Решение по делу № 3а-66/2019 от 07.10.2019

УИД 70OS0000-01-2019-000098-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2019 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Шумаковой Ю.М.,

с участием прокурора Семитко С.Е.,

представителя Федерального агентства лесного хозяйства Сухих А.С.,

представителя Совета Новогоренского сельского поселения, Главы администрации Новогоренского сельского поселения, администрации Колпашевского района Томской области Комаровой М.Н.,

Главы Администрации Новогоренского сельского поселения Комаровой И.А.,

представителя Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а- 66/2019 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании недействующим в части Генерального плана Новогоренского сельского поселения, утвержденного решением Совета Новогоренского сельского поселения от 11 ноября 2013 года №62,

установил:

решением Совета Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области от 11 ноября 2013 года №62 утвержден, в том числе, Генеральный план муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» (далее – Генеральный план).

Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в Ведомостях органа местного самоуправления Новогоренского сельского поселения, а также размещено на официальном сайте Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным иском к Совету Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просило признать недействительным Генеральный план Новогоренского сельского поселения, утвержденный решением Совета Новогоренского сельского поселения от 11.11.2013 №62 «Об утверждении Генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования «Новогоренское сельское поселение», в части включения в границы деревни Новогорное Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделе 8 (часть) квартала 20, выделах 1 (часть), 2, 3 (часть), 4,5,6,7, 11 (часть), 12 (часть),13,14,15 (часть) квартала 26 урочища «Совхоз Петропавловский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества Колпашевского района Томской области.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым нормативным правовым актом в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

Факт включения лесных участков в границы деревни Новогорное установлен по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенных основным чертежом Генерального плана, что подтверждается представленным заключением.

Вместе с тем согласование проекта Генерального плана в части включения в границы населенного пункта лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства органом местного самоуправления не обеспечено. Письмом от 03.12.2018 №АВ-01-46/20309 Рослесхоз проинформировал Департамент лесного хозяйства по СФО о несогласовании проекта генерального плана ввиду разночтений в площади земель лесного фонда в границах сельского поселения.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, ФГБУ «Рослесинфорг», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 213, частями 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Рослесхоза Сухих А.С. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске. Пояснил, что колхозные (сельские) леса, также относятся к землям лесного фонда.

Представитель Совета Новогоренского сельского поселения, Главы администрации Новогоренского сельского поселения, администрации Колпашевского района Томской области Комарова М.Н. заявленные требования не признала. Указала, что органами местного самоуправления Новогоренского сельского поселения процедура принятия и утверждения генерального плана соблюдена в полном объеме. Доступ к проекту Генерального плана был обеспечен на сайте ФГИС ТП, было направлено уведомление Министерству регионального развития, никаких заключений в адрес Новогоренского сельского поселения не поступало. Площадь лесов не изменялась, границы также не менялись. Полагала, что в данном случае согласование с Рослесхозом не требовалось. Отметила, что пересечение границ населенного пункта с землями лесного фонда могло возникнуть в силу отсутствия сведений о земельных участках лесного фонда в едином государственном реестре недвижимого имущества, в то время как Генеральный план подготовлен на основании данных ЕГРН.

Глава Администрации Новогоренского сельского поселения Комарова И.А. заявленные требования не признала. Указала, что, согласно кадастрового плана территории от 01.10.2009, площадь деревни Новогорное составляет 123,03 га. Карта кадастрового квартала из кадастрового плана территории полностью совпадает с картой границ деревни Новогорное из Генерального плана. Согласно материалам территориального землеустройства Новогоренского сельского поселения от 26.06.2006 земли лесного фонда составляли 9816 га, согласно Генеральному плану земли лесного фонда занимают 9800 га. Указанные разночтения вызваны округлением данных при подсчете программой. На сегодняшний день земли лесного фонда в полном объеме сохранены, площадь их не изменена и ничем не занята. Полагала претензии Рослесхоза необоснованными.

Представитель Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. заявленные требования поддержал. В тоже время отметил, что спорные участки могут относиться к колхозным (сельским) лесам, которые передавались в ведение сельскохозяйственных организаций.

Представитель МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях Бабич Н.В. в письменном отзыве полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи с тем, что процедура согласования Генерального плана соблюдена не была, в границы населенного пункта необоснованно включены земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации (т.1, л.д.113-114).

Согласно письменному отзыву представителя ФГБУ «Рослесинфорг» Кутепова С.В. на основании поручения Рослесхоза было подготовлено заключение о пересечении (наложении) границ населенного пункта на земли лесного фонда. Разрешение заявленных требований по существу оставил на усмотрение суда (т.3, л.д.7).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.

Статьей 7 данного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.

По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Как следует из Устава муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» Колпашевского района Томской области (далее - Устав), принятого решением Совета Новогоренского сельского поселения от 18.07.2012 №264, действовавшего на момент принятия Генерального плана, муниципальное образование «Новогоренское сельское поселение» наделено статусом сельского поселения и установлены его границы на основании Закона Томской области от 09.09.2004 №195-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, поселения (городского, сельского) и установления границ муниципальных образований на территории Колпашевского района». Новогоренское сельское поселение состоит из объединенных общей территорией следующих населенных пунктов: д.Новогорное и д.Усть-Чая, административным центром является д.Новогорное (т.2, л.д.20).

Совет Новогоренского сельского поселения согласно статье 2 Устава является представительным органом муниципального образования.

Следовательно, утверждая генеральный план, Совет Новогоренского сельского поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.

Решение Совета Новогоренского сельского поселения № 62 от 11 ноября 2013 года подписано Главой поселения Комаровой И.А., чьи полномочия как Главы поселения на момент подписания указанного решения подтверждено представленным в суд решением Муниципальной избирательной комиссии Новогоренского сельского поселения №9/43 от 19.10.2012 (т.1, л.д.197, т.2, л.д.60).

Само решение №62 от 11.11.2013 и утвержденный им Генеральный план Новогоренского сельского поселения в соответствии с положениями статьи 3 Устава опубликовано в Ведомостях органов местного самоуправления Новогоренского сельского поселения /__/ (64) ноябрь 2013 года (т.1, л.д.196), а также размещено на сайте администрации Новогоренского сельского поселения в сети Интернет (т.2, л.д.44).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов – статьей 28 названого Кодекса.

Представленные в материалы дела письменные доказательства: постановление администрации Новогоренского сельского поселения №9 от 26.03.2012 «О разработке технического задания для подготовки проекта Генерального плана Новогоренского сельского поселения» (т.1, л.д.177), постановление администрации Новогоренского сельского поселения №60 от 15.08.2013 «О вынесении проекта генерального плана, правил землепользования и застройки Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области на публичные слушания» (т.1, л.д.186-187), протокол публичных слушаний по генеральному плану муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» от 16.09.2013 в д.Новогорное (т.1, л.д.189-190), протокол публичных слушаний по генеральному плану муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» в д.Усть-Чая от 16.09.2013 (т.1, л.д.191-192), заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области (т.1, л.д.193-195), протокол №11 заседания Совета Новогоренского сельского поселения от 11 ноября 2013 года (т.1, л.д.199-202) свидетельствуют об отсутствии нарушений при разработке проекта Генерального плана, организации и проведении публичных слушаний, принятии решения об утверждении Генерального плана.

При изложенных данных оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования (обнародования) и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно материалам дела лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 15116040000 кв.м с адресом объекта: Томская область, Колпашевский район, Колпашевское лесничество, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70АБ269451 от 19 ноября 2008 года (т.1, л.д.226). Документами - основаниями регистрации права указаны: выписка из реестра объектов недвижимости федеральной собственности, расположенной на территории Томской области, выдана Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Томской области №ТУ-6547 от 17.10.2007г; приказ Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ №249 от 11.09.2008; часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ №200-ФЗ от 04.12.2006г; статья 19 Лесного кодекса РФ №22-ФЗ от 29.01.1997г.

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №249 от 11.09.2008 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» в состав Колпашевского лесничества Томской области входит, в том числе, Шудельское участковое лесничество.

Как следует из Лесохозяйственного регламента Колпашевского лесничества Томской области, утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 31.07.2014 №69, общая площадь лесничества составляет 1511604 га, в административно-хозяйственном отношении подразделяется на три участковых лесничества: Колпашевское, Елтыревское, Шудельское. Деление на участковые лесничества и их площади приведены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 №249 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ». Структура участковых лесничеств приведена в приложении 4.

Приложением 4 установлено, что в состав участкового лесничества Шудельское входит, в том числе, урочище «Совхоз Петропавловский» (структурное подразделение бывшего лесхоза – Совхоз «Петропавловский» Чажемтовского лесничества Колпашевского сельского лесхоза).

Как следует из выписки из государственного лесного реестра лесной участок (кадастровый номер в лесном реестре 70:08:0000000:11), расположенный: Томская область, Колпашевский район, Колпашевское лесничество, Шудельское участковое лесничество, является собственностью Российской Федерации (т.4, л.д.2).

Согласно плану лесонасаждений совхоза «Петропавловский» Чажемтовского лесничества Колпашевского межхозяйственного лесхоза (лесоустройство 1989 года) и таксационному описанию совхоза «Петропавловский» Чажемтовского лесничества (1990 г.), которые являются первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду, указанные в административном иске лесные участки входят в состав урочища «Совхоз Петропавловский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества Томской области и относятся к землям лесного фонда, правообладателем которых является Российская Федерация (т.4, л.д.8-13).

Как установлено в ходе судебного заседания, Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» во исполнение поручения Федерального агентства лесного хозяйства подготовлено заключение №6 о пересечении
(наложении границы населенного пункта (д.Новогорное) на земли лесного фонда. Согласно данному заключению в границы населенного пункта деревня Новогорное вошли земли лесного фонда: часть выдела 8 квартала 20, часть выдела 1, выдел 2, часть выдела 3, выделы 4-7, части выделов 11 и 12, выделы 13, 14, часть выдела 15 квартала 26 урочища «Совхоз Петропавловский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества площадью 296 099 кв.м (т.1, л.д.221-225).

Из показаний инженера К., подготовившей данное заключение, допрошенной в качестве свидетеля, следует, что указанное заключение подготовлено на основании материалов лесоустройства и данных о границах населенного пункта с использованием картометрического метода в программе MaсInfo. В результате проведенного совмещения указанных материалов установлено частичное включение земель лесного фонда в границы населенного пункта, что отражено на схеме в заключении.

Проанализировав содержание Устава ФГБУ «Рослесинфорг», Положение о Томском филиале ФГБУ «Рослесинфорг», представленную должностную инструкцию, суд находит представленное заключение Томского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» относимым и допустимым доказательством.

Учитывая изложенное, суд находит установленным факт включения указанного в иске лесного участка земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы населенного пункта деревня Новогорное Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области.

Ссылка на то, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта границы лесничества в соответствии с лесным законодательством установлены не были, информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости во внимание принята быть не может по следующим основаниям.

В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.

К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества определено на основании материалов лесоустройства, не противоречит информации, содержащейся в плане лесонасаждений совхоза «Петропавловский» Чажемтовского лесничества Колпашевского межхозяйственного лесхоза (лесоустройство 1989 года), являющегося первичным источником информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.

То обстоятельство, что сведения о лесных участках взяты из материалов лесоустройства 1989 года, не свидетельствует о недостоверности данной информации, так как позднее лесоустройство не проводилось, а доказательств тому, что после 1989 года какие-либо участки лесного фонда в установленном законом порядке были переведены в иную категорию земель, в материалы дела не представлено.

Довод о том, что отсутствует факт включения в 2013 году в территорию деревни Новогорное участка земель лесного фонда, так как территория населенного пункта, указанная в Генеральном плане, соответствовала территории деревни по материалам территориального землеустройства Новогоренского сельского поселения 2006 года, в связи с чем отсутствовала необходимость согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом, а также ссылку на решение Исполнительного комитета Колпашевского городского Совета народных депутатов №118 от 28.02.1991, суд находит несостоятельным.

Из постановления Исполнительного комитета Колпашевского городского Совета народных депутатов от 28.02.1991 №118 «Об уточнении состава земель населенных пунктов, передаваемых в ведение сельских (поселкового) советов народных депутатов» следует, что исполнительный комитет решил принять за основу уточненные площади земель сельских населенных пунктов, состав и соотношение угодий в установленных границах согласно приложению (т.3, л.д.30).

В приложении к данному решению «Список землевладельцев и землепользователей, земли которых передаются в состав сельских населенных пунктов в Колпашевском районе» в качестве владельца и пользователя, земли которого включаются в черту деревни Новогорное, указан совхоз «Петропавловский» (т.3, л.д.32).

Согласно экспликации земель поселений в границах Новогоренского сельского поселения по состоянию на 01.01.2005 года в земли поселений д.Новогорное, в том числе, входили лесные земли (бессрочное пользование, передано в ведение органов местного самоуправления) (т.2, л.д.64).

Проанализировав содержание указанных документов, суд приходит к выводу, что из указанных документов не следует, что какие-либо земли совхоза «Петропавловский» Чажемтовского лесничества Колпашевского сельского лесхоза переведены в установленном законом порядке в состав земель населенного пункта, указанные документы не являются документами территориального планирования, вопросы перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не решают, границы населенных пунктов, в том числе деревни Новогорное, не устанавливают.

Абзацем 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусматривалось, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» также предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 1 статьи 8 этого же Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Приведенные положения законов в их нормативном единстве позволяют сделать вывод, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности.

Ссылка на то обстоятельство, что лесные участки, вошедшие в территорию деревни Новогорное, ранее, возможно, относились к колхозным лесам, не свидетельствует о том, что данные участки не являются федеральной собственностью.

В соответствии с Положением о колхозных лесах (с изменениями на 26.09.1990), утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 04 марта 1968 года №144, которое утратило силу в связи с принятием Лесного кодека Российской Федерации, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов (пункт 1).

Согласно статье 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 №4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).

Доказательств того, что спорные участки: выдел 8 (часть) квартала 20, выдел 1 (часть), 2, 3 (часть), 4,5,6,7, 11 (часть), 12 (часть),13,14,15 (часть) квартала 26 урочища «Совхоз Петропавловский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества переведены в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действующим законодательством, или в порядке статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона №172-ФЗ, не представлено.

Проанализировав представленные документы, проект Генерального плана, суд приходит к выводу, что границы населенного пункта деревня Новогорное Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области были утверждены оспариваемым нормативным правовым актом.

Таким образом, учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы деревни Новогорное проект Генерального плана муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).

В названный период действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69 (далее - Порядок согласования), пунктом 2.1 которого предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомлял федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе, а также обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункты 2.2 - 2.4 Порядка согласования).

Рослесхоз в период подготовки оспариваемого акта являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, в редакции от 5 июня 2013 года, был уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.

Следовательно, в рассматриваемый период Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

Вместе с тем судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» в установленном порядке не согласован.

Доводы о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения в части согласования с уполномоченными органами проекта генерального плана суд находит необоснованными в силу следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 приведенной нормы установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Аналогично согласование проектов генеральных планов регламентировано в Порядке согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденном приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69, согласно которому уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. До реализации механизма электронной подписи в информационной системе уведомление осуществляется путем почтовых отправлений (пункт 2.1).

Порядок ведения информационной системы территориального планирования определен Правилами ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года №289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования».

Пунктами 9 и 10 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент согласования и утверждения оспариваемого генерального плана) предусмотрено, что федеральная информационная система используется в том числе для согласования проектов документов территориального планирования участниками согласования и получения предложений по проектам указанных документов от иных пользователей информации, осуществляемой в электронной форме. Размещение информации в федеральной информационной системе о согласование проектов документов территориального планирования участниками согласования осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.

В ходе судебного заседания установлено, что проект генерального плана Новогоренского сельского поселения был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, доступен с 11.07.2013.

При этом, как следует из представленного скриншота, в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования были размещены положение о территориальном планировании и материалы по обоснованию генерального плана, без картографического материала (т.2, л.д.61).

Представлено уведомление Главы Новогоренского сельского поселения об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования №214 от 26.07.2013, адресованное директору Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации (т.1, л.д.205).

В подтверждение его направления представлена Книга №2 администрации Новогоренского сельского поселения за период с 09.01.2013 по 30.12.2013, где за №214 содержится запись о направлении вышеуказанного уведомления (т.2, л.д.45, оборот).

Согласно письму Рослесхоза от 18.09.2013 №ЮГ-11-42/9348, адресованное Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации, Рослесхоз не согласовывает проект генерального плана Новогоренского сельского поселения. Отмечено, что в представленном проекте генерального плана имеются разночтения в указании площади земель лесного фонда в границах данного сельского поселения. Указано, что содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа установлено статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой необходимо представить картографические материалы.

Представитель ответчика отрицал получение замечаний к проекту Генерального плана. В судебном заседании обозревались записи в книге, где регистрировалась входящая корреспонденция, за период с момента направления уведомления до принятия оспариваемого нормативного правового акта, согласно которым в указанный период отсутствуют записи о поступлении в администрацию Новогоренского сельского поселения какой-либо корреспонденции по данному вопросу.

Однако само по себе размещение проекта территориального планирования в информационной системе, направление уведомление об обеспечении доступа к нему, не поступление заключений не может рассматриваться в данном случае как соблюдение требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом суд отмечает следующее.

Статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа. Проект генерального плана содержит положения о территориальном планировании в виде пояснительной записки и соответствующие карты (схемы).

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 года №244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях утверждения генеральных планов городских округов, поселений осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт – обосновывающая часть. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме в виде пояснительной записки содержат, в том числе, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Однако материалы по обоснованию генерального плана Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области, в нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, не содержат сведений о земельных участках, которые включаются в границы населенного пункта деревня Новогорное.

Учитывая, что материалы по обоснованию оспариваемого генерального плана не соответствуют требованиям законодательства (части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что в границы деревни Новогорное вошли земельные участки земель лесного фонда, один только факт размещения проекта генерального плана в информационной системе и не поступление в течение трех месяцев замечаний на проект, по мнению суда, не может подтверждать соблюдение порядка принятия генерального плана поселения в части согласования с уполномоченным органом.

Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленный на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не является обязательным.

С учетом особого правового регулирования отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, отсутствие согласования с Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта Генерального плана муниципального образования «Новогоренское сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границы населенного пункта, входящего в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части.

Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что Генеральный план муниципального образования «Новогоренское сельское поселение», утвержденный решением Совета Новогоренского сельского поселения от 11.11.2013 №62, применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан, которым предоставлялись земельные участки. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части не действующим со дня вступления решения в законную силу.

При таком положении суд считает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области о признании недействующим в части Генерального плана Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области, утвержденного решением Совета Новогоренского сельского поселения от 11 ноября 2013 года №62, удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования Новогоренское сельское поселение Колпашевского района Томской области, утвержденный решением Совета Новогоренского сельского поселения от 11 ноября 2013 года №62, в части включения в границы деревни Новогорное Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в выделе 8 (часть) квартала 20, выделах 1 (часть), 2, 3 (часть), 4,5,6,7, 11 (часть), 12 (часть),13,14,15 (часть) квартала 26 урочища «Совхоз Петропавловский» Шудельского участкового лесничества Колпашевского лесничества Колпашевского района Томской области.

Возложить на Совет Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2019 года

3а-66/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Совет Новогоренского сельского поселения Колпашевского района Томской области
Другие
Администрация Новогоренского сельского поселения
Департамент лесного хозяйства Томской области
МТУ ФА по УГИ в Кемеровской и Томской областях
Управление Росреестра по Томской области
Суд
Томский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tms.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
31.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2020Судебное заседание
10.12.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Судебное заседание
09.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
21.05.2020Дело передано в архив
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее