РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2015г. г.Буйнакск
Судья Буйнакского городского суда Ибрагимов М.М.
при секретаре Курбановой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске в защиту прав и интересов неопределенного круга потребителей к МУП «Буйнакскгорводсервис» о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, прекращении этих действий,
УСТАНОВИЛ:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске обратилось в суд с указанным иском к МУП «Буйнакскгорводсервис» по тем основаниям, что в соответствии со ст.45 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется государственный социально-гигиенический мониторинг. Согласно п.6 вышеуказанного Положения, в целях ведения мониторинга используются данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдения: за состоянием здоровья населения; за факторами среды обитания человека, включая социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха). ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г.Буйнакске (далее - Роспотребнадзор) осуществляется наблюдение за состоянием водоснабжения в населенных пунктах г.Буйнакск, Буйнакского и Унцукульского районов Республике Дагестан. Согласно протоколам лабораторных исследований проб питьевой воды филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Дагестан в г.Буйнакске" №275 от 29.09.2014, №279, 280, 281 от 20.10.2014, №299 от 24.11.2014, №308 от 01.12.2014, отобранных в г.Буйнакске по ул.Дачная, ул.Лесная, ул.Озерная, качество питьевой воды не соответствует обязательным требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по микробиологическим показателям. В соответствии со ст.19 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении,безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п.3). В соответствии с ч.5 ст.4 («Качество товара (работы, услуги)») Закона РФ от 07 февраля 1992 года, №2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п.31). Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (п.З «в»).При этом, обязательным требованием к качеству водоснабжения предусмотрено: бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года и постоянное соответствие свойств и состава воды санитарным нормам и правилам. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца и 4 часа единовременно. Отклонение состава и свойств воды санитарным нормам и правилам не допускается (Приложение №1 к Правилам). Согласно п.3.2 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети; безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1. Перечисленное в таблице 1 является нарушением требований санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» п.п.2.2., 2.5.; Федерального закона от 07.12.2011г №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ст.ст.21 п.1.2.; 23 п.11; Федерального закона от 12.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» ст.11, 19. В силу положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, относится к вопросам местного значения поселения. Подпункт 1 пункта 1 статьи 6 ФЗ от 07.12.2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относит организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. МУП «Буйнакскгорводосервис» осуществляет деятельность по водоснабжению населения г.Буйнакск питьевой водой и как ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая потребителей коммунальной услугой, в силу закона является исполнителем услуги. Таким образом, именно МУП «Буйнакскгорводосервис» является лицом, ответственным за соблюдение требований к качеству и безопасности воды, подаваемой населению г.Буйнакска, с использованием централизованной системы водоснабжения. Вышеизложенные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении МУП «Буйнакскгорводосервис» своих обязанностей, в части соблюдения требований санитарного законодательства, из-за которого существует угроза причинения вреда здоровью граждан из-за риска возникновения и распространения острых кишечных инфекционных заболеваний среди населения г.Буйнакска, также свидетельствуют о нарушении ответчиком законных интересов неопределенного круга потребителей, так как водоснабжение жителей г.Буйнакска осуществляется с грубейшими нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В связи с изложенным просит суд признать действия МУП «Буйнакскгорводосервис» по предоставлению услуг водоснабжения населению г.Буйнакск с нарушением прав и законных интересов потребителей противоправными. Обязать МУП «Буйнакскгорводосервис» прекратить совершение указанных противоправных действий.Обязать МУП «Буйнакскгорводосервис»с момента вступления решения суда в законную в силу провести работы: по организации водоснабжения на ул.Дачная, ул.Озёрная, ул.Лесная г.Буйнакска, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; в срок до 01.02.2015г.; ревизии, ремонта участков разводящих сетей водоснабжения г.Буйнакска в срок - до 01.02.2015г; капитального ремонта резервуаров – накопителей в срок - до 01.02.2015г; разработки схемы водоснабжения города Буйнакска и проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборов в срок-до 01.02.2015г; по организации круглосуточной и бесперебойной подачи питьевой воды населению г.Буйнакска. В срок-до 01.02.2015г. Довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске по доверенности Кадиев Р.М. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Гамзаев Ш.М. исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске признал частично. На сегодняшний день бесперебойная подача воды населению города практически невозможна. Жители улиц Дачная, Озерная, Лесная самовольно подключились к водоснабжению и получают воду из с.Манасаул, Буйнакского района и она не является хлорированной. Работы по ревизии, ремонту участков разводящих сетей водоснабжения г.Буйнакск выполнены, завершено строительство и обвязка резервуара на 1500 куб.м, которое согласно акта прием-передачи основных средств передано с баланса МКУ УЖКХ к МУП «Буйнакскгорводосервис». Кроме того разработана схема водоснабжения г.Буйнакск и проекта зоны санитарной охраны водозаборов.
Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд находит исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу положений пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, относится к вопросам местного значения поселения.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относит организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
МУП «Буйнакскгорводосервис» осуществляет деятельность по водоснабжению населения г.Буйнакск питьевой водой и как ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая потребителей коммунальной услугой, в силу закона является исполнителем услуги.
Согласно исследованным в судебном заседании протоколам лабораторных исследований №275 от 29.09.2014г., №279 от 20.10.2014г., №299 от 24.11.2014г., №280 от 20.10.2014г., №281 от 20.10.2014г., №308 от 01.12.2014г., аккредитованного испытательного лабораторного центра Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РД в г.Буйнакске, усматривается не соответствие качества воды системы холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения г.Буйнакск установленным требованиям (СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода.Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения")
В соответствии с ч.7 ст.23 Закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 ст.23 Закона, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Из постановления администрации г.Буйнакск №106 от 21.03.2014г. следует, что в связи с завершением строительства резервуара и обвязочных работ резервуара вместимостью 1500 куб.м на территории ВКХ г.Буйнакска постановлено МКУ УЖКХ передать на баланс МУП «Буйнакскгорводосервис» законченный этап работ по строительству и обвязке резервуара согласно акта-приема передачи от 28.02.2014г.
Согласно акта передачи основных средств, утвержденного главой администрации г.Буйнакск 28.02.14г. с баланса МКУ УЖКХ передан к МУП «Буйнакскгорводосервис» резервуар вместимостью 1500 куб.м на территории ВКХ с обвязочными работами.
Изложенное свидетельствует о том, что требование истца об обязании проведения капитального ремонта резервуаров-накопителей водоснабжения ответчиком исполнено.
Согласно исследованных в суде книг учета выполненных работ МУП «Буйнакскгорводосервис» выполнены работы по канализации, утечке водопровода по г.Буйнакск.
Из исследованных в суде актов приемки от 2.03.14г., 4.03.14г, 10.05.14г., за 15.05.14., 16.07.14г.,16.09.14г., 2.10.14г.,3.10.14г., выполнены работы по ревизии и ремонту разводящих сетей водоснабжения г.Буйнакск.
Изложенные обстоятельства также свидетельствуют о том, что ответчиком «МУП «Буйнакскгорводосервис» проведена ревизия и ремонт участков разводящих сетей водоснабжения г.Буйнакск.
Факт выполнения ответчиком частично исковых требований подтверждается исследованием в судебном заседании план-схемы водоснабжения г.Буйнакск и проекта зоны санитарной охраны водозаборов, составленных ответчиком МУП «Буйнакскгорводосервис».
Из справки УЖКХ МО «город Буйнакск» от 5.02.15г. усматривается, что жители улиц Дачная, Озерная, района Комсомольского озера г.Буйнакск подключены к системе водоснабжения незаконно, самовольно, без получения технических условий. микробиологическим показателям. В соответствии со ст.19 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. 3). В соответствии с ч.5 ст.4 («Качество товара (работы, услуги)») Закона РФ от 07 февраля 1992 года, №2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п.31). Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (п.З «в»). При этом, обязательным требованием к качеству водоснабжения предусмотрено: бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года и постоянное соответствие свойств и состава воды санитарным нормам и правилам. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца и 4 часа единовременно.
Изложенное свидетельствует о том, что требование истца по организации круглосуточной и бесперебойной подачи питьевой воды населению г.Буйнакск относится к полномочиям органа местного самоуправления, поэтому в удовлетворении иска в указанной части необходимо отказать.
В удовлетворении требований истца о обязании провести ревизию, ремонт участков разводящих сетей водоснабжения г.Буйнакск, а также капитального ремонта резервуаров-накопителей, разработки схемы водоснабжения города Буйнакск и проекта зоны санитарной охраны водозаборов также необходимо отказать ввиду добровольного выполнения ответчиком указанных требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске в защиту прав и интересов неопределенного круга потребителей к МУП «Буйнакскгорводсервис» удовлетворить частично.
Признать действия МУП «Буйнакскгорводосервис» по организации водоснабжения населения с нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц противоправными.
Обязать МУП «Буйнакскгорводосервис» провести работы по водоснабжению на ул.Дачная, ул.Озерная, ул.Лесная г.Буйнакск соответствующего требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В удовлетворении иска ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакск к МУП «Буйнакскгорводосервис» об обязании провести ревизию, ремонт участков разводящих сетей водоснабжения г.Буйнакск, капитального ремонта резервуаров-накопителей, разработки схемы водоснабжения города Буйнакск и проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборов, а также провести работы по организации круглосуточной и бесперебойной подачи питьевой воды населению г.Буйнакск отказать.
Возложить на МУП «Буйнакскгорвосервис» обязанность довести решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной формулировке.
Судья М.М.Ибрагимов
отп. в сов. комн.