Дело № 2-663/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Тябуковой В.В.
с участием истца Федорова Л.Н.,
представителя истца Воронковой О.Ю.,
представителя ответчика Канцеляровой Т.А.,
третьего лица Федоровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Леонида Николаевича к МВД по Чувашской Республике о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по ЧР и признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Федоров Л.Н. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Чувашской Республики с требованием признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по ЧР от дата, оформленное выпиской из протокола ----- об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать за Федоровым Л.Н. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном ФЗ «О социальных гарантиях органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 19.11.2011 № 247-ФЗ.
Исковое заявление мотивирован тем, что с дата Истец состоял в очереди Управления ГИБДД и ПДПС МВД по ЧР на улучшении жилищных условий. дата в связи с отсутствием жилого помещения, по причине изменений семейного положения, Истец обратился в МВД по ЧР с заявлением о перерегистрации его в писках очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ч. 1 п. 1 ч. 2 и 6 ст. 4 ФЗ от дата № 247-ФЗ, приложив к заявлению соответствующие документы, в том числе решение мирового судьи о расторжении брака.
В ответ на заявление МВД по ЧР в письме от дата отказало ему в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы.
дата, не согласившись с принятым решением, Истец обратился с жалобой в прокуратуру Чувашской Республики с просьбой провести проверку. В письме от дата МВД по ЧР признало действия ЦЖБК правомерными, указав, что в учетном деле сотрудников (пенсионеров), состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Управлением ГИБДД МВД по ЧР, документов о нуждаемости после дата не имеется.
С решением ЦЖБК МВД по ЧР от дата, оформленным в виде выписки из протокола ----- не согласен, считает его противоречащим ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, а также нарушающим положения ч. 6 ст. 4 и ст. 4 ч 1 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 19.07.2011 № 247-ФЗ ст. 31 ЖК РФ.
На момент подачи заявления на получение ЕСВ не являлся членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, в связи с чем, решением вопроса об обеспечении его жильем, данное жилое помещение не подлежит учету.
Кроме того, в письме от дата МВД по ЧР указано, что в адрес Федорова Л.Н. неоднократно отправлялись уведомления о прохождении перерегистрации, однако, документов, подтверждающих отправку указанных уведомлений, не представлено. Также уведомление истец не получал. Комиссия принимала решение об отказе в принятии на учет исходя из того, что семья состоит из трех человек, тогда как на момент развода семья состояла из четырех человек, следовательно, алгоритм расчета учетной нормы площади помещения применению не подлежал.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, заявляет вышеуказанные требования.
В судебном заседании истец Федоров Л.Н., представитель истца Воронкова О.Ю. иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Канцелярова Т.А. иск не признала по основаниям, приведенным в письменных возражениях не иск.
Третье лицо Федорова И.В. пояснила, что с позицией МВД по ЧР не согласна, считает, что недвижимое имущество, хотя и нажитое в период брака, не принадлежит ее бывшему супругу Федорову Л.Н., поскольку приобретено с помощью средств ее родителей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В г. Чебоксары учетная норма установлена в размере 14,5 кв.м.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 6 указанного Федерального закона установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 были установлены ст. 29 ЖК РСФСР.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (п. 1); выезда на другое постоянное место жительства (п.2).
Согласно Федеральному закону "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата) (ч. 1 ст. 3).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (ч. 2 ст. 4)
Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 4).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 4 ст. 4).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации
(ч. 5 ст.4).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 утверждена Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних (далее – Правила).
В соответствии с п. 3 Правил Предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников:
гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты;
гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии и принятым до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
членам семьи, а также родителям погибших (умерших) сотрудников;
гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с правом на пенсию, состоявшим на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или единовременной выплаты и принятым на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты в органах внутренних дел;
гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоявшим на учете для получения единовременной выплаты в Федеральной миграционной службе и принятым на учет в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты в органах внутренних дел.
Таким образом, для разрешения заявленных исковых требований юридически значимыми обстоятельствами является установление, является ли (являлся ли) Истец нуждающимся в улучшении жилищных условий и относиться ли он к числу лиц, имеющих право на получение вышеуказанной единовременной выплаты.
В ходе разбирательства дела установлено, что Федоров Л.Н. проходил службу в органах внутренних дел. По состоянию на дата стаж службы в календарном исчислении составляет ------
С января 1995 года состоял в списке сотрудников личного состава Управления ГИБДД и ПДПС как нуждающийся в улучшении жилищных условий с составом семьи ------ человека, включая его ------ Федорову И.В. и ------ ФИО5, дата г.р.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по ЧР от дата (протокол -----) Федорову Л.Н. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы.
Из материалов дела следует, что Федоров Л.Н. состоял в браке с Федоровой И.В., у них имеются дети: ФИО5, дата г.р., и ФИО6, дата г.р.
Решением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г. Чебоксары от дата брак между Федоровой И.В. и Федоровым Л.Н. расторгнут.
Согласно сведениям из ЕГРН на Федорову И.В. зарегистрировано в адрес следующее недвижимое имущество:
Жилое помещение по адрес, общей площадью ------ кв.м., основание возникновения права собственности – договор купли-продажи от дата;
Жилое помещение по адрес, общей площадью ------ кв.м., возникновение права собственности дата;
Жилое помещение по адрес, общей площадью ------ кв.м., доля в праве ------ возникновение права собственности дата.
У ФИО5, кроме того, также имелось Жилое помещение по адрес, общей площадью ------ кв.м., доля в праве ------, возникновение права собственности дата.
Таким образом, у семьи Федорова Л.Н. в период нахождения на учете как нуждающегося в улучшении жилищных условий имелись в собственности жилые помещения площадью ------ т.е. на каждого члена семьи приходилось по ------ что значительной выше учетной нормы.
Представленные Истцом сведения о расторжении брака решением суда от дата, значения для оценки законности принятого дата решения не имеет, поскольку решение суда на тот момент в законную силу не вступило.
Более того, само по себе расторжение брака не меняет режим собственности супругов.
В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Согласно ст. 256 ГК РФ, ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 15 общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1 и 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Сведений о заключении между Истцом и его супругой брачного договора, о разделе нажитого в период брака недвижимого имущества и определении доле в праве собственности на него, не представлено.
При таких обстоятельствах, независимо от оформления права собственности на жилые помещения на супругу и последующее расторжение брака, Истец не стал относиться к числу лиц, не являющихся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, Истец ни на момент вынесения оспариваемого решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по ЧР ни на момент рассмотрения дела не является нуждающимся в улучшении жилищных условий и не относиться к числу лиц, имеющих право на получение вышеуказанной единовременной выплаты.
На основании изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Федорова Леонида Николаевича к Министерству внутренних дел по Чувашской Республики о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по ЧР от дата, оформленного выпиской из протокола ----- об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании за Федоровым Леонидом Николаевичем права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий судья Е.М. Данилин