Судья:ФроловаО.В.
Дело: №33-5142
03 июня 2013 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Няшина В. А. судей Кустовой И. Ю., Степанова П. В.
при секретаре Боголюбовой Т. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Петровой В.Н. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 28 февраля 2013 года, которым постановлено -
В удовлетворении жалобы Петровой В.Н. о признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации г. Перми в утверждении и выдаче кадастровой карты на земельный участок по адресу: **** - отказать.
Отказать Петровой В.Н. в удовлетворении заявления о возложении на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности изготовить и выдать схему расположения земельного участка по адресу: ****.
Заслушав доклад судьи Степанова П. В., судебная коллегия|
установила:
Петрова В. Н. обратилась в суд с заявлением об обжаловании отказа департамента земельных отношений администрации города Перми (далее -департамент) в выдаче кадастровой карты на земельный участок по адресу: ****, просила обязать департамент изготовить и выдать схему расположения земельного участка по адресу: ****.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
Письмом от 23.11.2012г. департамент, рассмотрев обращение предстателя заявителя с просьбой изготовить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории сообщил, что действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке такой схемы, а имеется обязанность только по ее утверждению и выдаче.
Не согласившись с указанным мнением департамента, представитель заявителя обратился в суд.
При этом представитель заявителя считал, что отказ заинтересованного от подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане плане территории неправомерен, поскольку спорный земельный участок не выделялся и на кадастровом учете не состоит, а соответствующая обязан у департамента имеется.
Суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, действующая на основании доверенности Колчанова Н. Н. просит отменить постановленное по делу решение, считая его незаконным и необоснованным, противоречащим нормам материального права.
Заявитель, иные лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая Петровой В. Н., являющейся собственницей домовладения, в удовлетворении требований о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, суд исходил из того, что заявительницей не соблюден порядок обращения с заявлением о приобретении прав на земельный участок и из отсутствия обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка за счет собственных средств.
При этом суд сослался на Правила разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждённых Постановлением Администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108, согласно которым на департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми возложена по обязанность по согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на предмет их соответствия градостроительным требованиям, на департамент земельных отношений администрации города возложена обязанность осуществлять утверждение и выдачу схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а разрабатываются данные схемы индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые могут выполнять геодезические и картографические работы согласно действующему законодательству и пришёл к выводу, что данная процедура не соблюдена.
Также в данной части суд первой инстанции сослался на преждевременность заявленных требований.
Между тем, согласно положениям ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схем на территории города Перми определены Постановлением администрации города Перми от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее -Правила).
Правилами предусмотрено, что схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия земельного участка градостроительным требованиям; функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю.
В силу пункта 3.3 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, департамент в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, в рассматриваемом случае именно департамент обязан был обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно пункту 1.3 Правил схемы разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые могут выполнять геодезические и картографические работы согласно действующему законодательству, при этом в Правилах отсутствует указание на то, что схемы разрабатываются непосредственно за счет лиц, обратившихся с заявлениями ( предоставлении земельных участков. Между тем, то обстоятельство, что указаный вопрос надлежащим образом не разрешен органом местного самоуправления, сам по себе не должно расцениваться в качестве препятствия для предоставлении заявителю схемы расположения земельного участка.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения
земельного участка за счет собственных средств в отличие от выполнения кадастровых работ.
Следовательно, отказ департамента в выдаче заявителю схемы расположения земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, не соответствует закону и нарушает ее права и свободы.
Исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления если установит, что оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах, следует обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и интересов Петровой В. Н. в соответствии с нормами земельного законодательства в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
По изложенным основаниям, приведенные в обжалуемом решении выводы следует расценить, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Суждение о том, что Петрова В. Н. с соответствующим заявление в департамент не обращалась опровергается его письмом от 23.11.2012г. № И-21-01-09-21476 в котором прямо указано о рассмотрении обращения с просьбой изготовить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права привели к принятию судом неправильного решения, что в соответствии с п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения требование о признании незаконным отказа департамента в утверждении и выдаче кадастровой карты.
В данной части суд первой инстанции правильно указал, что департамент не является лицом, уполномоченным на утверждение и выдачу кадастровой карты.
Приведенный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям земельного законодательства, поскольку кадастровые карты это один из разделов государственного кадастра недвижимости, представляющие собой составленные на единой картографической основе тематические карты.
В настоящее время Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ абзац первый пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации изложен в другой редакции и понятие «кадастровая карта (план) земельного участка» исключено и введено понятие «схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», следовательно, доводы заявителя об изготовлении кадастровой карты несостоятельны.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
определила:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 23 февраля 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении заявления Петровой В.Н. о возложении на департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности изготовить и выдать схему расположения земельного участка по адресу**** и принять в этой части новое решение.
Обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельного участка по адресу: ****, утвердить и выдать данную схему Петровой В.Н. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части это решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Петровой В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: