2022 (3а-1816/2021;) от 13.09.2021

                                                                                                                дело № 3а-93/2022

                                                                                             32ОS0000-01-2021-001125-06

Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         гор.Брянск                                                                            01 февраля 2022 года

         Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи                                                     Богородской Н.А.,

при секретаре                                                                                 Понкрашовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевцова Сергея Анатольевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Шевцов С.А. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: магазин, назначение: нежилое, площадь 160 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>Б, кадастровый , кадастровая стоимость которого составляет 3 601 759,5 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения объектов торговли, площадь 670+/-9 кв.м., местоположение: <адрес> кадастровый , кадастровая стоимость которого составляет 1 102 096,4 руб., в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение его прав как налогоплательщика.

           Просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года: магазин, назначение: нежилое, площадь 160 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>Б, кадастровый , - в размере 998 000 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения объектов торговли, площадь 670+/-9 кв.м., местоположение: <адрес>, кадастровый , - в размере 229 000 руб.

           Административный истец Шевцов С.А. и представитель административного истца Ломакина В.И. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

        Административные ответчики - управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованные лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Клинцовская городская администрация, ООО «Шаг» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В судебном заседании 26 октября 2021 года представитель административного ответчика -управления имущественных отношений Брянской области Казорин А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной стоимости не оспаривал.

          В ходатайстве от 28 января 2022 года представитель административного ответчика управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Тихонова Е.В. просит провести судебное заседание в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленных возражениях на административное исковое заявление от 11 октября 2021 года представителем управления Росреестра по Брянской области Богушевской Н.С. указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается. Управление Росреестра по Брянской области в части привлечения в качестве административного ответчика административный иск не признает, поскольку как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает.

           В отзыве на административное исковое заявление, поступившем в суд 11 октября 2021 года, представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е. возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что полученные рыночным оценщиком результаты не соответствуют действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривает.

В ходатайстве от 28 января 2022 года представитель заинтересованного            лица – и.о.главы Клинцовской городской администрации Лубская Л.Д. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Клинцовской городской администрации.

          В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Шевцова С.А., представителя административного истца Ломакиной В.И., представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Клинцовской городской администрации, ООО «Шаг».

          Исследовав    материалы дела, суд приходит к следующему.

          Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

          Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

          В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

           В силу требований части 7 статьи 22 и пункта 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

           Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости.

          Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов административного дела, административный истец Шевцов С.А. является собственником объектов недвижимости: здание, назначение: нежилое, наименование: магазин, площадь 160 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: <адрес>Б; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения объектов торговли, площадь 670+/-9 кв.м., кадастровый , местоположение: <адрес>

          Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 06 июля 2021 года № КУВИ-002/2021-83148206, № КУВИ-002/2021-83148626 и приказу управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498, кадастровая стоимость объектов недвижимости составляет: здание, кадастровый , местоположение: <адрес>Б, - 3 601 759,5 руб.; земельный участок, кадастровый , местоположение: <адрес> - 1 102 096,4 руб. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о дате утверждения кадастровой стоимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости здания – 23 января 2020 года, земельного участка – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2020 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости – 1498 22.11.2019.

         Исходя из требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога.

         Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

          В силу требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

      Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

          В соответствии с требованиями статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.

          Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

          Таким образом, права и обязанности административного истца Шевцова С.А., как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости, и он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

           Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец Шевцов С.А., оспаривая кадастровую стоимость указанных в административном иске объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представил отчет об оценке от 03 августа 2021 года                                       № 129, выполненный оценщиком ФИО1, согласно которому по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость объектов оценки составляет: магазин, назначение: нежилое, площадь 160 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, местоположение: <адрес>Б, кадастровый , - 998 000 руб.; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения объектов торговли, площадь 670+/-9 кв.м., местоположение: <адрес>, кадастровый , -                229 000 руб.

    В связи с существенной разницей между установленной кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в отчете об оценке, представленном административным истцом, учитывая возражения представителя административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» против удовлетворения заявленных требований, принимая во внимание, что для разрешения заявленных требований необходимы специальные познания, в ходе рассмотрения дела по ходатайствам представителя административного истца Ломакиной В.И. и представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Казорина А.А. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено экспертам ООО «Брянский Оценщик».

Согласно заключению эксперта ООО «Брянский Оценщик» ФИО2 от 24 декабря 2021 года № 123 отчет от 03 августа 2021 года № 129, выполненный оценщиком ФИО1, об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, указанных в отчете, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, в связи с чем рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2019 года объектов недвижимости, указанных в отчете, не устанавливалась.

          Оценивая указанное заключение эксперта ООО «Брянский Оценщик» ФИО2 от 24 декабря 2021 года № 123 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО2 является действительным членом саморегулируемой организации оценщиков Межрегиональная саморегулируемая некоммерческая организация Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.

           Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.

Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 03 августа 2021 года № 129, выполненный оценщиком ФИО1, и заключение эксперта ООО «Брянский Оценщик» ФИО2 от 24 декабря 2021 года № 123, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Шевцова С.А. и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – здание, назначение: нежилое, наименование: магазин, площадь 160 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: <адрес>Б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 998 000 руб.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения объектов торговли, площадь 670+/-9 кв.м., кадастровый , местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 229 000 руб.

          Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

          Как следует из материалов административного дела, Шевцов С.А. обратился в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 02 сентября 2021 года (л.д.56).

Таким образом, датой подачи Шевцовым С.А. заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 02 сентября 2021 года, т.е. дату его обращения в суд.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Доводы, изложенные в возражениях представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской        области о том, что управление Росреестра по Брянской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На территории Брянской области функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных осуществляет управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (управление Росреестра по Брянской области).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

          административное исковое заявление Шевцова Сергея Анатольевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: магазин, площадь 160 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый , местоположение: <адрес>Б, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 998 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения объектов торговли, площадь 670+/-9 кв.м., кадастровый , местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 229 000 руб.

         Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 02 сентября 2021 года – дату обращения Шевцова С.А. с настоящим административным иском в суд.

         Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

             Судья                                                                           Н.А.Богородская

             Мотивированное решение суда изготовлено 15 февраля 2022 года

3а-93/2022 (3а-1816/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевцов Сергей Анатольевич
Ответчики
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Брянской области
Клинцовская городская администрация
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация административного искового заявления
13.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Подготовка дела (собеседование)
13.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.10.2021Предварительное судебное заседание
11.01.2022Производство по делу возобновлено
11.01.2022Рассмотрение дела начато с начала
01.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022Дело оформлено
15.04.2022Дело передано в архив
01.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее