Дело№3а-35/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Черкесск 29 июля 2019 года
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Дзыба З.И.
при секретаре судебного' заседания Умаровой З.Б. с участием:
представителя административного истца Элькановой А.А. - Кименинико Д.М.; представителя административного ответчика Правительства Карачаево- Черкесской Республики Казаковой Г.А.;
представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР - Мамедова Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Элькановой А.А. к административным ответчикам Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, заинтересованным лицам администрации Карачаевского городского округа, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево- Черкесской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,
установил:
Эльканова А.А. является собственником следующих объектов недвижимости:
земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №..., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого определена в размере 123 602 640 рублей;
земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №..., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого определена в размере 42 570 000 рублей.
Полагая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, Эльканова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, заинтересованным лицам администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и г картографии» по Карачаево-Черкесской Республике об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
По мнению истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет 27 848 000 рублей 00 копеек; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет 19 053 000 рублей, что определено отчетами оценщика ИП Мазурова Н.Н.
Административный истец полагает результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости существенно превышающими их рыночную стоимость, что нарушает ее права как плательщика налога на указанное имущество, поскольку ведет к неправомерному увеличению налога, просит установить кадастровую стоимость недвижимого имущества в размере равном его рыночной стоимости, определенной ИП Мазуровым М.Х. в отчетах об оценке.
В возражениях на административное исковое заявление Правительство Карачаево-Черкесской Республики просит в удовлетворении иска отказать, т.к. истцом избран неправильный способ защиты нарушенного права. Так как кадастровая стоимость земельных участков определена Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. № 394, административному истцу следовало обжаловать данный действующий нормативный правовой акт Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с главой 21 КАС РФ. Кроме того, Правительство Карачаево-Черкесской Республики никаких прав истца не нарушало, поэтому не является по настоящему административному делу надлежащим ответчиком, а может быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д. 187).
В ходе предварительного судебного заседания с учетом того, что определенная независимым оценщиком рыночная стоимость спорных земельных участков в несколько раз ниже кадастровой стоимости, определенной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 года №394, а также того, что отчеты оценщика оформлены с нарушением требований статьи 11 Закона об оценочной деятельности, пунктов 3,11 ФСО №3, пункта 22 ФСО №7 (отсутствие анализа рынка в сегменте, соответствующему объектам оценки, использование оценщиком непроверяемых допущений о характеристиках аналогов), учитывая ходатайство представителя административного истца о назначении по делу экспертизы с целью установления рыночной стоимости земельных участков, суд определением от 20 июня 2019 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу (л.д. 217- 222).
Представитель административного истца Элькановой А.А. - Кименинико Д.М. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила суд установить рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на 17.01.2014 г. в размере, в котором она определена заключением судебной оценочной экспертизы № 11-Э/07/2019 от 12 июля 2019 года, проведенной экспертом ООО «Юридическое агентство «Аргумент», т.е. земельного участка с кадастровым номером №... в размере 25 637 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером №... в размере 48 050 000 рублей.
Представитель ответчика - Правительства Карачаево-Черкесской Республики Казакова Г.А. по заявленным требованиям возражений не имела.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР <ФИО>8 не возражал против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной судебной экспертизой.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР в судебное заседание не явился, направил ходатайство от 23.07.2019 г. исх.№04128\19 о рассмотрении дела без его участия.
Административный истец Эльканова А.А., представитель администрации Карачаевского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что участники процесса надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, их неявка в судебное заседание не является обязательной и не препятствует рассмотрению данного дела, суд постановил рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ ”Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров.
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лицо, владеющее объектом недвижимости на праве собственности.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)". Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22.06.2015 N 388).
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Эльканова А.А. владеет, пользуется и распоряжается на законном праве: земельным участком с кадастровым номером: №..., расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; земельным участком с кадастровым номером: №..., расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков определена постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 года №394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики " по состоянию на 17 января 2014 г.
Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... определена в размере 123 602 640 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: №... - в размере 42 570 000 рублей.
Эльканова А.А., считая результаты государственной кадастровой оценки земельных участков завышенными и нарушающими ее права как плательщика земельного налога, обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №... в размере его рыночной стоимости - 19 053000 рублей; земельного участка с кадастровым номером №... в размере его рыночной стоимости 27 848000 рублей, определенными по состоянию на 17.01.2014 г. отчетами оценщика ИП Мазурова Н.Н.
Административный истец полагает результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости существенно превышающими их рыночную стоимость, что нарушает ее права как плательщика налога на указанное имущество, поскольку ведет к неправомерному увеличению налога, просит установить кадастровую стоимость недвижимого имущества в размере равном их рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Как следует из представленных в материалы дела копий налоговых уведомлений по земельному налогу, истец уплачивает земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости земельных участков.
Так, за 2015 г. земельный налог по земельному участку с кадастровым номером №..., расположенному в <адрес> а, исчислялся из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 13 408 200 рублей.
В 2017 году земельный налог на земельный участок с кадастровым номером №... исчислялся из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 42 570 000 рублей.
Так как собственником земельного участка с кадастровым номером №... истец стала 29.04.2016 г., судом анализируется земельный налог, начисленный ей за 2017 год в сумме 1 854 040 рублей, 00 копеек, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 123 602 640 рублей.
Таким образом, довод административного искового заявления о том, что неверное определение кадастровой стоимости земельных участков влияет на права истца как плательщика земельного налога, нашло свое подтверждение, т.к. сумма земельного налога после определения кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. №394, после 2015 г. значительно увеличилась.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Поскольку Правительством Карачаево-Черкесской Республики для спорных земельных участков установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, истец представил в суд отчет ИП Мазурова Н.Н. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №..., равной 27 848 000 рублей. Согласно же кадастровой справке, его кадастровая стоимость по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 123 602 640 рублей.
Согласно отчета ИП Мазурова Н.Н. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №..., его рыночная стоимость равна 25 637 000 рублей. Согласно же кадастровой справке, его кадастровая стоимость по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 42 570 000 рублей.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, 4 указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
Исследовав отчет ИП Мазурова Н.Н., суд нашел многочисленные неточности, допущенные оценщиком при проведении оценки. В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, а также из-за сомнений в достоверности отчета ИП Мазурова Н.Н. судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Юридическое агентство «Аргумент».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 11-Э/07/2019 от 12.07.2019 г., проведенной экспертом ООО «Юридическое агентство «Аргумент», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г. составляет 48 050 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <адрес> кв.м, по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г. составляет 25 637 000 рублей
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, достаточным стажем работы экспертом в оценочной деятельности.
Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Экспертиза рыночной стоимости земельных участков проведена на основании материалов дела с выездом для их осмотра.
При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования 4 доходного и затратного подходов к оценке.
Для сравнения эксперт выбрал объекты-аналоги, сопоставимые с объектами оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений, иных открытых источников информации. Характеристики объектов- аналогов представлены в таблице сравнения. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке, не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что по состоянию на 17 января 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет 48 050 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет 25 637 000 рублей
Представители сторон доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не высказывали, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.
Учитывая изложенное, объяснения участников процесса, иные представленные доказательства, суд считает возможным при определении рыночной стоимости объектов руководствоваться заключением судебной экспертизы.
С учетом изложенного, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 248, 249 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Элькановой А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Правительству Карачаево- Черкесской Республики, заинтересованным лицам филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР, администрации Карачаевского городского округа об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №..., общей площадью <данные изъяты> кв.м., равной по состоянию на 17.01.2014 г. его рыночной стоимости в размере 48 050 000 (сорок восемь миллионов пятьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, КЧР, <адрес> с кадастровым номером 09:10:0070110:911, общей площадью 9000 кв.м., равной по состоянию на 17.01.2014 г. его рыночной стоимости в размере 25 637 000 (двадцать пять миллионов шестьсот тридцать семь тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости:
земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №..., общей площадью <данные изъяты> кв.м.;
земельного участка, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, КЧР, <адрес> с кадастровым номером: 09:10:0070110:911, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КЧР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 31 июля 2019 года.
Судья Верховного Суда КЧР З.И. Дзыба
Дело№3а-35/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Черкесск 29 июля 2019 года
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Дзыба З.И.
при секретаре судебного' заседания Умаровой З.Б. с участием:
представителя административного истца Элькановой А.А. - Кименинико Д.М.; представителя административного ответчика Правительства Карачаево- Черкесской Республики Казаковой Г.А.;
представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР - Мамедова Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Элькановой А.А. к административным ответчикам Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, заинтересованным лицам администрации Карачаевского городского округа, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Карачаево- Черкесской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,
установил:
Эльканова А.А. является собственником следующих объектов недвижимости:
земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №..., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого определена в размере 123 602 640 рублей;
земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №..., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого определена в размере 42 570 000 рублей.
Полагая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, Эльканова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, заинтересованным лицам администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и г картографии» по Карачаево-Черкесской Республике об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
По мнению истца, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет 27 848 000 рублей 00 копеек; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет 19 053 000 рублей, что определено отчетами оценщика ИП Мазурова Н.Н.
Административный истец полагает результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости существенно превышающими их рыночную стоимость, что нарушает ее права как плательщика налога на указанное имущество, поскольку ведет к неправомерному увеличению налога, просит установить кадастровую стоимость недвижимого имущества в размере равном его рыночной стоимости, определенной ИП Мазуровым М.Х. в отчетах об оценке.
В возражениях на административное исковое заявление Правительство Карачаево-Черкесской Республики просит в удовлетворении иска отказать, т.к. истцом избран неправильный способ защиты нарушенного права. Так как кадастровая стоимость земельных участков определена Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. № 394, административному истцу следовало обжаловать данный действующий нормативный правовой акт Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с главой 21 КАС РФ. Кроме того, Правительство Карачаево-Черкесской Республики никаких прав истца не нарушало, поэтому не является по настоящему административному делу надлежащим ответчиком, а может быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д. 187).
В ходе предварительного судебного заседания с учетом того, что определенная независимым оценщиком рыночная стоимость спорных земельных участков в несколько раз ниже кадастровой стоимости, определенной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 года №394, а также того, что отчеты оценщика оформлены с нарушением требований статьи 11 Закона об оценочной деятельности, пунктов 3,11 ФСО №3, пункта 22 ФСО №7 (отсутствие анализа рынка в сегменте, соответствующему объектам оценки, использование оценщиком непроверяемых допущений о характеристиках аналогов), учитывая ходатайство представителя административного истца о назначении по делу экспертизы с целью установления рыночной стоимости земельных участков, суд определением от 20 июня 2019 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу (л.д. 217- 222).
Представитель административного истца Элькановой А.А. - Кименинико Д.М. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила суд установить рыночную стоимость спорных земельных участков по состоянию на 17.01.2014 г. в размере, в котором она определена заключением судебной оценочной экспертизы № 11-Э/07/2019 от 12 июля 2019 года, проведенной экспертом ООО «Юридическое агентство «Аргумент», т.е. земельного участка с кадастровым номером №... в размере 25 637 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером №... в размере 48 050 000 рублей.
Представитель ответчика - Правительства Карачаево-Черкесской Республики Казакова Г.А. по заявленным требованиям возражений не имела.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР <ФИО>8 не возражал против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной судебной экспертизой.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР в судебное заседание не явился, направил ходатайство от 23.07.2019 г. исх.№04128\19 о рассмотрении дела без его участия.
Административный истец Эльканова А.А., представитель администрации Карачаевского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что участники процесса надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, их неявка в судебное заседание не является обязательной и не препятствует рассмотрению данного дела, суд постановил рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ ”Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров.
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лицо, владеющее объектом недвижимости на праве собственности.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)". Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22.06.2015 N 388).
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Эльканова А.А. владеет, пользуется и распоряжается на законном праве: земельным участком с кадастровым номером: №..., расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; земельным участком с кадастровым номером: №..., расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков определена постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 года №394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики " по состоянию на 17 января 2014 г.
Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... определена в размере 123 602 640 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: №... - в размере 42 570 000 рублей.
Эльканова А.А., считая результаты государственной кадастровой оценки земельных участков завышенными и нарушающими ее права как плательщика земельного налога, обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №... в размере его рыночной стоимости - 19 053000 рублей; земельного участка с кадастровым номером №... в размере его рыночной стоимости 27 848000 рублей, определенными по состоянию на 17.01.2014 г. отчетами оценщика ИП Мазурова Н.Н.
Административный истец полагает результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости существенно превышающими их рыночную стоимость, что нарушает ее права как плательщика налога на указанное имущество, поскольку ведет к неправомерному увеличению налога, просит установить кадастровую стоимость недвижимого имущества в размере равном их рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Как следует из представленных в материалы дела копий налоговых уведомлений по земельному налогу, истец уплачивает земельный налог, исчисляемый из кадастровой стоимости земельных участков.
Так, за 2015 г. земельный налог по земельному участку с кадастровым номером №..., расположенному в <адрес> а, исчислялся из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 13 408 200 рублей.
В 2017 году земельный налог на земельный участок с кадастровым номером №... исчислялся из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 42 570 000 рублей.
Так как собственником земельного участка с кадастровым номером №... истец стала 29.04.2016 г., судом анализируется земельный налог, начисленный ей за 2017 год в сумме 1 854 040 рублей, 00 копеек, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 123 602 640 рублей.
Таким образом, довод административного искового заявления о том, что неверное определение кадастровой стоимости земельных участков влияет на права истца как плательщика земельного налога, нашло свое подтверждение, т.к. сумма земельного налога после определения кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. №394, после 2015 г. значительно увеличилась.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Поскольку Правительством Карачаево-Черкесской Республики для спорных земельных участков установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, истец представил в суд отчет ИП Мазурова Н.Н. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №..., равной 27 848 000 рублей. Согласно же кадастровой справке, его кадастровая стоимость по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 123 602 640 рублей.
Согласно отчета ИП Мазурова Н.Н. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №..., его рыночная стоимость равна 25 637 000 рублей. Согласно же кадастровой справке, его кадастровая стоимость по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 42 570 000 рублей.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, 4 указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
Исследовав отчет ИП Мазурова Н.Н., суд нашел многочисленные неточности, допущенные оценщиком при проведении оценки. В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, а также из-за сомнений в достоверности отчета ИП Мазурова Н.Н. судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Юридическое агентство «Аргумент».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 11-Э/07/2019 от 12.07.2019 г., проведенной экспертом ООО «Юридическое агентство «Аргумент», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г. составляет 48 050 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <адрес> кв.м, по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г. составляет 25 637 000 рублей
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, достаточным стажем работы экспертом в оценочной деятельности.
Указанное экспертное заключение соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Экспертиза рыночной стоимости земельных участков проведена на основании материалов дела с выездом для их осмотра.
При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования 4 доходного и затратного подходов к оценке.
Для сравнения эксперт выбрал объекты-аналоги, сопоставимые с объектами оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений, иных открытых источников информации. Характеристики объектов- аналогов представлены в таблице сравнения. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке, не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что по состоянию на 17 января 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет 48 050 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №... составляет 25 637 000 рублей
Представители сторон доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не высказывали, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.
Учитывая изложенное, объяснения участников процесса, иные представленные доказательства, суд считает возможным при определении рыночной стоимости объектов руководствоваться заключением судебной экспертизы.
С учетом изложенного, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 248, 249 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Элькановой А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Правительству Карачаево- Черкесской Республики, заинтересованным лицам филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КЧР, администрации Карачаевского городского округа об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №..., общей площадью <данные изъяты> кв.м., равной по состоянию на 17.01.2014 г. его рыночной стоимости в размере 48 050 000 (сорок восемь миллионов пятьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, КЧР, <адрес> с кадастровым номером 09:10:0070110:911, общей площадью 9000 кв.м., равной по состоянию на 17.01.2014 г. его рыночной стоимости в размере 25 637 000 (двадцать пять миллионов шестьсот тридцать семь тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости:
земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №..., общей площадью <данные изъяты> кв.м.;
земельного участка, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, КЧР, <адрес> с кадастровым номером: 09:10:0070110:911, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КЧР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 31 июля 2019 года.
Судья Верховного Суда КЧР З.И. Дзыба