Решение по делу № 33а-1993/2021 от 08.04.2021

Докладчик Евлогиева Т.Н. апелляционное дело № 33а-1993/2021

Судья: Ксенофонтов И.Г. адм.дело по первой инст. № 2а-432/2021

УИД 21RS0022-01-2020-004361-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2021 года гор. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,

судей Ленковского С.В., Орловой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению

заместителя прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ПАО «Химпром» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, поступившее по апелляционной жалобе ПАО «Химпром» на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Заместитель прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ПАО «Химпром» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения требований п.1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ "О гражданской обороне", п. 10 Положения о гражданской обороне; п.п. 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны, п.п. 3.2.1,3.2.2,3.2.3-3.2.10,3.2.11 - 3.2.25, 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 4.3.1 - 4.3.11,4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5, 5.1.1 - 5.3.3 Правил эксплуатации ЗС ГО: 1) в помещениях убежища осуществить монтаж оборудования систем вентиляции; 2) привести в исправное техническое состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; 3) закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы; 4) провести окраску и ремонт помещений, оборудование систем жизнеобеспечения; 5) обеспечить герметизацию и гидроизоляцию всего сооружения, герметичность дверей и аварийных выходов, произвести проверку убежища на герметичность; 6) обеспечить в ЗСГО влажность воздуха не выше 65 - 70% и температуру воздуха не ниже +10 град. С.; 7) установить аварийные безнапорные емкости, обеспечить запас питьевой воды; 8) организовать проведение ежегодных, специальных и комплексных проверок защитных сооружений (п.4.1. Правила эксплуатации ЗС ГО); 9) организовать проведение проверок состояния ограждающих конструкций защитных сооружений (п.4.2. Правила эксплуатации ЗС ГО); 10) организовать проведение проверок состояния системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения (п.4.3. Правила эксплуатации ЗС ГО); 11) организовать проведение проверок технического состояния фильтров - поглотителей защитного сооружения (п.4.4. Правила эксплуатации ЗС ГО); 12) организовать проведение проверок технического состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств (п.п. 4.5.1- 4.5.5 Правил эксплуатации ЗС ГО); 13) организовать техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения (п.п.5.1.1.- 5.3.3. Правила эксплуатации ЗС ГО), установив срок для исполнения решения суда 6 месяцев.

Заявленные требования мотивированы тем, что 09.12.2020 прокуратурой г.Новочебоксарска, во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики, совместно со специалистом ОНД и IIP по г. Новочебоксарску проведена проверка требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны в ПАО «Химпром». В результате проведенной проверки установлено, что на территории ПАО «Химпром» находятся 7 защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО), находящиеся в расчете для укрытия наибольшей рабочей смены:

1.                  Встроенное в 3 этажное здание по адресу: <адрес>, К.609Д, общей площадью 593,20 кв.м., вместимостью - 500 человек, инв.№ 121-21, которое принято в эксплуатацию в 1983 году и согласно паспорту убежища №121-21 находится на балансе ПАО «Химпром». Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом, а также актом инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО (убежища) инв. № 122-21 от 22.08.2018, кадастровым паспортом от 01.09.2010.

2.                  Встроенное в 3 этажное здание по адресу: <адрес>, К.833А, общей площадью 343,20 кв.м., вместимостью - 300 человек, инв.№ 122-21, которое принято в эксплуатацию в 1977 году и согласно паспорту убежища №122-21 находится на балансе ПАО «Химпром». Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом, а также актом инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО (убежища) инв. № 123-21 от 22.08.2018, кадастровым паспортом от 01.09.2010.

3.                  Встроенное в 3 этажное здание по адресу: <адрес>, общей площадью 840,40 кв.м., вместимостью - 670 человек, инв.№ 118-21, которое принято в эксплуатацию в 1975 году и согласно паспорту убежища №118-21 находится на балансе ПАО «Химпром». Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом, а также актом инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО (убежища) инв. № 119-21 от 22.08.2018, кадастровым паспортом от 01.09.2010.

4.                  Встроенное в 3 этажное здание по адресу: <адрес>, общей площадью 1010,50 кв.м., вместимостью - 600 человек, инв.№ 123-21, которое принято в эксплуатацию в 1986 году и согласно паспорту убежища №123-21 находится на балансе ПАО «Химпром». Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом, а также актом инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО (убежища) инв. № 124-21 от 22.08.2018, кадастровым паспортом от 01.09.2010.

5.                  Встроенное в 3 этажное здание по адресу: <адрес> Южная сторона, общей площадью 338,90 кв.м., вместимостью - 240 человек, инв.№ 130-21, которое принято в эксплуатацию в 1975 году и согласно паспорту убежища №130-21 находится на балансе ПАО «Химпром». Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом, а также актом инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО (убежища) инв. № 131-21 от 22.08.2018, кадастровым паспортом от 01.09.2010.

6.                  Встроенное в 3 этажное здание по адресу: <адрес> Северная сторона, общей площадью 349 кв.м., вместимостью - 240 человек, инв.№ 129-21, которое принято в эксплуатацию в 1975 году и согласно паспорту убежища №129-21 находится на балансе ПАО «Химпром». Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом, а также актом инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО (убежища) инв. № 130-21 от 22.08.2018, кадастровым паспортом от 01.09.2010.

7.                  Встроенное в 3 этажное здание по адресу: <адрес>, К.371Е, общей площадью 461,3 кв.м., вместимостью – 300 человек, инв.№ 127-21, которое принято в эксплуатацию в 1975 году и согласно паспорту убежища №127-21 находится на балансе ПАО «Химпром». Данный объект является убежищем, что подтверждается оформленным на него паспортом, а также актом инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО (убежища) инв. № 128-21 от 22.08.2018, кадастровым паспортом от 01.09.2010.

Данные убежища имеют особый статус объектов гражданской обороны и особое предназначение, созданы исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации. В ходе проводимых проверок состояния, сохранности и использования указанного защитного сооружения гражданской обороны было установлено, что оно находится в непосредственном пользовании ПАО «Химпром», в настоящее время не используется по целевому назначению.

В феврале 2020 года совместно с начальником КУ «Управление по делам ГО и ЧС и начальником ОНД и ПР по г.Новочебоксарску была проведена проверка соблюдения ПАО «Химпром» законодательства в сфере гражданской обороны в части содержания ЗС ГО. На момент проверки были выявлены следующие нарушения закона: п.1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне; п.п. 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны, п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 - 3.2.10, 3.2.11 - 3.2.25, 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 4.3.1 - 4.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5, 5.1.1 - 5.3.3 Правил эксплуатации ЗС ГО.

По факту выявленных нарушений действующего законодательства прокуратурой г. Новочебоксарск 25.02.2020 г. в адрес административного ответчика внесено представление под исходящим №04-05-2020 об устранении нарушений законодательства в области гражданской обороны в части содержания ЗС ГО.

Данные нарушения закона отражены также в актах инвентаризации от 22.08.2018.

Исходя из приведенных обстоятельств, прокурор указал, что 7 защитных сооружений гражданской обороны, балансодержателем которых по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18.07.2013 №2450 является ПАО «Химпром», не соответствуют технико-эксплуатационным характеристикам и в настоящий момент непригодны к эксплуатации в качестве убежищ, не обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, в связи с чем нарушаются права неограниченного круга лиц на их укрытие от очага поражения.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Воеводина У.А. поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в нем основаниям и просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика ПАО «Химпром» Древаль М.С. административный иск не признала и просила в его удовлетворении отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Чувашской Республике Козарь А.А., а также представитель заинтересованного лица КУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Ильин С.А. в судебном заседании согласились с обоснованностью доводов административного искового заявления, полагали требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марии Эл, Чувашской Республике и Пензенской области), извещенное надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило; представило суду письменный отзыв об обоснованности требований прокурора.

Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года постановлено:

«признать незаконным бездействие ПАО «Химпром» г. Новочебоксарск Чувашской Республики в сфере гражданской обороны, обязав ПАО «Химпром» г. Новочебоксарск Чувашской Республики в срок до 01.10.2021 устранить нарушения требований п.1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне, п.п. 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны, п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 - 3.2.10, 3.2.11 - 3.2.25, 4.1.1- 4.1.7, 4.2.1-4.2.6, 4.3.1-4.3.11, 4.4.1-4.4.5, 4.5.1-4.5.5, 5.1.1-5.3.3 Правил эксплуатации ЗС ГО:

1) в помещениях убежища осуществить монтаж оборудования систем вентиляции;

2) привести в исправное техническое состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны;

3) закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы;

4) провести окраску и ремонт помещений, оборудование систем жизнеобеспечения;

5) обеспечить герметизацию и гидроизоляцию всего сооружения, герметичность дверей и аварийных выходов, произвести проверку убежища на герметичность;

6) обеспечить в ЗСГО влажность воздуха не выше 65 - 70% и температуру воздуха не ниже +10 град. С.;

7) установить аварийные безнапорные емкости, обеспечить запас питьевой воды;

8) организовать проведение ежегодных, специальных и комплексных проверок защитных сооружений (п.4.1. Правила эксплуатации ЗС ГО);

9) организовать проведение проверок состояния ограждающих конструкций защитных сооружений (п.4.2. Правила эксплуатации ЗС ГО);

10) организовать проведение проверок состояния системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения (п.4.3. Правила эксплуатации ЗС ГО);

11) организовать проведение проверок технического состояния фильтров- поглотителей защитного сооружения (п.4.4. Правила эксплуатации ЗС ГО);

12) организовать проведение проверок технического состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств (п.п. 4.5.1 - 4.5.5 Правил эксплуатации ЗС ГО);

13) организовать техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения (п.п.5.1.1.-5.3.3. Правила эксплуатации ЗС ГО)».

С данным решением суда не согласился ПАО «Химпром», подав апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотиву незаконности и необоснованности. По мнению автора жалобы, судом при принятии решения не дана оценка фактическим обстоятельствам дела, которые подтверждают, что 25 октября 2019 года ГУ МЧС по Чувашской Республики уже было вынесено предписание в отношении ПАО «Химпром» по устранению нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны. Указанное предписание обязывает административного ответчика выполнить те же самые мероприятия, что и по настоящему административному иску прокурора, в связи с чем оснований для повторного обязания ПАО «Химпром» выполнить одни и те же действия у суда не имелось. Более того, часть мероприятий уже была выполнена административным ответчиком. Также судом не принято во внимание то, что 9 февраля 2021 года ПАО «Химпром» направило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике и ГУ МЧС России по Чувашской Республике уведомление о расторжении договора от 18.07.2013 №2450 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны. Следовательно, по истечении одного месяца с момента получения указанного уведомления, т.е. с 12.03.2021 данный договор является расторгнутым и у ПАО «Химпром» отсутствуют обязательства по содержанию объектов гражданской обороны, поскольку они выбыли из его владения, в связи с чем в отношении указанного имущества отсутствуют обязанности по его содержанию. Судом первой инстанции не принято во внимание и то, что пункты 8-13 требований административного иска были исполнены административным ответчиком, а именно ПАО «Химпром» был издан приказ от 10.02.2021 №53 о воздании комиссии по организации проведения всех проверок, указанных в пунктах 8-13 требований административного иска, в связи с чем в данной части исковые требования не подлежали удовлетворению. Также судом не учтен тот факт, что согласно представленного административным ответчиком в материалы дела Плана мероприятий по приведению защитных сооружений к нормам и правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, все мероприятия, указанные в иске, могут быть осуществлены только до конца 2023 года, поскольку это обусловлено большим объемом работ и значительными материальными затратами – ориентировочно в 72000000 руб., в связи с чем суду следовало установить более длительный срок для выполнения мероприятий.

Относительно поданной апелляционной жалобы от заинтересованного лица ГУ МЧС России по Чувашской Республике поступил отзыв о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда.

В возражении на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Химпром» - без удовлетворения.

В ходе нахождения дела в суде апелляционной инстанции от прокуратуры г. Новочебоксарск поступили возражения на апелляционную жалобу, в котором содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что он регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным Кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий (п. 2 абз. 3).

Между тем, из пункта 3,1 Устава ПАО «Химпром» следует, что общество является коммерческой организацией, уставной капитал которой разделен на акции удостоверяющие обязательственные права участников Общества (акционеров) по отношению к Обществу.

Частью 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции или коллегиальный состав судей данного суда выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Такой переход может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде апелляционной инстанции (часть 5 статьи 16.1 КАС РФ).

После перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства суд апелляционной инстанции осуществляет его рассмотрение и разрешение, руководствуясь полномочиями, предоставленными суду апелляционной инстанции нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16.1 КАС РФ 12 мая 2021 года судебной коллегией по административным делам вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства; в судебном заседании объявлен перерыв до 17 мая 2021 года.

После объявленного перерыва, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ПАО «Химпром» Третьякова Ю.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представители ГУ МЧС России по Чувашской Республике, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, а также представитель КУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» г. Новочебоксарска Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили; их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке.

Изучив материалы дела, проверив решение суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При этом безусловным основанием для отмены решения суда неверное определение вида судопроизводства в силу положений части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 9 декабря 2020 года прокуратурой города Новочебоксарск Чувашской Республики по поручению прокуратуры Чувашской Республики совместно со специалистом ОНД и IIP по г. Новочебоксарску проведена проверка требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны в ПАО «Химпром».

Согласно акту от 9 декабря 2020 года, в ходе проверки установлено, что учреждением ПАО «Химпром» не соблюдаются требования законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны, а именно:

1) организацией не проводятся мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны (пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне; п.п. 2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309, пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях);

2) в организации не планируются и не проводятся мероприятия по подготовке защитного сооружения гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, текущему и капитальному ремонтам защитного сооружения гражданской обороны (п.1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях);

3) организацией при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются: требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитных. сооружений; условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время; условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

4) организацией не обеспечено содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых (п.1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 3.2.3 - 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

5) организацией не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п. 3.2.11 - ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

6) организацией не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств (п.1 ст.9 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 Положения о гражданской обороне, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и. организациях, п.п. 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4,2.6, 4.3.1 - 4.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1-4.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны) (л.д.30-31).

По факту выявленных нарушений действующего законодательства прокуратурой города Новочебоксарска в адрес административного ответчика внесено представление от 25 февраля 2020 года № 04-05-2020 о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (л.д.10-13).

Письмом от 10.04.2020 №10.04.20/55/ХП ПАО «Химпром» прокурору г.Новочебоксарск дан ответ о принятии соответствующих мер для устранения указанных в представлении нарушений (л.д.14).

Указывая на выявленные нарушения и на то, что должных мер, направленных на устранение нарушений требований Федерального закона №28-ФЗ в сфере гражданской обороны, ответчиком не выполнено, тогда как бездействием ПАО «Химпром» нарушаются права неопределенного круга лиц, прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным иском.

Признавая незаконным бездействие ПАО «Химпром» г. Новочебоксарск Чувашской Республики в сфере гражданской обороны и возлагая на ответчика обязанность устранить нарушения требований закона, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше нормативных актов, исходил из того, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <адрес>, балансодержателем которых по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18.07.2013 №2450 является ПАО «Химпром», не соответствуют технико-эксплуатационным характеристикам и в настоящий момент непригодны к эксплуатации в качестве убежищ, не обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, возможность их использования по назначению, чем нарушается право неограниченного круга лиц. Исходя из изложенного, суд пришел к выводам, что бездействие ответчика по невыполнению мероприятий гражданской обороны незаконно и на ответчике лежит обязанность по устранению допущенных нарушений, возложив тем самым на ПАО «Химпром» обязанность устранить допущенные нарушения требований закона.

Судебная коллегия находит указанные выводы районного суда соответствующими положениям материального права и основанными на обстоятельствах дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 этого закона (далее - Закон N 28-ФЗ) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно статье 6 Закона, Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N1309 в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.

При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанных объектов создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.

Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 (далее - Положение о гражданской обороне), также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО).

Пунктом 1.2 Правил установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.

На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.

Согласно пункту 3.1.1 Правил при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Положение о гражданской обороне от 26 ноября 2007 года N 804 определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

К объектам гражданской обороны относится, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах (пункт 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее Порядок).

В соответствии с п. 3 названного Порядка убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.

Исследованными материалами дела подтверждается, что ОАО «Химпром», с одной стороны, и Территориальное управление Росимущества в Чувашской Республике, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, с другой, заключили договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18 июля 2013 года №2450.

На основании пункта 1 ОАО «Химпром» обязуется содержать объектовые средства связи и оповещения, локальную систему оповещения в готовности к использованию по назначению. Принимает в безвозмездное пользование средства коллективной защиты и другое имущество, находящееся в защитных сооружениях ГО, находящиеся по адресу: <адрес>, в том числе средства связи и оповещения гражданской обороны, перечисленные в подпункте 1.1, а также, перечисленные в подпункте 1.2:

- состоящие в расчете для укрытия НРС – 8 защитных сооружений ГО, в т.ч. встроенных – 7 убежищ, отдельно стоящее – 1 убежище;

- не состоящие в расчете для укрытия НРС – 6 встроенных убежищ.

В соответствии в пп.1 п.2 Договора ОАО «Химпром» (в настоящее время ПАО) обязуется сохранять состоящие в расчете для укрытия персонала НРС защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений (л.д.132).

Из материалов дела также следует, что 25 октября 2019 года по результатам проверки в отношении ПАО «Химпром» отделом государственного пожарного надзора, надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической деятельности Главного управления МЧС России по Чувашской Республике выдано предписание №17 по устранению нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны, по разным видам нарушений указан срок исполнения - 01.10.2020 и 01.10.2021.

Кроме того, в ходе плановой выездной проверки в отношении ПАО «Химпром» от 9.12.2020, проведенной прокуратурой города Новочебоксарска, во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики, совместно со специалистом ОНД и IIP по г. Новочебоксарску, были выявлены нарушения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами: Положением о гражданской обороне; Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела. Вместе с тем надлежащих доказательств, подтверждающих устранение выявленных актом проверки от 09.12.2020 нарушений, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В данном случае заключенный сторонами договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18 июля 2013 года N 2450 является смешанным договором, т.е. содержит элементы договора безвозмездного пользования и договора хранения и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 36 "Безвозмездное пользование" и в параграфе 1 главы 47 "Хранение" Гражданского кодекса Российской Федерации.

В то же время согласно пункту 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 (далее - Положение от 23.04.1994 N 359), объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

Ограничениями могут являться, в том числе обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения (пункт 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Согласно пункту 2 Положения от 23.04.1994 N 359 с правопреемниками приватизируемых предприятий заключался договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (приложение N 2 к Положению от 23.04.1994 N 359).

Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.

В соответствии с частью 7 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае: отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте; невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.

Действительно, в силу пункта 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

Вместе с тем, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 (вопрос 2 раздела «разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике), разъяснено, что положения главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре безвозмездного пользования (ссуды) направлены на урегулирование правоотношений, в которых по общему правилу соглашение заключается в интересах ссудополучателя, которому предоставляется возможность пользоваться чужим имуществом. Напротив, договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.

В связи с изложенным лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора на основании статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный договор может прекратить свое действие только в порядке, установленном частью 7 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" для прекращения обременения.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 305-ЭС18-7206.

В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что 9 февраля 2021 года ПАО «Химпром» направило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Чувашской Республике и ГУ МЧС России по Чувашской Республике уведомление об отказе от договора, вследствие чего у ПАО «Химпром» отсутствуют обязательства по содержанию объектов гражданской обороны, юридического значения для настоящего дела не имеют, судебной коллегией не принимаются и не могут служит основанием для отмены решения суда.

Доводы жалобы о том, что в иске прокурора указаны те же недостатки, которые были выявлены в октябре 2019 года Отделом государственного пожарного надзора и указаны в предписании органов пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, не могут служить основанием для отказа в иске прокурора, поскольку иск в данном деле прокурором заявлен по результатам прокурорской проверки исполнения обществом законодательства о гражданской обороне, а выявленные в результате данной проверки нарушения не освобождают ПАО «Химпром» от установленной законом обязанности по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению, а, кроме того, прокурорская проверка выявила иные допущенные обществом нарушения, и просило в судебном порядке возложить обязанность на общество по совершению конкретных действий, которые не были указаны в предписании ГУ МЧС России по Чувашской Республики от 25.10.2019 №17, которое имеется на л.д.144-148 (а именно: в помещениях убежища осуществить монтаж оборудования систем вентиляции; привести в исправное техническое состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы; провести окраску и ремонт помещений, оборудование систем жизнеобеспечения; обеспечить герметизацию и гидроизоляцию всего сооружения, герметичность дверей и аварийных выходов, произвести проверку убежища на герметичность; обеспечить в ЗСГО влажность воздуха не выше 65 - 70% и температуру воздуха не ниже +10 град. С.; установить аварийные безнапорные емкости, обеспечить запас питьевой воды п.п.1-7 просительной части искового заявления).

Само по себе только создание соответствующей комиссии по проведению организации проверок не означает выполнение заявленных прокурором в пунктах 8-13 искового заявления требований об организации непосредственно самих проверок состояния защитных сооружений, ограждающих конструкций защитных сооружений, системы фильтровентиляции и герметичности защитных сооружений, фильтров- поглотителей защитных сооружений, систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств, а также не означает организацию технического обслуживания и ремонта защитных сооружений, в связи с чем является несостоятельным довод жалобы об отсутствии у суда оснований для возложения обязанности на ответчика по устранению нарушений, указанных в пунктах 8-13 резолютивной части по мотиву их исполнения ответчиком в рамках исполнения предписания отдела госпожнадзора от 25.10.2019.

Сам факт необходимости несения, как указано в жалобе, значительных материальных затрат на выполнение работ, направленных на устранение выявленных нарушений, не освобождает ПАО «Химпром» от соблюдения требований, установленных в Федеральном законе от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих указанную сферу отношений. В связи с чем и этот довод не служит основанием для отмены решения суда.

Таким образом, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Химпром» - без удовлетворения.

Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение трех месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы или представления через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33а-1993/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Новочебоксарск ЧР
Ответчики
ПАО "Химпром"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Евлогиева Т.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
08.04.2021Передача дела судье
12.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2021Передано в экспедицию
17.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее