Дело № 2-159/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Терней 18 октября 2018 г.
Тернейский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Ю.В. Власовой, при секретаре Елсуковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации об обязании включить в титул капитального ремонта здания котельной военного городка № 18,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Тернейского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании включить в титул капитального ремонта здание котельной военного городка № 18. В обоснование заявленных требований, ссылаясь на нормы законодательства, указал, что в результате проведенной проверки исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы № 1/3 «Золотая Долина» филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу законодательства о сохранности жизни и здоровья установлено, что здание котельной требует капитального ремонта кровли. Полы в помещении требуют замены из-за их неудовлетворительного состояния по причине протекания кровли. В соответствии с п.п. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Следовательно обязанность по содержанию котельной № 3 военного городка № 18 войсковой части № связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии. Ответчик несет бремя содержания имущества, расположенного на территории военного городка № 18 войсковой части № и обязано производить его капитальный ремонт. Нарушение прав неопределенного круга лиц – военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей, находящихся на территории военного городка № 18, заключается в нарушении их права на благоприятную среду, охрану жизни и здоровья. Просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации включить в титул капитального ремонта здание котельной № 3 военного городка № 18, с последующим его проведением.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Тернейского района Писчасов И.Ю. исковые требования поддержал. Просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации включить в титул капитального ремонта здание котельной № 3 военного городка № 18, с последующим его проведением.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, направив в суд возражения на иск, в котором указал, что с исковыми требованиями не согласен, в обоснование привел следующие доводы. Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании ФГБУ «ЦФЖКУ» Минобороны России путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы» основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России определено содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. За ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество: котельная № 3 военного городка № 18. Согласно п. 21 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование. Вопрос о признании котельной № 3 нуждающимся в проведении капитального ремонта относится к компетенции Министерства обороны РФ как собственника, однако такое решение отсутствует, равно как и заключение компетентной организации. Предоставленный истцом акт не может являться основанием для проведения капитального ремонта котельной № 3, так как разрешение данного вопроса не находится в компетенции лиц, составивших данный акт. Ремонт указанного имущества осуществляется путем заключения государственного контракта. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на 2018 распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств по ранее заключенным контрактам. Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования объекта специализированными организациями. Таким образом, только в рамках соблюдения процедуры Регламента и при наличии лимитов бюджетных средств Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации вправе принять решение о включении объекта в титул капитального ремонта на 2019 год, Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо Войсковая часть № в судебное заседание не явилось, своего мнения относительно исковых требований в адрес суда не направило.
Выслушав пояснение представителя истца заместителя прокурора Тернейского района Писчасова И.Ю., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст. 10.1, ст. 13 Федерального закона «Об обороне» комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения). Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Из материалов дела следует, что актом приема-передачи недвижимого имущества № 2 от 27.04.2017 г. Федеральное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, здание котельной, расположенное по адресу: Приморский край с.Малая Кема, военный городок № 18, передало данное недвижимое имущество Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации (л.д.64-66)
Из акта осмотра системы теплоснабжения без номера и без даты следует, что произведен осмотр системы теплоснабжения котельной № 3 в п.Терней Приморского края в/г № 18. Комиссией сделан вывод о техническом состоянии объекта: требуется замена сети 206 м. в двух трубном исчислении с восстановлением изоляции трубопроводов (л.д. 67-68) В объяснительной начальника котельной № 3 в\г № 18 войсковой части № ФИО4 указано, что здание котельной требует капитального ремонта, в частности необходим ремонт полов в котельной, установка остекления окон, установка дверей (л.д.9-11).
Согласно части 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Военным прокурором не представлено суду надлежащих доказательств, подтверждающих необходимость включения в титул капитального ремонта здания котельной № 3 военного городка № 18 с последующим его проведением.
Поскольку настоящий иск предъявлен военным прокурором в защиту неопределенного круга лиц, на него возлагается обязанность доказать факт нарушения либо наличие угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц.
Поскольку спор в данном случае заявлен по поводу ненадлежащего содержания военного имущества, а именно котельной № 3 военного городка, не являющегося объектом публичного назначения и публичного использования, при этом разрешение вопроса об обеспечении такого содержания является составной частью оборонной функции государства и относится исключительно к компетенции военного ведомства, то у суда, с учетом задач гражданского судопроизводства и конкретных обстоятельств дела, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по капитальному ремонту спорного имуществ.
Указание прокурора на необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц в данном случае нельзя признать обоснованным, так как в силу принадлежности и назначения здания котельной № 3 военного городка № 18 доступ в нее ограничен и является открытым только для определенного круга лиц. Иное противоречило бы целям эксплуатации этого имущества.
Недоказанность факта нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц также свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска судом.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в исковых требованиях военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 234-237, ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований военного прокурора 75 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании включить в титул капитального ремонта здание котельной № 3 военного городка № 18 с последующим его проведением отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение 1 месяца с момента вынесения через Тернейский районный суд.
Судья Ю.В. Власова