К делу № 2-1301/2023
УИД 61RS0022-01-2022-011215-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2023 года г.Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бушуевой И.А.
с участием старшего помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.
представителя Администрации г. Таганрога Лоленко Н.С., действующего на основании доверенности № исх./№ от 25.02.2022
при секретаре судебного заседания Волковой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Таганрога, третье лицо: МУП «Городское хозяйство» об обязании провести мероприятия по замене участков сети теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Таганрога, третье лицо: МУП «Городское хозяйство» об обязании провести мероприятия по замене участков сети теплоснабжения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка исполнения администрацией города требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проверка показала, что администрация г. Таганрога является собственником следующего объекта теплоснабжения, имеющего значительную степень износа-надземный участок тепловой сети: от <адрес> ду 80 мм., 310 м.
Согласно протокола совещания по вопросу подготовки муниципального образования г. Таганрог к прохождению осенне-зимнего периода 2022/2023 и иным вопросам от 18.10.2022 муниципальным унитарным предприятиям было дано поручение произвести необходимые ремонтные работы сетей тепло и водоснабжения, в том числе указанного участка сети теплоснабжения.
Срок выполнения обследования и ремонта сетей согласно указанного протокола совещания был установлен - 31.10.2022.
Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные работы МУП «Городское хозяйство» не проведены.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой г. Таганрога внесено представление в адрес УЖКХ г. Таганрога, которое оставлено без удовлетворения.
Истец ссылается, что вышеуказанный участок сети теплоснабжения находится в ветхом и аварийном состоянии и нуждаются в замене, для предотвращения чрезвычайной ситуации в жилищно-коммунальной сфере, соблюдения конституционных прав граждан на качественное оказание услуг его замену необходимо провести в кратчайшие сроки.
На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию г. Таганрога провести мероприятия по замене надземного участка тепловой сети: <адрес> ду 80 мм, 310 м.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Лоленко Н.С. возражал против удовлетворения исковых требований. Представил суду отзыв на исковое заявление, согласно которого в целях обеспечения уставной деятельности предприятия приказом КУИ г. Таганрога № от 06.10.2017г. «О закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП «Городское хозяйство» закреплены объекты инженерной инфраструктуры, перечисленные в приложении к приказу, в т.ч. и участок тепловой сети от <адрес> ДУ 80мм., 310м., который имеет значительную степень износа. МУП «Городское хозяйство» является теплоснабжающим предприятием, осуществляющим поставку тепловой энергии на муниципальный жилой фонд, объекты социальной сферы (детские сады, учреждения образования, здравоохранения, культуры, роддом), финансируемых за счет средств федерального, местного бюджета, а также населению г. Таганрога. 92% всех потребителей тепловой энергии составляет население и бюджетные организации различных уровней финансирования. При подготовке к отопительному периоду 2022-2023 г.г. планировалось произвести необходимые ремонтные работы на сетях теплоснабжения, в том числе и на указанном участке тепловой сети. Срок выполнения обследования и ремонта сетей, согласно протокола совещания по вопросу подготовки муниципального образования г. Таганрог к прохождению осенне-зимнего периода 2022-2023г.г., был установлен до <дата> <дата> были проведены гидравлические испытания тепловой сети <адрес>, ДУ 80мм., 310м. и данная сеть их выдержала. МУП «Городское хозяйство» является унитарным предприятием, созданным на праве хозяйственного ведения, занимается предоставлением жилищно-коммунальных услуг на территории г. Таганрога, то есть является социально-значимым предприятием. В настоящее время снизились платежи населения за оплату жилищно-коммунальных услуг, в результате чего финансовое положение Предприятия стало нестабильным. Ввиду финансового кризиса, снижена платежеспособность населения. В связи с санкциями против Российской Федерации резко повысились цены на материалы, требуемые для ремонта теплотрасс и как следствие того, ремонт производился только на тех сетях, которые не выдерживали гидравлические испытания. Ремонт вышеуказанной тепловой сети вынужденно был перенесен на 2023 г. Мероприятия по замене подземного участка тепловой сети: <адрес>, 1, ДУ 80мм., 310м. будут выполнены до 30.09.2023г. На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований к Администрации города Таганрога просили отказать.
Представитель третьего лица МУП «Городское хозяйство» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МУП «Городское хозяйство» в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка исполнения администрацией города требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах округа водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения. При этом в силу ч. 2 ст. 18 названного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).
Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится:
-организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
-выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрено, что обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов отнесено к общим принципами организации отношений в сфере теплоснабжения.
При этом под надежностью теплоснабжения понимается такая характеристика состояния системы теплоснабжения, при которой обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 17 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить, в том числе, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.
Подпунктом «г» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абз. 1 ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ).
Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное теплоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений теплоснабжения.
Поставщиком коммунальной услуги по теплоснабжению в г. Таганроге является МУП «Городское, хозяйство», за которым на праве хозяйственного ведения закреплена находящаяся в собственности муниципального образования «Город Таганрог» сеть теплоснабжения города.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного решением Городской Думы г. Таганрога от 03.06.2011 № 318 (далее - Устав), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Таганрог», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения является администрация г. Таганрога.
К вопросам местного значения города Таганрога относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Таганрога, организация в границах города Таганрога электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 3, 4 ч. 1 ст. 10 Устава).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Передача имущества в хозяйственное ведение унитарному муниципальному предприятию (ст. 294 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») не освобождает муниципалитет в лице его полномочных органов (ст. 215 ГК РФ) от всех обязанностей собственника этого имущества (не имущества самого предприятия).
Проверка показала, что администрация г. Таганрога является собственником следующего объекта теплоснабжения, имеющего значительную степень износа-надземный участок тепловой сети: <адрес> ду 80 мм, 310 м.
Согласно протокола совещания по вопросу подготовки муниципального образования г. Таганрог к прохождению осенне-зимнего периода 2022/2023 и иным вопросам от 18.10.2022 муниципальным унитарным предприятиям было дано поручение произвести необходимые ремонтные работы сетей тепло- и водоснабжения, в том числе указанного участка сети теплоснабжения.
Срок выполнения обследования и ремонта сетей согласно указанного протокола совещания был установлен - 31.10.2022.
Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанные работы МУП «Городское хозяйство» не проведены.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой г. Таганрога внесено представление в адрес УЖКХ г. Таганрога, которое оставлено без удовлетворения.
Доводы ответчика о том, что 17.07.2022 г. были проведены гидравлические испытания тепловой сети от <адрес> 1, ДУ 80мм., 310м. и данная сеть их выдержала, не является основанием для отказа в иске, так как истец обратился в суд с иском <дата>.
Так же не является основанием для отказа в иске довод ответчика о том, что в настоящее время снизились платежи населения за оплату жилищно- коммунальных услуг, в результате чего финансовое положение Предприятия стало нестабильным, снижена платежеспособность населения, в связи с санкциями против Российской Федерации резко повысились цены на материалы, требуемые для ремонта теплотрасс и как следствие того, ремонт производился только на тех сетях, которые не выдерживали гидравлические испытания, так как подземный участок тепловой сети: <адрес> ДУ 80мм., 310м. находится в ветхом и аварийном состоянии и нуждается в замене, для предотвращения чрезвычайной ситуации в жилищно-коммунальной сфере, соблюдения конституционных прав граждан на качественное оказание услуг его замену необходимо провести в кратчайшие сроки. Доказательств того, что указанный подземный участок тепловой сети: <адрес>, ДУ 80мм., 310м. находится в надлежащем состоянии, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Поскольку подземный участок тепловой сети: <адрес>, ДУ 80мм., 310м. находится в ветхом и аварийном состоянии и нуждается в замене, для предотвращения чрезвычайной ситуации в жилищно-коммунальной сфере, соблюдения конституционных прав граждан на качественное оказание услуг его замену необходимо провести в кратчайшие сроки, в с связи с чем исковые требования Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Таганрога - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Таганрога (ИНН 6154061491) провести мероприятия по замене надземного участка тепловой сети: <адрес> диаметром 80 мм., протяженностью 310 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Бушуева
Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2023 г.