РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Железногорск-Илимский 20 июня 2024 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Антоневич М.Ф.,
при секретаре Васильеве А.С.,
с участием истца Кравченко С.П., представителя истца Кравченко Ж.В., представителя ответчика Котельниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению Кравченко С.П. к Иркутскому акционерному обществу энергетики и электрификации об обязании предоставить сведения обязательного персонифицированного учета о работе в особых условиях труда,
у с т а н о в и л:
Кравченко С.П. (далее по тексту – Кравченко С.П.) обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» (далее по тексту – ПАО «Иркутскэнерго») об обязании уплатить дополнительные страховые взносы, передать в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обязательного персонифицированного учета о работе в особых условиях труда, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что *** он обратился с заявлением в Управление пенсионного РФ в Нижнеилимском районе Иркутской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от *** в назначении страховой пенсии отказано, так как к зачету в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы трудовой деятельности в ПАО «Иркутскэнерго». Основанием для отказа в принятии к зачету спорных периодов работы является тот факт, что ответчик не предоставлял сведения персонифицированного учета и не оплачивал дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно записям трудовой книжки он в спорные периоды состоял в трудовых отношениях с ОАО «Иркутскэнерго, работал с *** по *** - в качестве *** по ремонту электрических машин *** и *** разрядов, с *** по *** – в качестве *** по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе, работал по профессиям, предусмотренным Списком *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением кабинета Министров СССР 26.01.1991 № 10, согласно которому правом на досрочное назначение пенсии пользуются слесари, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (шифр профессии 2140000а-18455), что соответствовало выполняемой им работе по профессии электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматике. Работал в течение полной смены, занимался ремонтом электрооборудования в помещениях всех ***, характер работы в указанные периоды соответствовал работе с вредными условиями труда и его занятость во вредных условиях труда в спорные периоды не менее *** % рабочего времени. Условия вредного труда не менялись, производились доплаты за работу во вредных условиях труда.
Однако только с *** страхователь предоставляет в пенсионные органы сведения обязательного персонифицированного учета о работе по занимаемой должности в особых условиях на основании карты аттестации рабочих мест от 2016 года.
Из должностной инструкции электромонтера по ремонту электрооборудования электростанций ***-го разряда электрического цеха следует, что в зону обслуживания работника входит электрооборудование участков ТЭЦ-***. Из Инструкции по охране труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования (ДЭМ) от *** следует, что на работающего в зоне ремонтов электрооборудования могут воздействовать следующие опасные (вредные) фактора: механическое оборудование с движущимися и вращающимися частями, повышенное содержание угольной пыли, влажность, шум, возможность поражения электрическим током.
*** истцом исковые требования уточнены и просит суд обязать ответчика предоставить в отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Иркутской области сведения обязательного персонифицированного учета о работе Кравченко С.П. в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций непосредственно на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики за периоды работы:
- с *** по *** в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин ***го разряда в электроцехе Иркутская ***;
- с *** по *** в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин ***-го разряда в электроцехе Иркутская ***
- с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** группы в электрическом цехе ***
- с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе в филиале ***
- с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе в филиале ***
Представителем ответчика АО «Иркутскэнерго» представлены отзывы на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении иска Кравченко С.П. отказать. В обоснование возражений указано, что Список ***, утвержденный Постановлением кабинета Министров СССР от *** ***, применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленным постановлением Правительства РФ от *** ***. В соответствии с пп. «б» п. 1 указанного постановления, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения Список *** применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда.
По результатам аттестации рабочих мест/спецоценки предусмотренная Списком *** работа может быть отнесена к работе с опасными или вредными условиями труда, но не к тяжелым условиям труда. Документы, свидетельствующие о том, что работа истца в спорные периоды соответствовала положениям Списка ***, выполнялась в тяжелых условиях труда, у работодателя отсутствуют. Записи трудовой книжки и положение о подразделении не содержат характеристику работ электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда и условий их выполнения в спорный период времени, и не подтверждают работу в тяжелых условиях труда.
Каких-либо документов, подтверждающих непосредственную занятость истца в спорные периоды в течение рабочего дня в тяжелых условиях труда, не имеется, в связи с чем спорные периоды истца не подлежат включению в расчет специального стажа.
Поскольку истец обратился в суд за разрешением индивидуального трудового спора, в соответствии со ст. 392 ТК РФ срок исковой давности по требованиям истца об уплате дополнительного тарифа страховых взносов составляет один год, течение этого срока начинается со дня, когда работник узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено, в связи с чем срок исковой давности по требованиям истца истек.
Представителем третьего лица - отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Иркутской области (далее по тексту – отделение ОСФР по Иркутской области) представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Кравченко С.П. *** обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от *** *** в назначении досрочной пенсии истцу отказано ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ (работа по Списку *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета министров ССС от *** ***). Списком *** предусмотрены профессии и должности, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, в число которых входят слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (раздел XIII. Электростанции, электропоезд, паросиловое хозяйство, позиция 2140000а-18455). В спорные периоды работы Кравченко С.П. работал на должностях, не предусмотренных Списком ***. Из представленных документов не усматривается, что истец был занят не менее ***% рабочего времени на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Кравченко С.П. застрахован в системе обязательного пенсионного страхования ***. Соответственно, спорные периоды работы с *** по *** могут подтверждаться только выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В выписке индивидуального лицевого счета истца за все спорные периоды отсутствуют сведения о занятости на соответствующих видах работ в соответствии с пп.2 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Выполнение истцом работ в тяжелых условиях труда не подтверждаются ответчиком и картой специальной оценки условий труда, а также картами аттестации рабочего места по условиям труда. В связи с чем, оснований для удовлетворения не имеется.
Истец Кравченко С.П. и его представитель Кравченко Ж.В. в судебном заседании просили исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно указали, что в указанные периоды времени Кравченко С.П. работал на обслуживании электрооборудования ***, то есть на всех участках, полный рабочий день. Ему предоставлялся отпуск за работу во вредных условиях труда, производились соответствующие доплаты за полный рабочий день. Из карт аттестации рабочего места следует, что имеются опасные (вредные) факторы: пыль, электромагнитные поля, шум. Зона обслуживания подразделения электрического цеха распространяется на все электротехническое оборудование, средства связи и сигнализации *** С *** работодатель предоставляет в отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по *** сведения обязательного персонифицированного учета о работе по занимаемой должности истца в особых условиях на основании карты аттестации рабочих мест от 2016 года.
Определением суда от *** в связи с изменением фирменного наименования юридического лица ПАО «Иркутскэнерго» произведена замены стороны ответчика с ПАО «Иркутскэнерго» на его правопреемника - Иркутское акционерное общество «Иркутскэнерго» (АО «Иркутскэнерго»).
Представитель ответчика АО «Иркутскэнерго» Котельникова Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать полностью, поскольку доказательств осуществления работы истцом Кравченко С.П. в особых условиях труда с занятостью не менее 80 % не имеется. Исходя из данных карт аттестации рабочих мест основную часть рабочего времени Кравченко С.П. находился на своем рабочем месте - главном щите управления (ГЩУ), в котором нет оборудования, поименного в Списке *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета министров СССР от *** ***. Тот факт, что истцу за работу во вредных условиях труда производилась доплата и предоставлялся дополнительный отпуск, не подтверждает его работу в особых условиях труда на постоянной основе.
Представитель третьего лица - отделения ОСФР по Иркутской области в судебном заседание не явился, о дне судебного заседания уведомлен надлежаще. В судебном заседании *** представитель Конищев К.А. полагал необходимым в удовлетворении иска Кравченко С.П. отказать по основаниям, указанным в возражениях.
Представитель третьего лица – межрайонная инспекция ФНС России *** по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания уведомлен надлежаще, на личном участии не настаивал.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст.59, 60 и 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Судом установлено и из трудовой книжки *** *** на имя Кравченко С.П. следует, что *** Кравченко С.П. принят в электроцех в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин по *** разряду Иркутской ***.
Кравченко С.П. в спорные периоды времени работал:
- с *** по *** в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин ***го разряда в электроцехе Иркутская ***
- с *** по *** в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин ***го разряда в электроцехе Иркутская ***
- с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** группы в электрическом цехе ***
- с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе в филиале *** ОАО «Иркутскэнерго»;
- с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе в филиале *** ОАО «Иркутскэнерго».
*** Кравченко С.П. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в ***.
Решением пенсионного органа *** от *** Кравченко С.П. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием стажа на соответствующих видов работ не включены периоды работы трудовой деятельности с *** по *** в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин ***-го разряда в электроцехе Иркутская ***; с *** по *** в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин ***го разряда в электроцехе Иркутская ***; с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** группы в электрическом цехе ***; с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе в филиале *** ОАО «Иркутскэнерго»; с *** по *** в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе в филиале *** ОАО «Иркутскэнерго», поскольку сведения персонифицированного учета не содержат сведений о льготном характере работы.
Истец обращался в суд с иском о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным, обязании назначить страховую пенсию. Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от ***, оставленным без изменения апелляционным определением Иркутского областного суда от ***, исковые требования были удовлетворены. Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда от *** решение суда и апелляционное определение судебной коллегии отмены дело направлено на новое рассмотрение. Определением Нижнеилимсокго районного суда Иркутской области от *** исковое заявление Кравченко С.П. оставлено без рассмотрения.
Разрешая заявленные исковые требования Кравченко С.П., суд учитывает следующие нормы закона, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ТК РФ право на обязательное социальное страхование относится к числе основных прав работников.
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленным федеральными законами (абз. 15 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абз. 1 п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (абз. 2 п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, и иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством российской Федерации о налогах и сборах (абз. 4 п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию – пенсия по старости.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
Согласно пп. 3, 4 п. 2 ст. 12 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» представлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов; вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Согласно ст. 3 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) – это обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение).
К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование относятся, в том числе, граждане РФ, работающие по трудовому договору (п. 1 ст. 7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (пп. 1 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования в Российской федерации (до 01.01.2023- Пенсионный фонд РФ) и вести учет, связанный с начислением страховых взносов в Фонд.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования, лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями соответствующих страховых взносов. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»), согласно которому со дня его вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законов в части, не противоречащей этому закону.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г.№ 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173»Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготах условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
В соответствии со Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, раздел XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код позиции 2140000а-18455).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (далее - Правила № 516).
В силу пункта 4 Правил № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Разъяснениям Министерства труда Российской Федерации, утвержденным Постановлением от 25 февраля 1994 г. № 18, по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования (код позиции 2140000а-18455).
Согласно п. 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Спискам, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочем днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 13 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г.№ 258н.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» и пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К таким документам можно отнести результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда, которые могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяю право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 6 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2022 № 258н)
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кравченко С.П., он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ***.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Кравченко С.П. за все спорные периоды отсутствуют сведения о занятости Кравченко С.П. на соответствующих видах работ в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Работодатель указывал, что истец работал в спорные периоды в обычных условиях труда, не отражая особый характер.
Судом установлено, что *** работодателем утверждена структура *** филиала АОЭиЭ Иркутскэнерго, в которую входят: управление, производственные подразделения и объекты непроизводственного назначения.
При этом, в производственные подразделения входят: котлотурбинный цех, электрический цех, участок тепловой автоматики и измерений, гараж, ремонтно-строительный цех, команда военизированной охраны.
*** работодателем разработано и утверждено Положение об электрическом цехе (взамен утвержденного ***). Согласно введению указанного Положения – оно определяет цели, задачи, функции, структуру, взаимодействие с другими структурными подразделениями ***
Согласно п. 1.4 указанного положения зона обслуживания подразделения: электрическое оборудование ***, средства связи и сигнализации.
В пункте 1.6 указанного положения указан перечень закрепленного за подразделением оборудования, к которым относится, в том числе, синхронные генераторы с токопроводами и системами возбуждения, воздухоохладителями аппаратурой управления механизмов турбоагрегатов и цепями управления механизмов турбоагрегатов; разделительные трансформаторы; распределительные устройства всех напряжений с присоединенными к ним электрическими присоединениями; электродвигатели резервного возбудителя, мотор-генераторы, электродвигатели, являющиеся составными элементами электрооборудования; аккумуляторная батарея с устройствами заряда и подзаряда, щит постоянного тока, сеть силового и оперативного постоянного тока в электроустановках; кабельные сооружения с кабелями, находящимися в управлении подразделения; заземляющие устройства, включая заземляющие проводники в помещениях и на электрооборудовании, находящемся в ведении подразделения; рабочее и аварийное освещение во всех помещениях на рабочих местах и на территории ***, за исключение схем освещения и светильников на панелях ЦТЩ (центральный щит управления); кабельные ввода сборок задвижек; главный щит управления, релейные щиты электрических присоединений; устройство вентиляции; аппаратура и цепи устройства управления, блокировки, автоматики, релейной защиты и сигнализации электрических присоединений; средства электрический измерений, преобразователи тока, напряжения и других электрических параметров электрических присоединений и распределительных устройств, аппаратура автоматической дальней связи, аппаратура радиоузла, кабели связи внутристанционные, кабели связи соединяющие.
Задачами данного подразделения являются: деятельность по производству электрической и тепловой энергии; деятельность по ремонту закрепленного оборудования; эксплуатация и ремонт аппаратуры и систем контроля противопожарной защиты и сигнализации; деятельность в области пожарной безопасности, в области обращения с отходами, обеспечение выполнения требований охраны труда; обеспечение выполнения психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности оперативного персонала.
Согласно Должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда электрического цеха ***, утвержденной ***, со сроком действия с *** по ***, электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций является работников участка электрического цеха и в его зону обслуживания входит электрооборудование всех участков ***.
Согласно п. 1.10. Должностной инструкции рабочим местом электромонтера является ГЩУ (главный щит управления) электроцеха, находящийся в здании электрического цеха на третьем этаже.
Согласно Должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда электрического цеха № *** утвержденной *** (взамен ДИ, утвержденной ***) со сроки действия *** года, электромонтер по обслуживанию электрооборудования *** разряда является работником ЭЦ (электрического цеха) *** (п. 1.1), в зону обслуживание работника входит электрооборудование ТЭЦ-16 (п. 1.7)
К функциям подразделения относится: контроль за работой и состоянием электросилового оборудования РЗА (релейная защита и автоматика), измерения, СДТУ (средства диспетчерского технологического управления), помещений, зданий и сооружений, находящихся в ведении электрического цеха, путем обходов и осмотров с целью выявления и устранения дефектов; контроль за состоянием релейной защиты дистанционного управления, сигнализации и электроавтоматики; соблюдение режима работы ЭЦ (электрический цех), производство оперативных переключений на этом оборудовании, ликвидация повреждений и устранение аварийного состояния оборудования (раздел 2). В своей работе используют документы, в том числе оперативный журнал электрического цеха.
Согласно п. 1.12 Должностной инструкции рабочее место работника расположено на ГЩУ (главный щит управления), находящийся в здании электроцеха на третьем этаже.
Из плана-схемы закрепления территории *** за подразделениями видно, что здание главного щита управления электрического цеха является отдельно стоящим зданием, что также подтверждается техническим паспортом на нежилое здание главного щита управления и электрического цеха от ***, кадастровый ***.
В указанном здании не расположено основное технологическое оборудование электростанции, в том числе и оборудование котельного, турбинного (парогазотурбинного), оборудование пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики,
Из сведений оперативного журнала электрической станции (дежурный электромонтер ***) за период с *** по *** следует, что в нем работником фиксируется выполняемая работа электромонтера в течение всей смены (вахты), с указанием конкретного периода занятости по выполнению необходимых работ, а также план - заданий и план - нарядов.
Из записей указанного оперативного журнала усматривается, что Кравченко С.П. был занят по выполнению определенных работ в котельном цехе, котлотурбинном цехе, участке тепловой автоматики и измерений не каждый рабочий день, и выполнение указанных работ занимало непродолжительный период времени, в связи с чем не подтверждается занятость Кравченко С.П. в тяжелых условиях труда не менее 80 % рабочего времени.
Согласно данным Инструкции по охране труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции (ДЭМ) от *** усматривается, что на работающего в зоне ремонтов электрооборудования могут воздействовать следующие опасные (вредные) факторы: механическое оборудование с движущимися и вращающимися частями; повышенное содержание угольной пыли; влажность; шум; возможность поражения электрическим током (п.1.1).
Согласно п. 1.7 Инструкции для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов необходимо применять соответствующие средства защиты и спецодежду согласно действующему законодательству. Применяемые средства защиты и спецодежды должны соответствовать стандартам и техническим условиям на их изготовление.
Вместе с тем, ст. 209 ТК РФ определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные иные мероприятия (ч. 1 ст. 209).
Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч. 5 ст. 209).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предусмотренных законодательством о специальной оценки условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценки условий труда (ст. ст. 22, 214 ТК РФ).
В силу абз. 12 ч. 2 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно частям 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Из карты аттестации *** рабочего места – электрослесарь по ремонту электрических машин *** разряда *** (код 19927, 2000 год), оценка условий труда по степени вредности и опасности составляет 3.2; фактическое состояние условий труда на рабочих местах заполнено отдельно. Согласно приложение *** к строке 060 на рабочем месте установлен производственный фактор вредности и опасности – шум, класс условий труда и вредности – 3.2; продолжительность воздействия по времени – 73%.
Из карты аттестации *** рабочего места – электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции *** группы (код 19848, 2000 год), оценка условий труда по степени вредности и опасности составляет 3.2; фактическое состояние условий труда на рабочих местах заполнено отдельно. Согласно приложение *** к строке 060 на рабочем месте установлен производственный фактор вредности и опасности – шум, вибрация, освещенность, класс условий труда и вредности – ***; продолжительность воздействия по времени – ***%.
Согласно приказу ОАО «Иркутскэнерго» от *** ***, в связи с окончанием сроков действия материалов аттестации рабочих мест по условиям труда по электрическому цеху и участку тепловой автоматики и измерений и на основании протокола аттестационной комиссии на период подготовки документов по аттестации рабочих мест по указанным подразделениям, приказано при формировании Перечня работ, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, на которые устанавливаются доплаты к тарифным ставкам за вредные условия труда и дополнительный отпуск по *** ОАО «Иркутскэнерго» для профессий работников по электрическому цеху – использовать данные аттестации 1999-2000 г.г.
Согласно данным карты аттестации *** рабочего места по условиям труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда *** (код 19848, 2006 год) условия труда отнесены к вредным условиям труда, установлен итоговый класс условий труда: класс 3.2 (строка 061) –условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственный факторы, в качестве гарантий указано на повышенную оплату труда - доплата 4% (строка 080), льготное пенсионное обеспечение (срока 110) - не указано (только для работ код 2140100а-19820). Право на досрочное назначение страховой пенсии не предусмотрено.
При этом фактическое состояние условий труда на рабочих местах (строка 060) изложена в Приложении «Расчёт значений вредных факторов». Согласно данным указанного Расчета продолжительность воздействия вредных факторов исходя из нахождения в определенных цехах (класс условий труда 3.2) определена следующим образом: электрокотельная - 3%, химлаборатория – 4%, турбинное – 10%, ХВО- 5%, КРУ -8%, котельное – 2%, ГЩУ – 45%, багерная насосная – 6%, участок топливоподачи -10%.
При этом, 53% времени электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда *** в свое рабочее время находился в допустимых условиях труда (ГЩУ- 45%, КРУ-8%, где установлен класс условий труда -2).
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда ***.205.04 от 2011 года электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда филиала *** ОАО «Иркутскэнерго» следует, что общая оценка условий труда составляет: 3.1 (вредные условия труда - шум), предусмотрена повышенный размер оплаты труда: 4%, дополнительный отпуск.
Согласно карте ***.205.04 -Д от *** доплат за вредные условия труда на рабочем месте сделано заключение о превышении уровня шума, необходимости доплаты и ее размер составляет 4% тарифной ставки.
Согласно карте *** специальной оценки условий труда (код 19848, 2016 год) – итоговый класс условий труда по вредным (опасным) факторам составляет 3.1 (шум), право на льготное обеспечение – рекомендовано. Из протокола измерения и оценки уровней шума следует, что на основном месте работника – ГЩУ – продолжительность воздействий составляет 30%.
Результаты специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», незаконными не признавались.
Представителем ответчика в судебном заседании указано, что специалистами пенсионного фонда регулярно проводились проверки достоверности предоставляемых сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, каких-либо замечаний не было, работодатель не привлекался к ответственности за предоставление недостоверных сведений.
Так, согласно Акту по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователем ПФР индивидуальных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ от *** проведена достоверность предоставленных сведений за период с *** по ***, по результатам проверки сделано заключение о том, что индивидуальные сведения признаны достоверными.
Кроме того, государственной экспертизой условий труда была проведена экспертиза качества аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе: электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций (карта ***), электрослесаря по ремонту электрических машин (карта ***) и согласно заключению *** по качеству проведения аттестации 24 рабочих мест по условиям труда работников электрического цеха *** ОАО «Иркутскэнерго» замечаний по указанным картам аттестации рабочих мест высказано не было.
В связи с чем, оснований сомневаться в предоставленных результатах специальной оценки условий труда у суда не имеется.
Поскольку конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников дифференцированно, в зависимости от класса условий труда на их рабочих местах в порядке ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором, в ПАО «Иркутскэнерго» были приняты и действовали коллективные договоры.
Так, *** на конференции трудового коллектива приняты изменения и дополнения к коллективному договору «АОЭиЭ Иркутскэнерго» (действовавшего в 1996-1997 годах) на 1998 год, срок коллективного договора пролонгирован на 1 год.
Приложение *** к коллективному договору содержит основные положения о предоставлении льгот и компенсаций работникам при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных. Предусмотрено, что по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие льготы и компенсации: доплата к тарифным ставкам (должностным окладам) - 4, 8, 12, 16, 24 % при постоянной занятости (не менее 50% рабочего времени) на участках, в цехах и на производствах, где более рабочие получают доплаты за вредные условия труда, могут устанавливаться доплаты от 12%, а при особо вредных условиях – до 24% должностного оклада; дополнительный отпуск за условия труда от 1 до 14 календарных дней в зависимости от размера доплат за условия труда в процентах к тарифным ставкам (4%- до 3-х дней дополнительного отпуска).
*** на конференции работников АОЭиЭ Иркутскэнерго принят Коллективный договор со сроком действия *** г. (зарегистрирован ***).
Приложение *** к коллективному договору содержит основные положения о предоставлении льгот и компенсаций работникам при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных. Предусмотрено, что по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие льготы и компенсации: доплата к тарифным ставкам (должностным окладам) - 4, 8, 12, 16, 24 % при постоянной занятости (не менее 50% рабочего времени) на участках, в цехах и на производствах, где более рабочие получают доплаты за вредные условия труда, могут устанавливаться доплаты от 12%, а при особо вредных условиях – до 24% должностного оклада; дополнительный отпуск за условия труда от 1 до 14 календарных дней в зависимости от размера доплат за условия труда в процентах к тарифным ставкам (4%- до 3-х дней дополнительного отпуска).
Аналогичные положения предусмотрены в коллективном договоре на 2001 год, принятом *** (зарегистрирован ***), в коллективном на 2002 год, принятом *** (зарегистрирован ***) (приложение ***), в коллективном договоре на 2003 год, принятом *** (зарегистрирован ***) (приложение ***).
Приложением *** к коллективному договору *** ОАО «Иркутскэнерго» на 2003 год утвержден Перечень работ, профессий и должностей с тяжелыми и вредными условиями труда на которые устанавливаются доплаты к тарифным ставкам за вредные условия труда и дополнительный отпуск по ***, согласно которому электромонтеру по обслуживанию электрооборудования электростанции (п. 28) предусмотрена доплата за вредные условия 4%, дополнительный отпуск – 1 день.
Из представленных лицевых счетов за спорные периоды работы Кравченко С.П. видно, что последнему производилось начисление и, соответственно, доплата за работу во вредных условиях труда (код ***). Также из указанных лицевых счетов следует, что оплата рассчитывалась из тарифной почасовой оплаты, то есть за каждый час работы во вредных условиях труда, то есть производилась за полный период рабочей смены. И данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика.
Из представленных суду документов следует, что страхователем (работодателем) требования ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» выполнялись, ежегодно в Пенсионный фонд предоставлялись сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, согласно перечню рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости *** ОАО «Иркутскэнерго» по состоянию на *** должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе не предусмотрена, в поименном списке к указанному перечню Кравченко С.П. не указан.
В предоставленных Перечнях рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения по состоянию на ***, на 2001год, по состоянию на ***, на ***, на *** должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций *** разряда в электрическом цехе также не предусмотрена, в поименных списках работников на льготное пенсионное обеспечение, являющихся к указанным приложением к указанным перечням Кравченко С.П. не указан.
Не предусмотрена должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в предоставленных работодателем Перечнях рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по состоянию на ***, на ***.
Фактически предметом исковых требований истца является установление факта занятости Кравченко С.П. по вредных условиях труда в профессии предусмотренного Списком ***, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от *** ***, разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" пунктом А, код 2140000а-18455, полный рабочий день (более 80%), возложении на ответчика обязанностей, связанных с осуществлением истцом работы в спорный период времени в должности электромонтера по ремонту котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Давая оценку фактическим обстоятельствам, исследованным в судебном заседании, суд считает установленным и подтверждается предоставленными доказательствами факт того, что в спорные периоды работы истец работал в должности электрослесаря по ремонту электрических машин ***-го и ***го разрядов и электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы и 4 разряда в электроцехе, однако он не был занят более 80% рабочего времени на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Из представленных документов не усматривается, что истец был занят не менее 80% рабочего времени на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Поскольку ответчиком представлены доказательства, подтверждающие отсутствие занятости истца в течение 80% своего рабочего времени на тяжелых работах, прямо предусмотренных Списком *** от *** и Списком *** от ***, в связи с чем оснований для подтверждения факта работы сотрудника во вредных условиях, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, у ответчика не имелось.
Доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, дающих основание полагать, что предоставляемые работодателем сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования являются не достоверными, суду не представлено, при этом установлено, что такие сведения были представлены на основании проведенных результатов оценки условий труда.
То обстоятельство, что Кравченко С.П. за работу во вредных условиях труда производилась доплата в виде повышения размера оплаты труда, предоставлялись дополнительные дни отпуска, - не подтверждает факт работы истца в тяжелых условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», и, как следствие, предоставление работодателем соответствующих обязательных сведений индивидуальных (персонифицированных) учета о работе истца в особых условиях. Такие гарантии предоставлялись работникам по условиям коллективных договоров, действующих в спорный период.
То обстоятельство, что с 2017 года по занимаемой должности Кравченко С.П. ответчиком предоставляются соответствующие сведения обязательного персонифицированного учета в особых условиях с указанием льготной кодировки, производится оплата дополнительного тарифа исходя из результатов карты специальной оценки труда от 2016 года, не может быть принято во внимание, поскольку не подтверждает факт работы Кравченко С.П. в особых условиях в спорные периоды. Сведения предоставляются на основании приказа ПАО «Иркутскэнерго» от *** *** «Об установлении дополнительного тарифа», который принят работодателем по результатам специальной оценки условий труда рабочих мест на филиале *** в 2016 году, по результатам которой работодателю рекомендовано предусмотреть право на льготное обеспечение.
Истцом в материалы дела представлены копии решения суда о назначении досрочной страховой пенсии другим работникам организации, в том числе, в отношении которых аналогичные периоды работы зачтены в стаж работы, выполняемой в специальных условиях, для досрочного назначения страховой пенсии.
Однако ссылки истца на назначение досрочной страховой пенсии другим работникам предприятия с аналогичными условиями труда за тот же период не могут быть приняты во внимание, поскольку право конкретного работника на досрочное пенсионное обеспечение зависит от условий его труда, которые носят сугубо индивидуальный характер, в том числе и от продолжительности неблагоприятного воздействия различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, в течение рабочего дня. Проверка законности назначения пенсии другим работникам в рассматриваемом деле недопустима, назначение пенсии по аналогии с другим работником пенсионным законодательством не предусмотрена. Представленные документы не могут быть отнесены к доказательствам, отвечающим требованиям относимости и допустимости при разрешении настоящего спора,
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что факт занятости истца Кравченко С.П. в специальных условиях труда в должности электромонтера в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики в течение 80% рабочего времени, то есть в работах, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не нашел своего подтверждения, в связи с чем, правовые основания для возложения на ответчика обязанности предоставить сведения обязательного персонифицированного учета о работе Кравченко С.П. в спорные периоды – в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций непосредственно на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики не имеется.
В удовлетворении исковых требований Кравченко С.П. следует отказать.
Ответчиком в представленных письменных возражениях указано о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, по заявленному исковому требованию.
Требования о возложении на работодателя обязанности предоставить необходимые сведений в отношении работников в Пенсионный фонд России не относятся к индивидуальному трудовому спору, следовательно, на них не может распространяться срок обращения в суд, предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, возложенная законом на страхователя (работодателя) обязанность по начислению и уплате страховых взносов, представлению индивидуальных (персонифицированных) данных в отношении своих работников сохраняется за работодателем и после увольнения работника, если такая обязанность не была им выполнена своевременно.
Таким образом, бездействие ответчика, по существу, является длящимся нарушением прав застрахованного лица, в связи с чем он вправе требовать восстановления нарушенного права.
В связи с чем, оснований для применения срока исковой давности, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196, 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.06.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░