УИД 11RS0001-01-2020-016598-93 Дело № 2а-1461/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Муравьевой Т.С.,
с участием административного истца Яковлева А.В., представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Рижко О.В.,
рассмотрев 01 июня 2021 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Яковлева Александра Вячеславовича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным и отмене решения о постановке на профилактический учет,
установил:
Яковлев А.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в невыплате заработной платы, обязании произвести перерасчет; о признании незаконным и отмене решения о постановке на профилактический учет.
Определением суда от 02.12.2020 административное исковое заявление Яковлева А.В. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в части требований о признании незаконными действий, выразившихся в невыплате заработной платы, обязании произвести перерасчет, передано на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
В обоснование заявленных требований в оставшейся части требований, указано, что по прибытии 21.09.2015 в исправительное учреждение ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Яковлев А.В. был поставлен на профилактический учет как лицо совершившее преступление по ст.132 УК РФ. Поскольку приговор Воркутинского городского суда от 21.10.2014 не содержит каких-либо рекомендаций, дополнительных ограничений в правах, основанных на заключениях психологов о том, что административный истец нуждается в дополнительном лечении, учете, Яковлев А.В. считает постановку его на профилактический учет, который продлевается, неправомерной.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, в качестве заинтересованного лица начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Трефяк М.М.
В судебном заседании административный истец Яковлев А.В. настаивал на удовлетворении требований.
Представитель административных ответчиков Рижко О.В. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке лиц.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, а также действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, государственного и муниципального служащего, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина.
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 Уголовного исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-разыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (ч. 1 ст. 84 Уголовно исполнительного кодекса РФ).
В соответствии с ч.1 и ч.4 ст. 109 Уголовно исполнительного кодекса РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
Приказом Минюста России от 20 мая 2013 года № 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция)
В соответствии с указанной Инструкцией основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий (п. 2).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (п. 5 Инструкции).
В силу п. 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе, склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
Согласно пп. 39, 41 Инструкции при поступлении в исправительное учреждение подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии исправительного учреждения в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации исправительного учреждения. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. Решения комиссии администрации учреждения оформляются протоколом. Администрация исправительного учреждения после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакомляет с ним под роспись.
Как следует из материалов дела, административный истец Яковлев А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по приговору Воркутинского городского суда Республики Коми от 21.10.2014, которым осужден по ч.1 ст.123 УК РФ.
Согласно протокола заседания комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми № 9 от 25 декабря 2015 года Яковлев А.В. в соответствии требованиями п.39 Инструкции поставлен на профилактический учет как лицо, совершившее преступление в отношении половой свободы и половой неприкосновенности, на срок 6 месяцев, который в последующем продлевается решениями комиссии, что подтверждается представленными протоколами комиссии, и состоит по настоящее время. Заседания комиссии проводится с участием осужденных, в том числе Яковлева А.В.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, применительно к вышеизложенному законодательству и требованиям пункта 24 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72, в соответствии с которым на профилактический учет берутся осужденные, склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, суд приходит к выводу о том, что решение заседания комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми № 9 от 25.12.2015 о постановке Яковлева А.В. на профилактический учет является законным, поскольку Яковлев А.В. осужден за преступление совершенное в отношении несовершеннолетних с посягательством на половую свободу и половую неприкосновенность.
При этом доводы административного истца о том, что приговор Воркутинского городского суда от 21.10.2014 не содержит каких-либо рекомендаций, дополнительных ограничений в правах основанных на заключениях психологов о том, что административный истец нуждается в дополнительном лечении, учете, что, по его мнению, свидетельствует о необоснованности постановки на профилактический учет и нарушению его прав, судом признаются основанными на ошибочном толковании норм законодательства, поскольку в силу вышеизложенных требований Яковлев А.В. поставлен на учет в соответствии с пунктом 24 Инструкции, при этом по своему содержанию постановка на профилактический учет не может рассматриваться как нарушение прав и свобод осужденного либо привлечение его к ответственности, а также не влечет возложение на осужденных каких-либо обязанностей, поскольку основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление осужденных.
При таких обстоятельствах, свидетельствующих о правомерности постановки административного истца на профилактический учет, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, в связи с чем заявленные Яковлевым А.В. требования удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 того же Кодекса).
Срок обращения с административным иском в суд начинает исчисляться с даты, следующей за днем, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав и свобод. При этом обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела, Яковлев А.В. о принятом решении было известно с 2015 года, вместе с тем с административным иском он обратился в суд 30 ноября 2020 года, то есть со значительным пропуском срока на обращения в суд, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ. При этом каких-либо уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, административным истцом не приведено. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих возможности обращения в суд в пределах установленного законом срока, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока на обращение в суд с настоящим иском.
Таким образом, пропуск срока на обращение в суд с настоящим иском, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Яковлевым А.В. требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Яковлева Александра Вячеславовича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным и отмене решения о постановке на профилактический учет, оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Мишарина
...