РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Городец 14 августа 2020 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Самариной М.Д., с участием представителя административного истца - помощника Городецкого городского прокурора Земцова К.Г., административного ответчика Абрамова В.В., при секретаре Бубновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
Городецкого городского прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Абрамову В. В. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Городецкий городской прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Абрамову В.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование административного иска указано, что Городецкого городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проверкой выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В соответствии со ст.5 ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется помимо прочего и посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.23 указанного закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Ст. 28 указанного закона определен круг оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, каковыми являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Городецкой городской прокуратурой установлены обстоятельства, при которых несоответствующее установленным нормам состояние здоровья отдельных граждан, наделенных правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
Так, в ходе проведенной проверки установлено, что Абрамов В. В., *** г.р., имеет право управления транспортными средствами. *** ему выдано удостоверение на право управления транспортными средствами категорий * серии и номера *.
Согласно справке ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ» от *** Абрамов В.В. с *** состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом: ...
Поставленный диагноз запрещает ему управлять транспортными средствами, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №377 от 28 апреля 1993 года.
Таким образом, в соответствии с положением ФЗ «О безопасности дорожного движения» имеются основания для прекращения действия права Абрамова В.В. на управление транспортными средствами.
Кроме того, в соответствии с приложением 2, приложением 3 главы 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», административный ответчик не может быть допущен по состоянию здоровья к управлению автотранспорта всех категорий. Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», имеются основания для прекращения действия права Абрамова В.В. на управление транспортными средствами, поскольку управление автотранспортными средствами ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, Городецкий городской прокурор просит суд:
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Абрамова В.В., *** г.р.
Признать недействительным удостоверение на право управления транспортными средствами серии и номера * на имя Абрамова В.В.
Решение суда направить в ОГИБДД МО МВД России «Городецкий» для изъятия водительского удостоверения.
Представитель административного истца - помощник Городецкого городского прокурора Земцов К.Г. административное исковое заявление поддержал, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил и пояснил, что Городецкой городской прокуратурой проведена проверка, в ходе которой было установлено, что гражданин Абрамов В.В. имеет право управления транспортными средствами, а также данный гражданин состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом ... с * года. Поставленный диагноз запрещает ему управлять транспортными средствами, в связи, с чем имеются основания для удовлетворения требований прокурора в полном объеме. Просил удовлетворить административные исковые требования, прекратить действие права на управление транспортными средствами Абрамова В.В., признать недействительным удостоверение на право управления транспортными средствами на имя Абрамова В.В.
Административный ответчик Абрамов В.В. исковые требования прокурора признал, пояснил, что он не употребляет наркотические вещества уже более 20 лет. С * года по настоящее время действительно состоит на учете у врача нарколога, однако намерен сняться с учета. Водительское удостоверение получал в 2018 году, медицинскую справку оформлял в больнице г.Балахна, затем с указанной справкой обратился в ГИБДД для получения водительского удостоверения.
Представитель заинтересованного лица МО МД России «Городецкий» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя, представил письменный отзыв, из которого следует, что Абрамову В.В. водительское удостоверение * серии и номера * было выдано ***. При получении удостоверения Абрамовым В.В. в РЭО ГИБДД была предоставлена медицинская справка о прохождении медицинского освидетельствования, с отметкой о годности к управлению транспортными средствами. С учетом выявления того факта, что Абрамов В.В. с *** состоит на учете у нарколога ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ» с диагнозом ... и сведения о прохождении лечения отсутствуют, считают обоснованным заявление Городецкой городской прокуратуры требования о прекращении права Абрамова В.В. на управление транспортным средством.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Как установлено ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Регулируемые Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
В части 1 статьи 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии со статьей 23 Закона о безопасности дорожного движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В соответствии со статьей 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления), являются противопоказаниями для управления транспортным средством.
Одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителей медицинских противопоказаний.
Наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами, подтвержденное соответствующим медицинским заключением, является одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 года № 1097, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в том числе в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
В соответствии с названным Перечнем лица, страдающие заболеванием – алкоголизм, наркомания, токсикомания, допускаются к осуществлению деятельности, связанной с источником повышенной опасности, а именно: к управлению автомобилями – категория «В» с правом работы по найму и к управлению автомобилем категории «С» - при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств о допуске решается индивидуально при представлении и положительной характеристики – ходатайства с места работы и информации о проведении по месту жительства из органов внутренних дел; к управлению автомобилями – категория «В», без права работы по найму при стойкой ремиссии.
В соответствии с пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации N 1034н от 30 декабря 2015 года, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 <6> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии:
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет;
- подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и состоящих на диспансерном наблюдении в связи с заболеваниями наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, *** Абрамову В.В. выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории * серии и номера *, что подтверждается сведениями, представленными из ОГИБДД ОМВД России «Городецкий».
Согласно справке врача-нарколога ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ» от ***, Абрамов В.В. с *** состоит на учете у врача психиатра-нарколога с диагнозом ...
Наличие указанного заболевания Абрамова В.В. подтверждается копией медицинской карты ГБУЗ НО «Городецкая ЦРБ».
Как следует из амбулаторной карты на имя Абрамов В.В. состоит на диспансерном учете в наркологическом кабинете г.Заволжье с * года, а в * году впервые поставлен диагноз: ... В 2002 году, согласно заключения судебно-наркологической экспертизы поставлен диагноз ...
Доказательств того обстоятельства, что административный ответчик Абрамов В.В. снят с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) не имеется. Обоснованность постановки на диспансерный учет Абрамова В.В. в установленном порядке не оспаривалась, доказательства, достоверно подтверждающие принятие в установленном законом порядке соответствующей комиссией решения о снятии административного ответчика с диспансерного учета не представлены.
При таких обстоятельствах суд полагает, что состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у ответчика заболевания являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении действия права на управление транспортными средствами, прокурор представил доказательства нахождения Абрамова В.В. на учете в наркологическом кабинете, с соответствующим диагнозом. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Абрамов В.В. не представил.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что состояние здоровья Абрамова В.В. препятствует безопасному управлению им транспортными средствами.
Управление транспортным средством-источником повышенной опасности лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, создает угрозу жизни здоровья граждан, их прав и законных интересов, при таких обстоятельствах право Абрамова В.В. на управление транспортными средствами подлежит прекращению, в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 февраля 2020 N 521-О, следует, что законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования порядке. На основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
Реальная опасность причинения вреда при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах с учетом наличия у административного ответчика медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований о прекращении действия предоставленного Абрамову В.В. права на управление транспортными средствами и признании недействительным, выданного ему удостоверения на право управления транспортными средствами.
Лишение права управления транспортным средством в данном случае не является мерой ответственности и связано исключительно с наличием медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, устранение которых не препятствует повторному получению водительского удостоверения в установленном законом порядке.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела судом в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Городецкого городского прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Абрамову В. В. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Абрамова В. В., *** года рождения, на управление транспортными средствами.
Признать недействительным удостоверение на право управления транспортными средствами *, выданное *** на имя Абрамова В. В., *** года рождения.
Решение суда направить в ОГИБДД МО МВД России «Городецкий» для изъятия вышеуказанного водительского удостоверения.
Взыскать с Абрамова В. В., *** года рождения, государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Городецкий городской суд Нижегородской области.
Судья М.Д.Самарина