Дело № 2-1429/2022
УИД 59RS0011-01-2022-001739-98
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Березники 16 мая 2022 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Фоменко И.А.,
при секретаре судебного заседания Шальновой Е.Б.,
с участием представителя истца Белкиной Т.С.,
представителя ответчиков Сидорович Т.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 38» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о возложении обязанности по устранению нарушений,
У С Т А Н О В И Л :
Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование иска указано, что в 2021-2022 в ходе проверки Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю выявлены нарушения, а именно не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях общежитий №, штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента. Для зданий общежитий № ШИЗО, комнат длительных свиданий, помещений образовательного учреждения № и учебно-консультационного пункта МАОУ ВСОШ, помещений стационара медсанчасти не предусмотрено дублирование сигналов с автоматической пожарной сигнализации в ближайшее подразделение пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации. По результатам проверки прокурором в адрес начальника ФКУ ИК-38 ..... исх. № внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона. ..... Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного и иного федерального законодательства Российской Федерации администрацией ФКУ ИК-38. В ходе проверки выявлены те же нарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности. Таким образом, ответчики, являясь государственными органами ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю и федеральным казенным учреждением (ФКУ ИК-38), в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся нарушений закона, предусматривающих обеспечение пожарной безопасности в ФКУ ИК-38. В противном случае нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности». ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников, осужденных, состав которых постоянно меняется). В связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и законные интересы на жизнь и здоровье нарушаются, и привлечь их в процессе в качестве истцов не представляется возможным. Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просил обязать Федеральную службу исполнения наказаний России организовать финансовое обеспечение расходов, связанных с монтажом автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях общежитий №, штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента, дублированием сигналов с автоматической пожарной сигнализации в ближайшее подразделение пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации в зданиях общежитий №№, 2, ШИЗО, комнатах длительных свиданий, помещениях образовательного учреждения № и учебно-консультационного пункта МАОУ ВСОШ, помещениях стационара медсанчасти. Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю довести бюджетные ассигнования, выделенные ФСИН России до ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю на монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях общежитий №, штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента, дублирование сигналов с автоматической пожарной сигнализации в ближайшее подразделение пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации в зданиях общежитий № ШИЗО, комнатах длительных свиданий, помещениях образовательного учреждения № и учебно-консультационного пункта МАОУ ВСОШ, помещениях стационара медсанчасти. Обязать ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю при поступлении необходимого финансового обеспечения произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях общежитий №, штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента. Произвести дублирование сигналов с автоматической пожарной сигнализации в ближайшее подразделение пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации в зданиях общежитий №, ШИЗО, комнатах длительных свиданий, помещениях образовательного учреждения № и учебно-консультационного пункта МАОУ ВСОШ, помещениях стационара медсанчасти.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Белкина Т.С. на исковых требованиях настаивала, просила исковое заявление удовлетворить по доводам, изложенным в нем. Установить срок для исполнения 1 год с момента вступления решения по данному делу в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчиков Сидорович Т.В. с исковыми требованиями не согласилась, указала, что сам факт нарушения не отрицают, но связи с отсутствие финансирования выполнить данные требования не представляется возможным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно справке по результатам проверки от ....., выявлен ряд нарушений, в том числе, в ФКУ ИК-38 нарушаются требования Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69, ФЗ-184 от ..... «О техническом регулировании», приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) и приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03). Во всех зданиях допускается эксплуатация огнетушителей с нарушением сроков подзарядки; не представлены протоколы испытаний наружных открытых лестниц общежитий №; во всех зданиях учреждения допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными контрукцией; в зданиях с уклоном кровли до ..... % включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м., а также в зданиях с уклоном кровли свыше ..... % и высотой до карниза более ..... м. не предусмотрены ограждения на кровле; не произведен монтаж систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях общежитий №, штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента, предусмотренных НПБ 104-03; не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий №, штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента, предусмотренных НПБ 110-04; для зданий общежитий №. ШИЗО, комнат длительных свиданий (класс функциональной пожарной опасности зданий Ф 1.2), помещений образовательного учреждения № и учебно-консультационного пункта МАОУ ВСОШ (класса функциональной пожарной опасности помещений Ф 4.1), помещений стационара медчасти (класс функциональной пожарной опасности зданий Ф 1.1) не предусмотрено дублирование сигналов с автоматической пожарной сигнализацией в ближайшее подразделение пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации. Не представлены документы, подтверждающие проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений УКП, 9 отряд, столовой сотрудников, а также проведение проверки состояния огнезащиты не реже 1 раза год (л.д. 22-24).
..... на имя начальника учреждения внесено представление № (л.д.16-18).
..... в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю начальником ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю направлено письмо с просьбой организовать доведение лимитов бюджетных обязательств на разработку проектной документации автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией на объекты, содержащиеся за счет основного и дополнительного финансирования (л.д.30, 31).
..... в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю направлена заявка № с расчетом необходимых лимитов бюджетных обязательств для устранения выявленного прокуратурой нарушения закона (л.д.27,29).
В соответствии с ответом начальника ФКУ ИК-38 № от ..... на указанное представление следует, что монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах учреждения не произведены по причине отсутствия финансирования. В целях установления потребности учреждения в необходимом оборудовании АПС и СОУЭ необходимо разработать проектную документацию, что является лицензируемым видом деятельности. Потребность лимитов бюджетных обязательств на разработку проектной документации на ..... составила ..... тыс. руб. на разработку проектной документации и на оснащение учреждения приборами и оборудованием АПС и СОУЭ в ..... и ..... лимиты бюджетных обязательств не доводились. Для осуществления замены вышедших из строя огнетушителей на ..... необходимо ..... тыс. руб. в ..... и ..... лимиты бюджетных обязательств на данное мероприятие не доводились (л.д.34).
Из объяснения начальника пожарной части ФКУ ИК-38 МВН следует, что автоматическая пожарная сигнализация и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях общежитий ..... штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента на день проверки ..... не установлены по причине отсутствия финансирования, заявки направлялись в ГУФСИН России по Пермскому краю, но денежные средства не выделялись.
ФКУ ИК-38 неоднократно направляло заявки о выделении лимитов бюджетных обязательств на устранение выявленных недостатков в ГУФСИН России по Пермскому краю, однако денежные средства не выделялись.
В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст. 18 и 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», соблюдение правил пожарной безопасности являются обязанностью руководителей организаций.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1, учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений исполняющих наказания, в соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
ФСИН России, согласно пп. 6 п. 7 Положения, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-38.
ГУФСИН России по Пермскому краю, в свою очередь, в соответствии с абзацем 15 подпункта 2 п. 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермской краю, утвержденного приказом ФСИН России от ..... N 518, осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, в том числе на объектах подведомственных учреждений.
Согласно абзацу 7 подпункта 2 п. 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермской краю, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518 ГУ ФСИН России по Пермскому краю осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
ФКУ ИК-38 ГУ ФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом о федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», утвержденном Приказом Федеральной службы исполнения наказаний № от ......
Исходя из пункта 2.5.1. Устава, ФКУ ИК-38 ГУ ФСИН России по Пермскому краю обеспечивает в т.ч. пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
В соответствии с п.п. 2 п. 15 Приложения 60 Приказа ФСИН России от 11.06.2015 № 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний» ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляет: меры по укреплению и развитию материально-технической базы Главного управления и подведомственных учреждений; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; подготовку обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; контроль использования закрепленного за подведомственными учреждениями имущества.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно ч. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
На основании изложенного, учитывая, что несоблюдение ответчиком ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю возложенных на него законом обязанностей, а также не исправление выявленных в ходе проведенной прокуратурой проверки нарушений закона нарушает права неопределенного круга лиц (в частности, осужденных, сотрудников, состав которых постоянно меняется), создает угрозу их жизни и здоровью, а также принимая во внимание, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации, главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России, а распорядителем ГУФСИН России по Пермскому краю, следовательно, при недостаточности у ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю средств, ответственность по его обязательствам несет ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что исполнение решения суда будет сопряжено для ФКУ ИК № ГУФСИН России по Пермскому краю со значительными финансовыми и материально-техническими затратами, принимая во внимание бюджетный характер финансирования учреждения, суд полагает возможным установить для ФКУ ИК № ГУФСИН России по Пермскому краю срок исполнения решения суда – один год с момента вступления решения по данному делу в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о возложении обязанности по устранению нарушений, удовлетворить.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность по организации финансового обеспечения расходов, связанных с монтажом автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях общежитий №№, 2, штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента, дублированием сигналов с автоматической пожарной сигнализации в ближайшее подразделение пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации в зданиях общежитий №, ШИЗО, комнатах длительных свиданий, помещениях образовательного учреждения № и учебно-консультационного пункта МАОУ ВСОШ, помещениях стационара медсанчасти.
Возложить на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю обязанность по доведению бюджетных ассигнований, выделенных ФСИН России до ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №» Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю обязанность произвести монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях общежитий №, штаба учреждения, административного здания с КПП, штаба отдела охраны, штрафного изолятора, ПКТ, отряда №, столовой для спецконтингента. Произвести дублирование сигналов с автоматической пожарной сигнализации в ближайшее подразделение пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации в зданиях общежитий №, ШИЗО, комнатах длительных свиданий, помещениях образовательного учреждения № и учебно-консультационного пункта МАОУ ВСОШ, помещениях стационара медсанчасти.
Установить срок для исполнения ..... год с момента вступления решения по данному делу в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).
Председательствующий: подпись
Копия верна
Председательствующий И.А.Фоменко