Решение по делу № 2а-240/2020 от 06.02.2020

Дело № 2а- 240/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» мая 2020 г.                                                                                    г. Урюпинск

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Ковалева Е.В.,

при секретаре судебного заседания Барабановой О.А.,

с участием прокурора Панченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Урюпинске Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению административного    истца Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованные лица    МУП « Газстройсервис», ООО « Управление отходами-Волгоград» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ

Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованное лицо МУП «Газстройсервис», ООО «Управление отходами-Волгоград», о признании бездействия незаконным и возложении обязанности возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства (с учетом уточнения иска в судебном заседании).

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения санитарного и природоохранного законодательства в деятельности администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района был выявлен ряд нарушений, а именно: администрацией Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не созданы и не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года, и Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не осуществляется ведение реестра сведений о создании таковых мест. Нарушение санитарного законодательства при сборе и транспортировке твердых коммунальных отходов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может повлечь за собой негативные последствия.

На основании изложенного просил признать незаконным бездействие администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в не создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области; обязать ответчика в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Прокурор Панченко Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объёме по изложенным в административном иске основаниям. Просила признать незаконным бездействие администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не создании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области; обязать административного ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Представитель административного ответчика администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области А.Л. Кутыркин в судебном заседании административный иск Урюпинского межрайонного прокурора признает частично, полагая, что бездействие в их деятельности отсутствует.

Представители МУП «Газстройсервис», ООО «Управление отходами-Волгоград», в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Выслушав мнение административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования с учетом уточнения иска прокурором подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 2 статьи 2 указанного выше ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п.п. 24 п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство контейнерных площадок для населения территориальной схемой не предусмотрено. Накопление и сбор твердых коммунальных отходов осуществляется жителями Акчернского сельского поселения на территориях принадлежащих им жилых домов. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется МУП «Газстройсервис» по маршрутным графикам, согласованным с региональным оператором.

Стороной административного ответчика данные обстоятельства в письменном возражении не оспаривались. При этом, факт отсутствия контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, не оспаривался.

Административным ответчиком в судебное заседание представлены постановление администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области №4 от 10.02.2020г. « Об утверждении реестра и схемы мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (п. 4 Правил).

Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Частями 1, 3 ст. 39 Федерального закона № 52 от 30 марта 1999 года предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Пунктами 1.1 и 1.2 названных правил, предусмотрено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Как установлено п.п. 2.2.2., 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на постановку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Таким образом, действующим законодательством установлен иной порядок сбора, временного хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, нежели тот, который существует на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

В нарушение норм действующего законодательства, на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области отсутствуют контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов.

Поскольку требованиями указанных выше статей, на административного ответчика возложена обязанность по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, однако административный ответчик лишь частично выполнил обязанности, разработав схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и утвердил реестр по их ведению, суд приходит к выводу о наличии в этой части бездействия со стороны администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, которое нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона, следовательно, исковые требования прокурора в указанной части основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления права суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

Принятые меры на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области не являются доказательством исполнения представления Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление административного    истца Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, заинтересованные лица    МУП « Газстройсервис», ООО « Управление отходами-Волгоград» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,- удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в несоздании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Обязать администрацию Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

       Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                  Е.В. Ковалева

2а-240/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Урюпинский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация Акчернского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области
Другие
ООО "Управление отходами- Волгоград"
МУП "Газстройсервис"
Суд
Урюпинский городской суд Волгоградской области
Судья
Ковалева Елена Викторовна
Дело на странице суда
urup.vol.sudrf.ru
06.02.2020Регистрация административного искового заявления
06.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2020Подготовка дела (собеседование)
27.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
12.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2020Производство по делу возобновлено
09.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее