Дело № 2-659/2024
УИД: 04RS0004-01-2024-001142-78
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
09 сентября 2024 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,
при секретаре Шилкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусиноозерского межрайонного прокурора к Администрации МО ГП «Город Гусиноозерск», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия просил обязать Администрацию МО ГП «Город Гусиноозерск» ликвидировать несанкционированную свалку отходов на площади около <данные изъяты> кв.м., расположенную по <адрес>, координаты <данные изъяты> в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу, обязать Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации несанкционированной свалки отходов в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой с привлечением Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Проверкой установлено, что на территории, расположенной в границах <адрес>, координаты <данные изъяты> на площади примерно <данные изъяты> кв.м. в кучах имеется несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов, отходов производства и строительства, другого мусора в виде полиэтиленовых и картонных упаковок, бумаги, пластиковых и стеклянных бутылок, битого стекла, посуды, кирпичей, сломанного шифера и т.д. В нарушение требований законодательства администрацией МО ГП «Город Гусиноозерск» не приняты меры по ликвидации указанной свалки.
В судебном заседании представитель истца Салихов Р.Н. требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнил требования в части координат и площади несанкционированной свалки с <данные изъяты> кв.м. на <данные изъяты> кв.м., просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО ГП «Город Гусиноозерск» Ниязов Р.Ш. требования признал, суду пояснил, что на <адрес> расположены частично разрушенные дома, где жители города складируют мусор.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Елбаскина А.П. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, пояснила, что обязанность по ликвидации свалки должны быть возложена на муниципальное образование, Минприроды Республики Бурятия является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебном заседании отсутствовал, будучи надлежаще уведомленным о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков возлагается обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления)).
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений части 1 статьи 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как указано в пункте 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).
В силу положений Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 16 по 20 октября 2023 года межрайонной прокуратурой совместно со старшим государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды проведена проверка в том числе территории земельного участка по <адрес>. Согласно публичной кадастровой карте земельный участок не разграничен. На площади примерно <данные изъяты> кв.м. в кучах имеется несанкционированное скопление следующих отходов в виде полиэтиленовых картонных упаковок, бумаги, пластиковых и стеклянных бутылок, битого стекла, посуды и т.д.
Данные обстоятельства подтверждены справкой о результатах экологического обследования от 25.10.2023, фототаблицей, справкой о результатах обследования земельного участка от 06.09.2024, составленной государственным инспектором Селенгинского, Джидинского, Закаменского и Кяхтинского районов Республики Бурятия по использованию и охране земель Тышкеевой Б.В,.
Представителем ответчика администрации МО ГП «Город Гусиноозерск» в ходе судебного разбирательства не оспаривались обстоятельства наличия несанкционированной свалки на указанной территории, а также обязанность органа местного самоуправления по устранению выявленных нарушений.
В силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответственным за ликвидацию несанкционированной свалки на вышеуказанной территории является Администрация МО ГП «Город Гусиноозерск».
Суд соглашается с доводами иска о том, что бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания земель, права на которые не разграничены, нарушает действующее природоохранное законодательство, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, бездействие органов местного самоуправления по принятию своевременных мер по сбору и вывозу бытовых отходов нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории городского поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Несанкционированные свалки отходов образовались на земельном участке, расположенном на территории города Гусиноозерск, который является неразграниченным, ответственность по надлежащему содержанию земельных участков возлагается на Администрацию МО «Город Гусиноозерск».
Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Наличие несанкционированных свалок отходов свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации за соблюдением правил благоустройства, о также ненадлежащем земельном контроле.
Правообладатели земельных участков обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Таким образом, Администрация МО «Город Гусиноозерск» является уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим полномочия собственника спорного земельного участка.
В нарушение вышеуказанных требований закона Администрацией не приняты меры по ликвидации свалок отходов. Отходы размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения, что не оспаривается сторонами.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что несанкционированная свалка на площади около <данные изъяты> кв.м. на земельном участке, расположенном по <адрес>, координаты <данные изъяты>, образовалась на неразграниченной территории в границах муниципального образования «Город Гусиноозерск», суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора к данному ответчику.
При этом суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения ответственности по финансированию мероприятий по ликвидации свалок на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Республики Бурятии, поскольку имеет место ненадлежащая организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа со стороны Администрации МО «Город Гусиноозерск».
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П указано, что положения статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением данного муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности; на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов; притом, что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации федеральному законодателю предписано, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, Администрация МО «Город Гусиноозерск» не лишена права в случае полного исполнения за счет муниципального бюджета после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора) из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования городского поселения в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 N 261 утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В приложении № 4 к настоящей Программе. Установлен порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.
Согласно п. 2 Порядка, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, возникающим при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда.
Как следует из п.3 Порядка, условиями предоставления субсидии являются: а) наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии; б) заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету муниципального образования в Республике Бурятия в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств; в) решение суда о ликвидации несанкционированной свалки; г) результаты замеров маркшейдерской съемки с определением объемов отходов и площади.
Согласно п. 7 Порядка, субсидии предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и в соответствии с установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период распределением субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.
Следовательно, законодательством определена процедура софинансирования посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям, разработана региональная программа по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда, в рамках которой предоставляются субсидии, определен объем финансирования на указанные мероприятия, что не препятствует Администрации реализации данного права.
Таким образом, суд не усматривает достаточных оснований для возложения ответственности по финансированию мероприятий по ликвидации свалок на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец имеет право обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Суд соглашается с доводами истца о том, что бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания земель, находящихся в ведении Администрации МО «Город Гусиноозерск» и земель, права на которые не разграничены, нарушает действующее природоохранное законодательство, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, бездействие органов местного самоуправления по принятию своевременных мер по сбору и вывозу бытовых отходов нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Учитывая объем работ, которые надлежит выполнить ответчику, принимая во внимание пояснения ответчика и мнение представителя истца, руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным установить разумный срок, в течение которого должны быть произведены вышеназванные мероприятия, - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Муниципального образования ГП «Город Гусиноозерск» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования городское поселение «Город Гусиноозерск» (ИНН 0318003564) о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование городское поселение «Город Гусиноозерск» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на площади около <данные изъяты> кв.м., расположенную по <адрес>, координаты <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (ИНН 032601001), Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ринчино Е.Н.
Решение в окончательной форме принято 23 сентября 2024 г.