УИД № №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2023 г. пос. Лежнево
Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,
при секретаре судебного заседания Крутовой Т.Е.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Шакирова Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок», в котором просит возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, а именно мероприятий по обследованию здания МКДОУ д/с «Петушок» с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011; возложить на МКДОУ д/с «Петушок» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить обследование здания МКДОУ д/с «Петушок» с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Прокуратурой района в соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в МКДОУ д/с «Петушок».
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики.
В нарушение норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания образовательного учреждения, его элементов не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций вопреки пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011, не проведено, соответствующий договор с уполномоченной организацией не заключен.
Таким образом, бездействие администрации МКДОУ д/с «Петушок» создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в период нахождения в здании образовательного учреждения.
В связи с тем, что не проведение обследования здания угрожает жизни и
здоровью обучающихся в МКДОУ д/с «Петушок» и ее посетителей, определить круг лиц, подверженных указанной опасности не представляется возможным.
В заявлении об уточнении исковых требований истец просит обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обеспечить финансирование обследования здания МКДОУ д/с «Петушок» в срок до 31.12.2024; обязать МКДОУ д/с «Петушок» осуществить обследование технического состояния здания учреждения в срок до 31.12.2024.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Шакиров Р.Т. поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Аксенова О.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, в отзыве на исковое заявление согласилась с заявленными исковыми требованиями, оставляет решение на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Представитель ответчика МКДОУ д/с «Петушок» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, от заведующей МКДОУ Д/С «Петушок» Хорьковой М.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив позицию ответчиков, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 21, п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями. Образовательная организация является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством. К компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.ч. 5 - 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
"ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Он распространяется на проведение работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций и на мониторинг технического состояния зданий и сооружений для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния.
В п. 3.4 ГОСТ 31937-2011 установлено, что обследование технического состояния здания (сооружения) - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
В соответствии с пп. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).
Пунктом 5.1.2. ГОСТ 31937-2011 установлено, что при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
Применение данного документа обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Обследование зданий и сооружений является одной из форм оценки соответствия зданий и сооружений (ч. 1 ст. 41 указанного Технического регламента).
Согласно п. 2.7.4. Санитарных Правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) должна проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
В "Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, применяемого в части, не противоречащей ГрК РФ, установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов и перечислен рекомендуемый перечень работ.
Прокуратурой Лежневского района Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в деятельности МКДОУ д/с «Петушок».
В ходе проверки, проведенной прокуратурой, были установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с привлечением специализированной организации.
Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
26.07.2023 прокуратурой Лежневского района Ивановской области направлен запрос в образовательное учреждение для представления сведений о проведении эксплуатационного контроля за техническим состояниям здания образовательного учреждения, его элементов, о заключении договора с уполномоченной организацией на обследование с использованием современных средств технической диагностики состояния здания, в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.
Заведующая МКДОУ д/с «Петушок» Хорькова М.А. направила в прокуратуру Лежневского района Ивановской области ответ на вышеуказанный запрос, в котором указала, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания ДОУ проводится два раза в год ответственным заведующим хозяйством. Договор с уполномоченной организацией на обследование с использованием современных средств технической диагностики здания не заключен.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МКДОУ д/с «Петушок» является администрация Лежневского муниципального района Ивановской области.
В силу п.п. 11 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления муниципального района отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе, и путем понуждения к исполнению обязанностей.
Обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов по обследованию технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации входит в компетенцию самого учреждения, при этом обеспечение финансирования указанных мероприятий относится к полномочиям администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведенными законодательными нормами.
Несоблюдение требований нормативно-правовых актов по обследованию технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации, влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних обучающихся.
В силу ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку отсутствует объективная возможность определить круг лиц в качестве сторон (участников) по настоящему делу у прокурора имеются правовые основания для обращения в суд.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению и приходит к выводу о том, что на ответчика администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области следует возложить обязанность обеспечить финансирование обследования технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024; обязать ответчика МКДОУ д/с «Петушок» обследовать техническое состояние здания учреждения с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу ст. 204 ГПК РФ, при определении срока исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон, конкретные обстоятельства, установленные по данному делу, а также необходимость проведения соответствующих мероприятий, включая выделение финансирования, стадии аукциона, и считает разумным и достаточным испрашиваемый прокурором Лежневского района Ивановской области срок до 31.12.2024.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, удовлетворить.
Возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить финансирование обследования технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.
Обязать МКДОУ д/с «Петушок» осуществить обследование технического состояния здания учреждения с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Сперанская
Мотивированное решение суда составлено 06.10.2023.