Дело №2-708\16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2016 года п. Орловский Ростовская область
Орловский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего Лазуревской В.Ф.
при секретаре Пикаловой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А.И., Соколовой Г.В. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Администрации Орловского района о признании права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья
У С Т А Н О В И Л:
Исковые требования супругов Соколовых обоснованы тем, что они являются участниками Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Согласно постановлению администрации Орловского района Ростовской области №250 от 28.05.2012 года Соколова Г.В. и члены ее семьи - супруг Соколов А.И. и дочь С.Е. признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением.
Постановлением администрации Орловского района Ростовской области № 494 от 13.06.2012 года Соколова Г.В., Соколов А.И. и С.Е. были включены в список участников мероприятий по обеспечению жильем в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
Постановлением администрации Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области №391 от 19.06.2013 года внесены изменения в постановление администрации Орловского района Ростовской области №250 от 28.05.2012 года «О признании гражданки Соколовой Г.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением», которым признан нуждающимся в жилье - Соколов А.И. и члены его семьи - Соколова Г.В. и дочь С.Е..
Постановлением администрации Орловского района Ростовской области №468 от 27.06.2013 года, внесены изменения в постановление района Ростовской области №494 от 13.06.2012 года в связи с включением в список участников мероприятий по обеспечению жильем Соколова А.И. и членов его семьи - Соколовой Г.В. и дочери С.Е.
Постановлением администрации Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области № 883 от 09.12.2014 года в связи с изменением состава семьи - рождением дочери - С.Е., внесены изменения в постановление администрации Орловского сельского поселения Орловского района Ростовской области №391 от 19.06.2013 года «О признании гражданки Соколовой Г.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением».
Постановлением администрации Орловского района Ростовской области №171 от 19.03.2015 года Соколов А.И. и члены его семьи: супруга - Соколова Г.В., дочь - С.Е. и дочь - С.Е., были включены в список участников мероприятий по обеспечению жильем, на условиях предусмотренных разделом 2 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным Постановлением Правительства РФ о Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от 15.07.2013 года №598.
В соответствии с п. 5,6 вышеуказанного Типового положения, предоставление социальных выплат осуществляется согласно очередности. По достижении истцами своей очереди, руководствуясь п.21 Типового положения, Администрация Орловского района проверила правильность оформления документов, предоставленных гражданами, достоверность, содержащихся в них сведений и направила данные документы в орган исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. Данный факт отражен в информации о результатах камеральной проверки пакета документов от 23.03.2016 года.
Согласно п.21 Типового положения, при выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, Администрация Орловского района должна была вернуть их заявителю с указанием причин возврата. Возврата документов в данной ситуации не последовало.
В связи с тем, что в нарушение п.22 Типового положения долгое время не приходило ответа о принятом решении ни от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, ни от Администрации Орловского района, Соколова Г.В. обратилась в Управление Президента РФ, в Правительство Ростовской области и в прокуратуру. После чего из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области 21.05.2016 года в адрес истицы пришел письменный ответ, датированный 17.05.2016 г.. Согласно данному ответу Соколов А.И. должен быть исключен из списка участников Программы, поскольку 17.11.2015 года уволился с места работы и 11.01.2016 года вновь устроился на работу, а одним из основных условий получения социальной выплаты является непрерывная работа в течение не менее одного года в сельской местности.
Истцы считают данный ответ незаконным, поскольку согласно п.4 б) Типового положения, условие на право получения социальной выплаты указано в следующей редакции - «работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».
Из предоставленных истцу документов, а также из данного ответа следует, что заявление о включении в состав участников Программы Соколов А.И. подал - 13.03.2015 года, а уволился - 17.11.2015 года. Таким образом, на дату подачи заявления- 13.03.2015 года Соколов А.И. в течение нескольких лет непрерывно проработал в сельской местности. Данный факт подтверждается трудовой книжкой истца. Поэтому нет законных оснований для лишения Соколова А.И. и его семьи права на получение социальной выплаты. Данную позицию поддерживает и Глава Администрации Орловского района Ю.В. Харенко. Согласно его ответу прокурору Орловского района Штрыкову Р.А. от 20.05.2016 года на 27.05.2016 года Соколов А.И. не исключен из списка участников Программы и находится в очереди под №1 на получение социальных выплат.
Таким образом, в настоящее время в нарушение п.2 ст.2 Жилищного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ о Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от 15.07.2013 года №598, право Соколова А.И. и его семьи на получение социальных выплат для приобретения жилья в порядке очереди не реализовано, сертификат не получен.
Вышеуказанные нарушения, препятствуют реализации истцами гарантированных государством прав на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Истцы просили признать за Соколовым А.И., Соколовой Г.В., С.Е. и С.Е. право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области выдать Соколову А.И. и членам его семьи: супруге - Соколовой Г.В., дочерям- С.Е. и С.Е. свидетельство (сертификат), подтверждающий право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
В судебном заседании Соколова Г.В. на иске настаивала, пояснила, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области её семье незаконно отказано в выдаче свидетельства (сертификата), подтверждающего право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Для включения в Программу все условия были соблюдены, её семья до настоящего времени включена в список участников мероприятий по обеспечению жильем.
Представитель истца Соколова А.И. Труфанова Н.В. на доводах иска также настаивала, пояснила, чтозаявленные требования законны и обоснованы, подтверждаются представленными документами. Доводы Министерства сельского хозяйства надуманы, ничем не подтверждаются. Истцы из списка участников Программы не исключены, поэтому в выдаче сертификата отказано незаконно.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области исковые требования Соколовых не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, согласно которого концепция федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» направлена на достижение различных целей, в том числе, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, а также содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе. Эти и другие предусмотренные федеральной целевой программой цели взаимоувязаны друг с другом и не могут быть реализованы в отрыве друг от друга. Осуществление гражданином трудовой или предпринимательской деятельности в сельской местности поощряется государством путем предоставления гражданам различных мер поддержки, направленных на улучшение их жилищных условий, а именно: осуществлением мероприятий по софинансированию приобретения гражданами жилья в сельской местности.
Вместе с тем, предоставление данного вида поддержки предусматривает и выполнение её получателями различных обязанностей, основной из которых является непрерывность осуществления гражданином трудовой деятельности на селе.
При прекращении гражданином трудовой деятельности в сельской местности сразу после включения его в состав участников программы по улучшению жилищных условий утрачивается смысл и цели, предусмотренные концепцией федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий па 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Таким образом, для получения социальной выплаты гражданин обязан осуществлять трудовую деятельность в указанных сферах в сельской местности в течение не менее одного года на момент подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и продолжать трудиться в сельской местности, как минимум, вплоть до получения данного вида государственной поддержки.
В указанном случае истец и члены его семьи были включены в список участников мероприятий по обеспечению жильем 19.03.2015г.. 17.11.2015 Соколов А.И. уволился в связи с чем, им было утрачено право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области просил в иске Соколовым отказать, производство по делу прекратить.
Представитель Администрации Орловского района исковые требования семьи Соколовых признал, пояснил, что все условия, необходимые для включения Соколова А.И. в список участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» были соблюдены. Из указанного списка Соколов А.И. не исключен. Факт его увольнения после включения в список участников Программы не может служить основанием для исключения Соколова А.И. из указанного списка, поскольку Постановлением Правительства РФ о Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» такое основание для исключения из списка участников не предусмотрено. Изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ о Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2015году к Соколовым отношения не имеют, поскольку они включены в Программу до указанных изменений.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему выводу.
В силу ст. 2 п.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
Согласно Типовому Положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющемуся приложением к федеральной целевой программе
"Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" ;
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае,
предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на
улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В обоснование иска представлены: свидетельства о рождении, свидетельство о заключении брака, ответ Министерства сельского хозяйства и продовольствия, постановления администрации Орловского района, трудовая книжка истца, ответ Главы Администрации Орловского района Ю.В. Харенко прокурору, объяснения главного специалиста администрации Е.А., информация о результатах камеральной проверки пакета документов, ответ прокуратуры Ростовской области, ответ Правительства Ростовской области, ответ прокуратуры Орловского района.
В судебном заседании установлено, что согласно постановлению администрации Орловского района Ростовской области №250 от 28.05.2012 года Соколова Г.В. и члены ее семьи - супруг Соколов А.И. и дочь С.Е., признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением. Постановлением администрации Орловского района Ростовской области №171 от 19.03.2015 года Соколов А.И. и члены его семьи: супруга - Соколова Г.В., дочь - С.Е. и дочь - С.Е., были включены в список участников мероприятий по обеспечению жильем на условиях предусмотренных разделом 2 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ о Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от 15.07.2013 года №598. По достижении истцами своей очереди, руководствуясь п.21 Типового положения, Администрация Орловского района проверила правильность оформления предоставленных истцами документов, достоверность содержащихся в них сведений, и направила данные документы в орган исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. О принятом решении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области истцам сообщено не было. После обращения истцы к Президенту РФ 21.05.2016 года в адрес истицы пришел ответ, согласно которому Соколов А.И. должен быть исключен из списка участников Программы, поскольку 17.11.2015 года уволился с места работы, 11.01.2016 года вновь трудоустроился, а одним из основных условий получения социальной выплаты, является непрерывная работа в сельской местности в течение не менее одного года.
В опровержение доводов истцов Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области указывало, что для получения социальной выплаты гражданин обязан осуществлять трудовую деятельность в указанных сферах в сельской местности в течение не менее одного года на момент подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и продолжать трудиться в сельской местности, как минимум, вплоть до получения данного вида государственной поддержки.
Вместе с тем, Министерством не представлены нормативные документы, подтверждающие данный вывод, тогда как Администрация Орловского района требования семьи Соколовых признает обоснованными. В соответствии с представленными документами истцами требования Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ о Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от 15.07.2013 года №598 были выполнены. Доводы представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о том, что Соколов А.И. обязан осуществлять трудовую деятельность в указанных сферах в сельской местности в течение не менее одного года на момент подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и продолжать трудиться в сельской местности, как минимум, вплоть до получения данного вида государственной поддержки, ничем не подтверждаются. Таким образом, требования Соколова А.И. и Соколовой Г.В. являются обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Соколовым А.И., Соколовой Г.В., С.Е. и С.Е. право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области выдать Соколову А.И., его супруге - Соколовой Г.В., дочери - С.Е., дочери - С.Е. свидетельство (сертификат), подтверждающий право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.10. 2016 г.
Председательствующий