Судья Газимагомедов Б.Г. Дело № 33-2209/2021
Дело № 2-1796/2020 УИД 52RS0009-01-2020-002468-03
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Нижний Новгород 02 марта 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Пятовой Н.Л., судей Цыгулева В.Т., Нижегородцевой И.Л.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2020 года
по иску ФИО1 к администрации Арзамасского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,
заслушав доклад судьи Цыгулева В.Т.,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Арзамасского муниципального района о обязании предоставить жилое помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, размером не менее 30 кв.м, на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истица указала на то, что она с 2013 г. и по настоящее время проживает и состоит на регистрационном учете в жилом доме общей площадью 45,6 кв.м, по адресу: [адрес], вместе с бабушкой, дедушкой и тетей. Также по вышеуказанному адресу зарегистрирована ее мать.
Администрацией Арзамасского района вынесено постановление [номер] от 26.01.2017г. о постановке истца на льготную очередь на получение жилья, а также выдана справка [номер] от 23.12.2019г. о том, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Арзамасского муниципального района [номер] от 26.01.2017г. ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. На основании уведомления [номер] от 23.12.2019г., истица состоит в списке под [номер].
ФИО1 исполнилось 18 лет, в связи с чем, у нее возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области.
В судебном заседании истица ФИО1, ее представитель иск поддержали.
Представитель Администрации Арзамасского мниципального района Нижегородской области иск не признал.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2020 года на администрацию Арзамасского муниципального района возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение на территории Арзамасского муниципального района, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, размером не менее 30 кв.м, на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает на то, что ответчиком не оспаривается право истца на получение благоустроенного жилого помещения, однако, судом не учтено, что органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений правительством Нижегородской области. Кроме того, судом нарушена очередность предоставления жилья детям-сиротам.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о месте и времени его проведения в установленном порядке, не явились, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение суда соответствует вышеприведенным требованиям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, [дата] года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указала, что она включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ей не представлено.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из установленного факта ненадлежащего исполнения уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области - обязанностей по предоставлению истице, включенной в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Суд также исходил из того, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан не поставлено законом в зависимость от каких-либо условий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1 абз.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (п.1 абз.2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 года № 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и главе 3.3-1 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, на основании решения Арзамасского городского суда Нижегородской области от 21.07.2016 г., вступившим в законную силу 26.08.2016г., ее мать ФИО9 лишена в отношении нее родительских прав, отец - ФИО10 проживает на Украине, точное место его жительства и регистрации истице не известно.
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области [номер] от 09.09.2016г. несовершеннолетняя ФИО1, [дата] года рождения, направлена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области [номер] от 26.01.2017г. ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Арзамасского муниципального района.
ФИО1 состоит на регисрационном учете по адресу: [адрес].
Указанный дом принадлежит на праве собственности ФИО11.
Доказательств, подтверждающих, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения в материалах дела отсутствуют.
ФИО1 достигла возраста 18 лет, однако жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ей не представлено.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что истица в установленном порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения истице не представлено, учитывая, что формирование указанного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и положения вышеприведенных норм права не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений Правительством Нижегородской области в муниципальную собственность, и принятое судом решение неисполнимо, являются несостоятельными.
Согласно п. 2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
Положениями Закона Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
Законом Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской области органами исполнительной власти Нижегородской области, в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области.
Отсутствие у администрации полномочий на приобретение жилых помещений не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Доводы жалобы заявителя о том, что решение суда поставило истицу в преимущественное положение перед другими лицами, включенными в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, также подлежат отклонению, поскольку предоставление жилых помещений указанной категории граждан вышеуказанными правовыми нормами не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Таким образом, с момента включения ФИО1 в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, причем необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установив, что ФИО1, включенная в список и достигшая совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечена, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить истице благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Отнесение Арзамасского муниципального района Нижегородской области к группе высокодотационных районов, правового значения не имеет и на правильность выводов суда не влияет.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом неверно применены нормы материального права судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о неправильно произведенной судом оценкой доказательств, судебной коллегией также отклоняются, поскольку указанные доводы направлены на переоценку доказательств по делу, что не является самостоятельным основанием к отмене судебного решения.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течении трех месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи