Решение по делу № 2-1818/2023 от 31.07.2023

Дело

УИД №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2023 г. пос. Лежнево

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Крутовой Т.Е.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Шакирова Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок», в котором просит возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, а именно мероприятий по обследованию здания МКДОУ д/с «Петушок» с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011; возложить на МКДОУ д/с «Петушок» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить обследование здания МКДОУ д/с «Петушок» с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой района в соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в МКДОУ д/с «Петушок».

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики.

В нарушение норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания образовательного учреждения, его элементов не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций вопреки пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011, не проведено, соответствующий договор с уполномоченной организацией не заключен.

Таким образом, бездействие администрации МКДОУ д/с «Петушок» создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в период нахождения в здании образовательного учреждения.

В связи с тем, что не проведение обследования здания угрожает жизни и
здоровью обучающихся в МКДОУ д/с «Петушок» и ее посетителей, определить круг лиц, подверженных указанной опасности не представляется возможным.

В заявлении об уточнении исковых требований истец просит обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обеспечить финансирование обследования здания МКДОУ д/с «Петушок» в срок до 31.12.2024; обязать МКДОУ д/с «Петушок» осуществить обследование технического состояния здания учреждения в срок до 31.12.2024.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Шакиров Р.Т. поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Аксенова О.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, в отзыве на исковое заявление согласилась с заявленными исковыми требованиями, оставляет решение на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.

Представитель ответчика МКДОУ д/с «Петушок» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, от заведующей МКДОУ Д/С «Петушок» Хорьковой М.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив позицию ответчиков, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 21, п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями. Образовательная организация является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством. К компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.ч. 5 - 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

"ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Он распространяется на проведение работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций и на мониторинг технического состояния зданий и сооружений для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния.

В п. 3.4 ГОСТ 31937-2011 установлено, что обследование технического состояния здания (сооружения) - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

В соответствии с пп. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).

Пунктом 5.1.2. ГОСТ 31937-2011 установлено, что при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

Применение данного документа обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Обследование зданий и сооружений является одной из форм оценки соответствия зданий и сооружений (ч. 1 ст. 41 указанного Технического регламента).

Согласно п. 2.7.4. Санитарных Правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) должна проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

В "Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, применяемого в части, не противоречащей ГрК РФ, установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов и перечислен рекомендуемый перечень работ.

Прокуратурой Лежневского района Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в деятельности МКДОУ д/с «Петушок».

В ходе проверки, проведенной прокуратурой, были установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с привлечением специализированной организации.

Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.

26.07.2023 прокуратурой Лежневского района Ивановской области направлен запрос в образовательное учреждение для представления сведений о проведении эксплуатационного контроля за техническим состояниям здания образовательного учреждения, его элементов, о заключении договора с уполномоченной организацией на обследование с использованием современных средств технической диагностики состояния здания, в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.

Заведующая МКДОУ д/с «Петушок» Хорькова М.А. направила в прокуратуру Лежневского района Ивановской области ответ на вышеуказанный запрос, в котором указала, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания ДОУ проводится два раза в год ответственным заведующим хозяйством. Договор с уполномоченной организацией на обследование с использованием современных средств технической диагностики здания не заключен.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МКДОУ д/с «Петушок» является администрация Лежневского муниципального района Ивановской области.

В силу п.п. 11 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления муниципального района отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе, и путем понуждения к исполнению обязанностей.

Обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов по обследованию технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации входит в компетенцию самого учреждения, при этом обеспечение финансирования указанных мероприятий относится к полномочиям администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведенными законодательными нормами.

Несоблюдение требований нормативно-правовых актов по обследованию технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации, влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних обучающихся.

В силу ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку отсутствует объективная возможность определить круг лиц в качестве сторон (участников) по настоящему делу у прокурора имеются правовые основания для обращения в суд.

С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению и приходит к выводу о том, что на ответчика администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области следует возложить обязанность обеспечить финансирование обследования технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024; обязать ответчика МКДОУ д/с «Петушок» обследовать техническое состояние здания учреждения с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ст. 204 ГПК РФ, при определении срока исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон, конкретные обстоятельства, установленные по данному делу, а также необходимость проведения соответствующих мероприятий, включая выделение финансирования, стадии аукциона, и считает разумным и достаточным испрашиваемый прокурором Лежневского района Ивановской области срок до 31.12.2024.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, удовлетворить.

Возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить финансирование обследования технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

Обязать МКДОУ д/с «Петушок» осуществить обследование технического состояния здания учреждения с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Сперанская

Мотивированное решение суда составлено 06.10.2023.

Дело

УИД №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2023 г. пос. Лежнево

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Крутовой Т.Е.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Шакирова Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок», в котором просит возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, а именно мероприятий по обследованию здания МКДОУ д/с «Петушок» с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011; возложить на МКДОУ д/с «Петушок» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу выполнить обследование здания МКДОУ д/с «Петушок» с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой района в соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов" проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в МКДОУ д/с «Петушок».

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики.

В нарушение норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания образовательного учреждения, его элементов не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций вопреки пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011, не проведено, соответствующий договор с уполномоченной организацией не заключен.

Таким образом, бездействие администрации МКДОУ д/с «Петушок» создает угрозу жизни и здоровью обучающихся в период нахождения в здании образовательного учреждения.

В связи с тем, что не проведение обследования здания угрожает жизни и
здоровью обучающихся в МКДОУ д/с «Петушок» и ее посетителей, определить круг лиц, подверженных указанной опасности не представляется возможным.

В заявлении об уточнении исковых требований истец просит обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обеспечить финансирование обследования здания МКДОУ д/с «Петушок» в срок до 31.12.2024; обязать МКДОУ д/с «Петушок» осуществить обследование технического состояния здания учреждения в срок до 31.12.2024.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Шакиров Р.Т. поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Аксенова О.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, в отзыве на исковое заявление согласилась с заявленными исковыми требованиями, оставляет решение на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.

Представитель ответчика МКДОУ д/с «Петушок» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, от заведующей МКДОУ Д/С «Петушок» Хорьковой М.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия.

При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив позицию ответчиков, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 21, п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями. Образовательная организация является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством. К компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.ч. 5 - 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

"ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Он распространяется на проведение работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций и на мониторинг технического состояния зданий и сооружений для выявления объектов, конструкции которых изменили свое напряженно-деформированное состояние и требуют обследования технического состояния.

В п. 3.4 ГОСТ 31937-2011 установлено, что обследование технического состояния здания (сооружения) - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

В соответствии с пп. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).

Пунктом 5.1.2. ГОСТ 31937-2011 установлено, что при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

Применение данного документа обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Обследование зданий и сооружений является одной из форм оценки соответствия зданий и сооружений (ч. 1 ст. 41 указанного Технического регламента).

Согласно п. 2.7.4. Санитарных Правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) должна проводится перед вводом здания в эксплуатацию, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

В "Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, применяемого в части, не противоречащей ГрК РФ, установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов и перечислен рекомендуемый перечень работ.

Прокуратурой Лежневского района Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства об образовании, обеспечении безопасности детей в деятельности МКДОУ д/с «Петушок».

В ходе проверки, проведенной прокуратурой, были установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с привлечением специализированной организации.

Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.

26.07.2023 прокуратурой Лежневского района Ивановской области направлен запрос в образовательное учреждение для представления сведений о проведении эксплуатационного контроля за техническим состояниям здания образовательного учреждения, его элементов, о заключении договора с уполномоченной организацией на обследование с использованием современных средств технической диагностики состояния здания, в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011.

Заведующая МКДОУ д/с «Петушок» Хорькова М.А. направила в прокуратуру Лежневского района Ивановской области ответ на вышеуказанный запрос, в котором указала, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания ДОУ проводится два раза в год ответственным заведующим хозяйством. Договор с уполномоченной организацией на обследование с использованием современных средств технической диагностики здания не заключен.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МКДОУ д/с «Петушок» является администрация Лежневского муниципального района Ивановской области.

В силу п.п. 11 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления муниципального района отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена, в том числе, и путем понуждения к исполнению обязанностей.

Обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов по обследованию технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации входит в компетенцию самого учреждения, при этом обеспечение финансирования указанных мероприятий относится к полномочиям администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, что установлено судом в ходе судебного разбирательства и предусмотрено вышеприведенными законодательными нормами.

Несоблюдение требований нормативно-правовых актов по обследованию технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации, влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних обучающихся.

В силу ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку отсутствует объективная возможность определить круг лиц в качестве сторон (участников) по настоящему делу у прокурора имеются правовые основания для обращения в суд.

С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению и приходит к выводу о том, что на ответчика администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области следует возложить обязанность обеспечить финансирование обследования технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024; обязать ответчика МКДОУ д/с «Петушок» обследовать техническое состояние здания учреждения с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ст. 204 ГПК РФ, при определении срока исполнения решения суда, суд учитывает мнение сторон, конкретные обстоятельства, установленные по данному делу, а также необходимость проведения соответствующих мероприятий, включая выделение финансирования, стадии аукциона, и считает разумным и достаточным испрашиваемый прокурором Лежневского района Ивановской области срок до 31.12.2024.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, МКДОУ д/с «Петушок» о возложении обязанности по устранению нарушений требований градостроительного законодательства, удовлетворить.

Возложить на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанность обеспечить финансирование обследования технического состояния здания МКДОУ д/с «Петушок» с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

Обязать МКДОУ д/с «Петушок» осуществить обследование технического состояния здания учреждения с привлечением специализированной организации в срок до 31.12.2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Сперанская

Мотивированное решение суда составлено 06.10.2023.

2-1818/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Лежневского района
Ответчики
Администрация Лежневского муниципального района
МКДОУ детский сад "Петушок"
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Сперанская Елена Алексеевна
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее