Дело №
УИД 75RS0№-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча 25 ноября 2024 г.
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Литвинцевой Н.П., при секретаре судебного заседания Фадеевой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Чипизубовой Марии Николаевны к Министерству здравоохранения Забайкальского края, ГУЗ «Могочинская ЦРБ», о понуждении обеспечить лекарственными препаратами в необходимом объеме и в соответствии с медицинскими показаниями, о возмещении морального вреда,
установил:
Могочинский межрайонного прокурора, действуя в интересах Чипизубовой Марии Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ГУЗ «Могочинская ЦРБ» организовать выдачу Чипизубовой М.Н. рецептов на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями: аторвастатин, дапаглифлозин и средствами диагностики в виде тест полосок в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача в течение 2024 г.; обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать обеспечение Чипизубовой М.Н. льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями: аторвастатин, дапаглифлозин и средствами диагностики в виде тест полосок, в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача в течение 2024 г.; взыскать солидарно с ГУЗ «Могочинская ЦРБ» и Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Чипизубовой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей ссылаясь на следующее. Могочинской межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения Чипизубовой М.Н. проведена проверка исполнения требований законодательства о льготном обеспечении граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями. В ходе проведенной проверки установлено, что Чипизубова М.Н. прикреплена на медицинское обслуживание к ГУЗ «Могочинская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет и имеет право на получение всех необходимых льготных лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе аторвастатин, дапаглифлозин и средств диагностики в виде тест полосок в необходимом количестве согласно рецептам врача. Вместе с тем, Чипизубовой М.Н. не получены льготные лекарственные препараты по следующим рецептам: от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, 7624410001543, 7624410001541. Таким образом, вышеуказанные нарушения носят систематический характер, кроме того, необеспечение указанными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и средствами диагностики Чипизубовой М.Н. ведет к нарушению ее прав, в том числе, фундаментального права на охрану здоровья. Данные обстоятельства указывают на необходимость обеспечения ее лекарственными препаратами и средствами диагностики в течении 2024 <адрес> того в результате ненадлежащего лекарственного обеспечения со стороны органов здравоохранения Чипизубовой М.Н. причинен и моральный вред, который оценен последней в размере 20 000 рублей, поскольку Чипизубова М.Н. обращалась с просьбами о предоставлении ей, предусмотренных законодательством и медицинскими показаниями лекарственных препаратов, однако последней необходимые лекарственные препараты не предоставлялись без каких-либо законных оснований, кроме того вследствие несвоевременного лекарственного обеспечения и несвоевременного приема необходимых препаратов у Чипизубовой М.Н. поднималось артериальное давление, возникали головные боли и слабость, что приводило к ухудшению общего состояния.
В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора – Савченко Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Истец Чипизубова М.Н. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, в телефонном сообщении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУЗ «Могочинская ЦРБ» Мингалова Ю.А. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что полномочия ГУЗ «Могочинская ЦРБ» в указанной сфере сводятся к тому, что ежегодно в сентябре (в сентябре 2023 г. на основании Распоряжения Министерства здравоохранения Забайкальского края №/р от ДД.ММ.ГГГГ) в ГУЗ «Могочинская ЦРБ» составляется заявка на пациентов состоящих на учете в ГУЗ «Могочинская ЦРБ» получающих лекарственные препараты по федеральной и региональной льготе на 2024 г. Чипизубова М.Н. наряду с другими пациентами включена в заявку на 2024 г. На 2024 г. заявка составлена с учетом таблетированных препаратов. При обращении пациентов по поводу выписки лекарственных препаратов отказов в 2024 г. не было. В связи с тем, что ГУЗ «Могочинская ЦРБ» не является распределителем денежных средств и в силу положений Бюджетного кодекса РФ, Министерство здравоохранения забайкальского края является главным распределителем средств бюджета Забайкальского края. Закупом льготных лекарственных препаратов занимается Министерство здравоохранения Забайкальского края, ГУП ЗК «Аптечный склад», закуп льготных лекарственных препаратов не осуществляется. ГУЗ «Могочинская ЦРБ» ежегодно в сентябре месяце составляет заявку на пациентов состоящих на учете в ГУЗ «Могочинская ЦРБ», получающих лекарственные препараты по федеральной, региональной льготе, которая направляется в Министерство Здравоохранения Забайкальского края, так же ГУЗ «Могочинская ЦРБ» выписывает рецепт на получение льготных лекарственных препаратов. Таким образом обязанность ГУЗ «Могочинская ЦРБ» по лекарственному обеспечению Чипизубовой М.Н. на 2024 год в рамках имеющихся полномочий учреждения выполнена в полном объёме. Между тем представитель ответчика в судебном заседании дополнила, что ДД.ММ.ГГГГ (в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела) оформлена и направлена в Министерство здравоохранения дополнительная заявка на медицинские препараты и медицинские изделия, при этом результат рассмотрения дополнительной заявки неизвестен.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений не представили.
Представитель третьего лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены своевременно и надлежащим образом, представили отзыв на иск, в котором просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, указали, что главным распорядителем бюджетных средств ГУЗ «Могочинская ЦРБ» является Министерство здравоохранения Забайкальского края.
Представитель третьего лица ГУП «Аптечный склад» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, заявлений не представили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Как следует из материалов дела, Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд в иском в защиту нарушенных прав Чипизубовой М.Н. на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, поскольку истцу необходимо применение по жизненным показаниям препарата, до настоящего времени требуемыми лекарственными препаратами истец не обеспечен. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что иск подан обоснованно.
Согласно чс.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и: способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно ст. 2 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 г. № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе «Сахарный диабет» (код заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е 10-Е 14).
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р (ред. от 16.04.2024) утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включены лекарственные средства и изделий медицинского назначения: аторвастатин, дапаглифлозин и средствами диагностики в виде тест полосок.
Из буквального смысла Перечня следует, что в нем указано на бесплатное предоставление лекарственных средств, предназначенных для лечения диабета. Перечень таких лекарственных средств определяется Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий финансовый год, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствующем регионе, стандартом оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом.
Согласно разделу V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с вышеуказанным Перечнем осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
В силу ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны, в том числе, назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н утвержден Порядок назначения лекарственных препаратов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чипизубова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в ГУЗ «Могочинская ЦРБ» с диагнозом: сахарный диабет 2 типа (л.д.17-20).
Из ответа, представленного ГУЗ «Могочинская ЦРБ» на требование прокуратуры следует, что у Чипизубовой М.Н. имеются необслуженные рецепты, что также подтверждается выпиской из программы «Асулон» (л.д.33-34,35-36).
Из ответа ГУП Забайкальского края «Аптечный склад» от ДД.ММ.ГГГГ на требование Могочинской межрайонной прокуратуры следует, что по данным программного обеспечения «Асулон М Аптека» у пациента Чипизубовой М.Н. не были обеспечены рецепты: 7624410000787 от ДД.ММ.ГГГГ; 7624410001223 от ДД.ММ.ГГГГ; 7624 410001542 от ДД.ММ.ГГГГ на тест полоски «Акку-Чек Актив», по причине отсутствия поставок; 7624410000789 от ДД.ММ.ГГГГ; 7624410001543 от ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат «Аторвастатин 20 мг», по причине отсутствия осваивай и дополнительной заявок медицинской организации на препарат в указанной дозировке. Препарат был заявлен в дозировке 30 мг.; 7624 410001225 от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «Дапаглифлозин 10 мг», по причине отсутствия основной и дополнительной заявок меджшшехой организации на препарат в указанной дозировке. Препарат был заявлен в дозировке 30 мг. Не обеспеченные рецепты были поставлены в ПК «Асулов М Аптека» на отсроченное обеспечение (л.д. 37-38).
С учетом того, что лекарственные препараты: аторвастатин, дапаглифлозин и средства диагностики в виде тест полосок назначены Чипизубовой М.Н. по медицинским показаниям, указанное назначение подтверждено назначениями, несвоевременное обеспечение ответчика указанными препаратами нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно п. 1. Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319 Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края.
Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью Министерства здравоохранения Забайкальского края, исполнение которой возложено на него действующим законодательством, а обязанностью ГУЗ «Могочинская ЦРБ» является обеспечение выдачи лекарственных препаратов в виде выписки соответствующего рецепта.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Согласно пункту 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения,
Таким образом, на основании вышеприведенных норм закона суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в лице уполномоченных органов при условии надлежащего финансирования за счет средств, в том числе, федерального бюджета, выделяемых Министерству здравоохранения Российской Федерации. При этом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются главными распорядителями средств федерального бюджета, поступающих в региональный бюджет в виде субвенций на исполнение переданных полномочий по обеспечению граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Заявки на обеспечение лекарственными препаратами формируются на основании ежегодных Распоряжений Министерства здравоохранения.
В заявку включен перечень лекарственных препаратов и количество упаковок в год.
Согласно пункту 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке №148-1/у-04 (л).
Рецепт может быть получен пациентом, его законным представителем или лицом, имеющим оформленную в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенность от пациента на право получения такого рецепта.
Из указанных положений Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, следует безусловная обязанность врача соответствующего учреждения здравоохранения, выписать рецепт обратившемуся к нему гражданину, относящемуся к категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения.
При этом, в случае отсутствия лекарственного препарата, работник аптечной организации при необходимости может согласовать с медицинским работником синонимическую замену лекарственного препарата, основываясь на выданном врачом рецепте на получение соответствующего лекарства.
Кроме того, нормативными актами не предусмотрена обязанность медицинского работника отказывать в выдаче рецепта по основанию отсутствия соответствующего лекарства в аптеке.
Согласно пункту 22 Порядка назначения лекарственных препаратов, рецепты на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленные на рецептурном бланке и предназначенные для отпуска лекарственных препаратов гражданам действительны в течение 90 дней со дня оформления, за исключением случаев, указанных в пунктах 38 и 39 настоящего Порядка, при которых он действителен в течение 15 дней со дня оформления.
Пациент имеет право реализовать свое право на бесплатное получение лекарственных препаратов в течение 90 дней с момента выдачи рецепта, а не в день обращения к врачу, в связи с чем, отказ в выдаче рецепта с основанием отсутствия в аптеке бесплатных лекарственных препаратов на момент обращения к врачу, в случае установления такового, противоречит Порядку назначения лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава.
Судом установлено, что ГУЗ «Могочинская ЦРБ» были сделаны заявки на препараты: аторвастатин, дапаглифлозин и средствами диагностики в виде тест полосок в рамках федеральной заявки, рецепты на указанные препараты выдавались, при этом медицинские изделия (тест-полоски пациентом не были отпущены в период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда).
Также материалами дела подтверждается, что дополнительная заявка на медицинские препараты и медицинские изделия была сделана ГУЗ «Могочинская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках прокурорской проверки было установлено, что Чипизубовой М.Н. своевременно не получены льготные лекарственные препараты и средства диагностики по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, №, от ДД.ММ.ГГГГ №, №, 7624410001541.
Представленные в материалы дела ответы ГУП «Аптечный склад» не опровергают вышеизложенную информацию о том, что Чипизубова М.Н. не получает своевременно и в достаточном количестве необходимые ей лекарственные препараты и медицинские изделия.
Вместе с тем Министерство здравоохранения Забайкальского края обязано обеспечить их наличие для бесплатного обеспечения льготников в силу прямого указания закона. При этом, заявки на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами направлялись ГУЗ «Могочинская ЦРБ» в адрес Министерства здравоохранения своевременно.
При таком положении, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства был установлен факт необеспечения Министерством здравоохранения Забайкальского края бесплатными лекарственными препаратами в необходимом объеме Чипизубовой М.Н., имеющей на это законное право, следовательно, исковые требования об обязании Министерства здравоохранения Забайкальского края обеспечить ее льготными лекарственными препаратами являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Требования о возложении обязанности на ГУЗ «Могочинская ЦРБ» организовать выдачу Чипизубовой М.Н рецептов на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе: аторвастатин, дапаглифлозин и средств диагностики в виде тест полосок в соответствии с медицинскими показаниями и назначениями врача в течение 2024 г. подлежат частичному удовлетворению, поскольку рецепты на аторвастатин, дапаглифлозин выдаются ГУЗ «Могочинская ЦРБ» своевременно, при этом ГУЗ «Могочинская ЦРБ» не выдает рецепты на тест-полоски, в связи с чем на ГУЗ «Могочинская ЦРБ» следует возложить обязанность организовать выдачу Чипизубовой М.Н рецептов на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями: средств диагностики в виде тест полосок в течение 2024 г.
Согласно части 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание, что назначенные Чипизубовой М.Н препараты являются для него жизненно необходимыми, при этом он не обеспечивается ими своевременно и достаточном количестве, суд приходит к выводу о том, что ходатайство истца об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.
В части исковых требований о взыскании с Министерства здравоохранения Забайкальского края и ГУЗ «Могочинская ЦРБ» компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
Согласно статье 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ (статья 1099 ГК РФ).
Так, в соответствии со статьей 151 ГК РФ)если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (статья 1101 ГК РФ).
Факт причинения нравственных страданий и переживаний в результате необеспечения истца лекарственными препаратами у суда сомнений не вызывает, поскольку под угрозу ставится жизнеобеспечение и функционирование организма в целом. С учетом приведенных положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер перенесенных истцом нравственных страданий, его индивидуальные особенности, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, учитывая, что Чипизубова М.Н. не была обеспечена необходимыми ей лекарственными препаратами своевременно и в достаточном количестве, что, безусловно, причиняло ей моральные и нравственные страдания, обеспокоенность за состояние своего здоровья, полагает возможным определить ко взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в заявленном прокурором при подаче иска размере 20 000 рублей.
С учетом того, что суд пришел к выводу о том, что Чипизубова М.Н. не обеспечена необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями своевременно и в достаточном количестве по вине ответчиков, то компенсация морального вреда подлежит взысканию с виновных юридических лиц в солидарном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Чипизубовой Марии Николаевны удовлетворить в части.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края (ИНН 7536095695) обеспечить Чипизубову Марию Николаевну (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт: № выдан ДД.ММ.ГГГГ) в течение 2024 года следующими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями: аторвастатин, дапаглифлозин и средствами диагностики в виде тест-полосок в необходимом объеме и в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать ГУЗ «Могочинская ЦРБ» (ИНН 7512000239) организовать выдачу Чипизубовой Марии Николаевне (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт: № выдан ДД.ММ.ГГГГ) рецептов на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями средств диагностики в виде тест-полосок в течение 2024 г.
Решение суда в указанной части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края (ИНН 7536095695), ГУЗ «Могочинская ЦРБ» (ИНН 7512000239) в пользу Чипизубовой Марии Николаевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт: № выдан ДД.ММ.ГГГГ) в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
При недостаточности имущества ГУЗ «Могочинская ЦРБ» возложить субсидиарную ответственность по обязательствам перед Чипизубовой Марией Николаевной на учредителя Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда, через Могочинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.П. Литвинцева