№ 2-469/2024 УИД 49RS0005-01-2024-000744-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Сеймчан 03 декабря 2024 года
Среднеканский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.А.,
при секретаре Н.А.Ю.,
с участием и.о. заместителя прокурора Среднеканского района Б.К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеканского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» о возложении обязанности разработать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения и принять меры к ее согласованию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Среднеканского района Магаданской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» (далее – МУП «Сеймчантеплосеть») о возложении обязанности разработать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам анализа за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что на территории Среднеканского муниципального округа МУП «Сеймчантеплосеть» осуществляет забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод. Распоряжением № 34-р «Об утверждении технического здания на разработку инвестиционной программы МУП «Сеймчантеплосеть» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Среднеканский муниципальный округ Магаданской области» на 2024 -2026 годы» на ответчика возложена обязанность в течении трех месяцев с даты утверждения настоящего распоряжения разработать инвестиционную программу по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Среднеканский муниципальный округ» на 2024-2026 годы. Департаментом цен и тарифов Магаданской области разработанная Инвестиционная программа возвращена на доработку 24.08.2023 в связи с установлением в ней несоответствия пункту 10 Правил. Вместе с тем, в нарушение п. 14 Правил МУП «Сеймчантеплосеть» не приняты меры по приведению Инвестиционной программы в соответствие с п. 10 Правил и направлению доработанной Инвестиционной программы Департамент цен и тарифов Магаданской области.
Полагает, что непринятие мер по утверждению инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения не позволяет дать объективную оценку состоянию ветхих сетей (водопроводных, канализационных) на территории Среднеканского муниципального округа, препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой территории, что является недопустимым, ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность населения – неопределенного круга лиц в лице жителей Среднеканского муниципального округа.
Просит обязать МУП «Сеймчантеплосеть» в течение 5 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании истец и.о. заместителя прокурора Среднеканского района Б.К.Г. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП «Сеймчантеплосеть» в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации Среднеканского муниципального округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В представленном ходатайстве просили о рассмотрении дела без их участия, по существу заявленных требований возражений не имели.
Представитель третьего лица Департамента цен и тарифов Магаданской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В представленном отзыве указали, что действительно Инвестиционная программа МУП «Сеймчантеплосеть» была возвращена на доработку. До настоящего времени в департамент согласованная и доработанная Инвестиционная программа от предприятия не поступала.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 указанного Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение
Согласно положениям ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с указанным Кодексом.
В соответствии со ст. 210 ГПК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. (п. 1 ст. 295 ГК РФ).
Из содержания п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях реализации указанных полномочий органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотренным Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416).
В соответствии с пунктами 1,4,5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона №416 к полномочиям органов местного самоуправления, городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.
В силу ч.1 ст. 8, ч.1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.ст. 16, 17 Закона №416-ФЗ организация, эксплуатирующая водопроводные и канализационные сети, обязана осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 2 Закона №416-ФЗ под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Частью 1 ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 40 Закона №416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.
Согласно ч.5 ст. 40 Закона №416-ФЗ инвестиционная программа утверждается уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее –Правила).
Согласно п. 6 Правил проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее –техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления (муниципального округа).
В силу 14 Правил регулируемая организация обязана в течении 7 дней после получения уведомления об отказе в согласовании проекта инвестиционной программы доработать его и направить на повторное согласование.
Судом установлено, что основным видом деятельности МУП «Сеймчантеплосеть» в соответствии с Уставом является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод (п. 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5 Устава).
В соответствии с выпиской из № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Сеймчантеплосеть» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрацией Среднеканского муниципального округа Магаданской области №-р утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Сеймчантеплосеть» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Среднеканский муниципальный округ Магаданской» области на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ инвестиционная программа согласована с главой Среднеканского муниципального округа Г.О.Н. и передана в МУП «Сеймчантеплосеть» для дальнейшего направления в Департамент цен и тарифов Магаданской области.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент цен и тарифов отказал в утверждении инвестиционной программы, поскольку отсутствует схема водоснабжения и водоотведения в которой отражены мероприятия по модернизации объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения планируемые в рамках Инвестиционной программы, также отсутствует техническое задание, утверждённое постановлением муниципального образования «Среднеканский городской округ», не содержит предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации Инвестиционной программы. До настоящего времени в нарушение п. 14 Правил МУП «Сеймчантеплосеть» не приняты меры по проведению Инвестиционной программы в соответствии с п. 10 Правил и направлению доработанной Инвестиционной программы в Департамент цен и тарифов Магаданской области.
Из материалов дела следует, что каких – либо дальнейших действий в соответствии с установленным порядком, направленных на разработку и согласование инвестиционной программы МУП «Сеймчантеплосеть» не предпринимало, в связи с чем доводы иска суд находит обоснованным.
Таким образом, судом установлено, что на МУП «Сеймчантеплосеть» как на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по разработке инвестиционной программы, а также согласованию данной программы с Департаментом цен и тарифов Магаданской области.
Несмотря на то, что было утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Сеймчантеплосеть» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Среднеканский муниципальный округ Магаданской области ДД.ММ.ГГГГ на момент рассмотрения дела инвестиционная программа так и не была разработана и утверждена, что препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой территории, ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность населения – неопределенного круга лиц в лице жителей Среднеканского муниципального округа, затрагивая права и интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем исковое заявление подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что после возвращения проекта инвестиционной программы на доработку МУП «Сеймчантеплосеть» каких-либо дальнейших действий в соответствии с установленным порядком, направленных на разработку и согласование инвестиционной программы МУП «Сеймчантеплосеть» не предпринимало, в связи с чем требования истца суд находит законными и обоснованными.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из предмета иска, суд полагает, что заявленный истцом срок исполнения решения суда является обоснованным.
Поскольку прокурор при обращении с данным спором от уплаты госпошлины был освобожден, и заявленные требования подлежат удовлетворению, на основании п.п. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета Среднеканского муниципального округа подлежит взысканию госпошлина в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» о возложении обязанности разработать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения и принять меры к ее согласованию, удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Сеймчантеплосеть» (<данные изъяты>) в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сеймчантеплосеть» (<данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский муниципальный округ» государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Среднеканский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Гончарова