Дело № 2а-2420/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Балахничевой Г.А.,
с участием прокурора ФИО4,
представителя административного истца ФИО5,
представителя административного ответчика- УИК избирательного участка №314 Ворошиловского района Волгограда, заинтересованного лица ТИК по Ворошиловскому району г.Волгограда ФИО6,
представителей заинтересованного лица- Избирательной комиссии Волгоградской области ФИО7, ФИО8,
заинтересованного лица ФИО11,
заинтересованного лица ФИО10,
заинтересованного лица ФИО13,
15 октября 2021 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №314 Ворошиловского района г. Волгограда о признании недействительным протокола №2 от 20 сентября 2021 года об итогах голосования депутатов Государственной Думы восьмого созыва по федеральному избирательному округу на избирательном участке №314 Ворошиловского района г. Волгограда; признании недействительными итогов голосования на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва по федеральному избирательному округу на избирательном участке №314 Ворошиловского района г. Волгограда,
установил:
Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (далее – партия «Яблоко») обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать вынесенные УИК №314 Ворошиловского района Волгограда решения по жалобам ФИО10 незаконными; признать вынесенное ТИК по Ворошиловскому району г. Волгоград решение по жалобе ФИО13 незаконным; признать протокол №2 УИК № 314 об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва 19 сентября 2021 г. по федеральному избирательному округу на избирательном участке № 314 Ворошиловского района Волгограда от 20 сентября 2021 г. недействительным; признать итоги голосования на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва 19 сентября 2021 г. по федеральному избирательному округу на избирательном участке № 314 Ворошиловского района Волгограда недействительными; принять решение о внесении изменения в протокол и сводную таблицу ТИК Ворошиловского района Волгограда об итогах голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва 19 сентября 2021 года.
Определением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 октября 2021 года производство по административному делу по административному иску партия «Яблоко» к УИК избирательного участка №314 Ворошиловского района г. Волгограда прекращено в части требований о признании незаконными решений, принятых по жалобам ФИО10, ФИО13
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в ходе голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 19 сентября 2021 года и при установлении итогов данного голосования на избирательном участке № 314 были допущены следующие нарушения избирательного законодательства: нарушение порядка подсчета голосов (члены участковой комиссии не подсчитывали избирательные бюллетени путем перекладывания их по одному, не позволяя увидеть отметок избирателей; не оглашали содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки; осуществляли одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек); нарушение порядка голосования вне помещения (выездное голосование в переносные ящики № 1,2,3 проводилось в отсутствие на избирательном участке надлежаще оформленного реестра, данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования 17 сентября 2021 года, не были внесены в книги списка избирателей сразу по прибытии выездных групп в помещение для голосования); воспрепятствование осуществлению деятельности члена комиссии с правом совещательного голоса (систематический отказ в праве на ознакомление со списками избирателей и реестром заявок для голосования вне помещения комиссии с целью удостовериться в правильности внесения сведений об избирателях, проголосовавших вне помещения избирательной комиссии). Изложенное послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал по доводам, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель административного ответчика УИК избирательного участка №314 Ворошиловского района Волгограда, заинтересованного лица ТИК по Ворошиловскому району г.Волгограда ФИО6 в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, изложенным в возражениях, считая, что нарушения прав административного истца допущено не было.
Представитель заинтересованного лица Избирательная комиссия Волгоградской области ФИО7, ФИО8 в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Заинтересованные лица ФИО11, ФИО10, ФИО13 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивали, просили удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО12 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО4, полагавшей иск незаконным и не обоснованным, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ и пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В силу части 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 назначена дата выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 г.
Как следует из материалов дела, 17 сентября 2021 года, 18 сентября 2021 года, 19 сентября 2021 года и 20 сентября 2021 года ФИО10, ФИО13 в УИК №314 Ворошиловского района Волгограда были поданы жалобы на нарушение порядка голосования (л.д. 11-13, 19-22).
По итогам рассмотрения которых были вынесены решения УИК №314 Ворошиловского района Волгограда от 17 сентября 2021 года о признании неустановленным факта нарушения процедуры проведения выездного голосования членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №314, отказе заявителю в удовлетворении жалобы в полном объеме; от 18 сентября 2021 года о признании неустановленным факта нарушения процедуры проведения выездного голосования членами участковой избирательной комиссии избирательного участка №314, отказе заявителю в удовлетворении жалобы в полном объеме; от 19 сентября 2021 года о признании неустановленным факта нарушения УИК №314 порядка подсчета голосов избирателей, отказе заявителю в удовлетворении жалобы в полном объеме (л.д. 14-18).
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Итоги голосования по избирательному участку №314 оформлены протоколом №2 участковой избирательной комиссией об итогах голосования (л.д. 24).
Указанный протокол подписан председателем участковой избирательной комиссии, заместителем председателя участковой избирательной комиссии, секретарем участковой избирательной комиссии и членами участковой избирательной комиссии 20 сентября 2021 года без замечаний.
Оспариваемый протокол составлен в соответствии с требуемыми правовыми предписаниями, не содержит в себе каких-либо неточностей или неясностей. Каких-либо данных, что в содержание протокола вносились заведомо ложные сведения, сторонами представлены не было.
Вместе с тем, административный истец в силу заявленных требований ссылается на нарушения порядка подсчета голосов, определенного ст. 85 Федерального закона от 22.02.2014г. № 20-ФЗ в период с 02 ч. 11 мин. до 03 ч. 00 мин 20 сентября 2021 года.
По смыслу пункта 16 статьи 85 Федерального закона от 22.02.2014г. № 20-ФЗ, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляют (сначала с избирательными бюллетенями для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу, а затем с избирательными бюллетенями для голосования по федеральному избирательному округу) следующие действия. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика в указанный в административном иске период времени производился подсчет избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу №83.
Однако, административным истцом оспариваются итоги голосования по федеральному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва, в связи с чем данный довод не может быть принят судом при рассмотрении заявленных административных требований партии «Яблоко», поскольку доказательств нарушения прав административного истца в данной части не представлено.
Далее, рассматривая доводы административного истца о нарушении порядка проведения голосования вне помещения для голосования, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 66 Закона об основных гарантиях избирательных прав, участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).
Как следует из пункта 2 статьи 66 Закона об основных гарантиях избирательных прав, голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.
Согласно решению УИК №314 Ворошиловского района Волгограда №2 от 06 сентября 2021 года, работа, связанная с ведением и хранением реестра заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования, возложена на секретаря участковой избирательной комиссии ФИО9
Как следует из акта о проведении голосования вне помещения для голосования от 17 сентября 2021 года, заинтересованное лицо ФИО10 принимал участие в проведении голосования вне помещения для голосования, которое проводилось 17 сентября 2021 года в период с 12 ч. 40 мин. до 15 ч. 00 мин. Особых отметок в акте об отсутствии реестра письменных заявлений или устных обращений избирателей о голосовании вне помещения для голосования (выписки из него), ФИО10 сделано не было (л.д. 25-26).
Доказательств обращения представителей партии «Яблоко» с целью ознакомления с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования к уполномоченному лицу - секретарю участковой избирательной комиссии ФИО9 в материалы дела не представлено, также отсутствуют письменные доказательства отказа вышеуказанного лица совершить действия во исполнение законных прав членов комиссии.
Кроме этого в судебном заседании сторонами не оспаривался факт наличия данного реестра.
В связи с чем, суд не может согласиться с выводами административного истца о незаконности и необоснованности оспариваемого протокола №2 от 20 сентября 2021 года об итогах голосования депутатов Государственной Думы восьмого созыва по федеральному избирательному округу на избирательном участке №314 Ворошиловского района г. Волгограда.
Каких-либо документальных данных, свидетельствующих о наличии нарушений избирательного законодательства при подсчете голосов избирателей, когда эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, административным истцом представлено не было.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из положений части 1 статьи 261 ГПК РФ, пунктов 1, 2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума,- признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Вмешательство суда в порядок формирования органов государственной власти и определения результатов выборов (итогов голосования) представительного органа нарушит принцип разделения властей.
Таким образом, поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установления действительной воли избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.
Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Иные доводы административного истца входящие в противоречие с судом являются не состоятельными.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным протокола № 2 УИК № 314 об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва 19 сентября 2021 года по федеральному избирательному округу на избирательном участке № 314 Ворошиловского района Волгограда от 20 сентября 2021 года, а потому суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 244, 298 ч.3 КАС РФ, суд
решил:
Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» в удовлетворении административного иска к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №314 Ворошиловского района г. Волгограда о признании недействительным протокола №2 от 20 сентября 2021 года об итогах голосования депутатов Государственной Думы восьмого созыва по федеральному избирательному округу на избирательном участке №314 Ворошиловского района г. Волгограда; признании недействительными итогов голосования на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва по федеральному избирательному округу на избирательном участке №314 Ворошиловского района г. Волгограда; внесении изменений в протокол и сводную таблицу территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Волгограда на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва 19 сентября 2021 года - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение пяти дней со дня принятия решения судом.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение составлено 22 октября 2021 года.
Судья Юрченко Д.А.