Дело № 12-62/2019
РЕШЕНИЕ
12 марта 2019 г. г. Новороссийск
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Головин А.Ю.,
при секретаре Пищухиной А.С.,
с участием представителя Росприроднадзора по доверенности Балагура С.В., представителя АО «Агростроймаш» по доверенности Дубовской О.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело жалобе АО «Агростроймаш» на постановление ст. госинспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Савичева Д.А. № 0488/03/437-КНД/ПР/2018 от 05.10.2018 г. о привлечении АО «Агростроймаш» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ст. госинспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Савичева Д.А. № 0488/03/437-КНД/ПР/2018 от 05.10.2018 г.АО «Агростроймаш» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в размере 200 000 рублей.
В суд поступила жалоба АО «Агростроймаш» на указанное постановление.
В обоснование жалобы указано, что в действиях юридического лица не содержится состава вмененного административного правонарушения, так как АО «Агростроймаш» использует водный объект на основании договора водопользования в рекреационных целях, арендаторами земельного участка с КН 23:40:0402011:44 являются также и иные лица, что подтверждается выпиской из ЕГРН, отходы могли накапливаться и иными лицами, принадлежность данных отходов АО «Агростроймаш» не подтверждена.
В судебном заседании представитель юридического лица настаивала на удовлетворении жалобы, подтвердила доводы, изложенные в ней.
В судебном заседании представитель Росприроднадзора возражала против удовлетворения жалобы, посчитала постановление законным и обоснованным. В обоснование пояснила, что на арендованном АО «Агростроймаш» участке был выявлен факт захламления отходами. После привлечения юридического лица к ответственности по другим делам об АП поступили доказательства наличия вины и состава правонарушения – письмо природоохранного прокурора, ОМВД по г. Геленджику, Агентский договор от 01.06.2018 г. с ООО «Капитал-Инвест» на основании которого береговая полоса передавалась в пользование АО «Агростроймаш».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С объективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется действиями (бездействием), влекущими за собой нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 4 данного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ч. 8 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В силу п. 4 ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Пунктом 7 ч. 15 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно постановлению по делу об АП № 0488/03/437-КНД/ПР/2018 от 05.10.2018 г. на земельном участке с КН 23:40:0402011:44 АО «Агростроймаш» допустило размещение отходов производства и потребления вне специализированного места, мероприятия по охране окружающей среды не организованы должным образом. препятствует свободному доступу граждан к водному объекту.
По мнению административного органа, объективная сторона данного правонарушения заключается в размещении АО «Агростроймаш» отходов производства на занимаемом им земельном участке в границах водоохраной зоны.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для вынесения в отношении АО «Агростроймаш» постановления по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ, явилось наличие земельном участке с КН 23:40:0402011:44 отходов производства.
Однако в постановлении не содержится обстоятельств того, что данные отходы образовались непосредственно в результате осуществления хозяйственной деятельности данным юридическим лицом. Из выписки из ЕГРН усматривается, что спорный земельный участок используется также ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ООО «КПС», т.е. данные лица также на законных основаниях вправе использовать земельный участок, а также заниматься хозяйственной либо иной деятельностью, т.е. в результате использования иными лицами также могут образовываться отходы производства.
Указанные обстоятельства не нашли своего отражения в постановлении по делу об АП, расследование проведено не в полном объеме.
По каким причинам административный орган пришел к выводу, что субъектом правонарушения является АО «Агростроймаш», в постановлении не изложено, мотивов в данной части в оспариваемом акте не содержится.
Кроме того, представленный материал не содержит привязки к местности, в связи с чем достоверно установить, что размещение отходов осуществлено именно на арендуемом АО «Агростроймаш» земельном участке, не представляется возможным.
Также в судебном заседании административный орган ссылается на доказательства - письмо природоохранного прокурора, ОМВД по г. Геленджику, Агентский договор от 01.06.2018 г. с ООО «Капитал-Инвест» на основании которого береговая полоса передавалась в пользование АО «Агростроймаш». Однако данные доказательства представлены лишь в судебном заседании и получены административным органом после принятия постановления, оценка при вынесении постановления им не дана.
Следовательно, административный орган преждевременно пришел к выводу о том, что в действиях АО «Агростроймаш» имеется состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку вина в совершении правонарушения не установлена, административное расследование проведено не в полном объеме.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На данный момент годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В связи с чем, оспариваемое постановление об административном правонарушении подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в административный орган.
Руководствуясь ст.30.8-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░.░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № 0488/03/437-░░░/░░/2018 ░░ 05.10.2018 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 2 ░░. 8.12 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.