Решение по делу № 2-399/2022 (2-3980/2021;) от 14.10.2021

УИД:

Дело № 2-399/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Поносовой И.В.,

при секретаре Сергеевой М.С.,

с участием прокурора Ключниковой А.К., представителя истца Соловьевой Д.С.- адвоката Зотова С.В., по ордеру,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Д.С. к администрации города Перми о взыскании выкупной цены за аварийное жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к администрации города Перми и просит в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации взыскать выкупную цену в размере 3565 200 рублей за жилое помещение - 3-х комнатную квартиру, <адрес>.

В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 01.11.2012 принадлежит указанное жилое помещение. Согласно заключению от 25.03.2014 о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, утвержденной распоряжением главы администрации Кировского района города Перми от 29.07.2013 г. , на основании письма управления жилищных отношений администрации города Перми, в соответствии с техническим заключением выполненным РСМП «Энергетик» в 2013 году, принимая во внимание, что приведение здания в состояние, соответствующее нормативным требованиям нецелесообразно и не представляется возможным, так как техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного, межведомственной комиссией было принято решение о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Дом по <адрес>, включен в реестр домов, подлежащих расселению в 2019-21 гг. в рамках Национального проекта и муниципальной адресной программы от 31.05.2019 . По настоящему спору имеются такие факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья, проживающих в доме граждан, поскольку очевидно, что указанные недостатки дома свидетельствуют о том, что он грозит обвалом, проживание в таком доме представляет опасность для граждан. Расселение граждан из спорного жилого дома должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения, и, как следствие, совершения ответчиком необходимой процедуры в рамках положений ст. 32 ЖК РФ. Согласно отчету об оценке от 27.09.2021 в размер возмещения входит рыночная стоимость квартиры с учетом стоимости земельного участка, величины убытков, причиненных собственнику жилого помещения изъятием квартиры, право требования за непроизведенный капитальный ремонт.

При уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит возложить на ответчика обязанность предоставить на территории муниципального образования «город Пермь» на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 52,3 кв.м.

Истец Соловьева Д.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные требования, пояснив, что дом в 2014 году признан аварийным, включен в программу по расселению. Иных жилых помещений в собственности истец не имеет.

Представитель ответчика администрации г. Перми в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями не согласны, в соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Соглашение между собственником помещения и администрацией города Перми о предоставлении жилого помещения не достигнуто. По поводу возложения обязанности предоставить другое жилое помещение, никто не вправе обязать орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст.32 ЖК РФ следует, что на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Третьи лица Соловьева В.В., Рахимов А.В. в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, выслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить исковые требования, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.11.2012, выписке из ЕГРН от 21.10.2021, Соловьевой Д.С. на основании договора купли-продажи от 01.11.2012, на праве собственности принадлежит 3-комнатная квартира, <адрес> (л.д. 13-15, 115-117 т.1).

Иных жилых помещений в собственности Соловьевой Д.С., не имеется.

Из заключения межведомственной комиссии от 25.03.2014 следует, что на основании письма управления жилищных отношений администрации города Перми, рассмотрев техническое заключение, выполненное РСМП «Энергетик» в 2013 году, принимая во внимание, что привидение здания в состояние, соответствующее нормативным требованиям нецелесообразно и не представляется возможным, т.к. техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного, межведомственной комиссией принято решение о признании дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д.11 т.1).

Дом по <адрес>, включен в реестр домов, подлежащих расселению в 2019-21 гг. в рамках Национального проекта и муниципальной адресной программы от 31.05.2019 (л.д. 9-10 т.1).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 17.06.2021 в целях приведения в соответствие с муниципальной адресной программой по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденное постановлением администрации города Перми 31.05.2019 , внесены изменения в п. 2 распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 19.05.2015 «О мерах по сносу жилых домов по <адрес> …» - отделу расселения жилищного фонда принять меры по отселению граждан, проживающих в доме, в срок до 01.09.2025 (л.д. 129 т.1).

Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суд не вправе обязать органы власти обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

В соответствии с позицией, изложенной в разделе третьем указанного Обзора судебной практики, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Следовательно, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истец Соловьева Д.С. выбрала способ обеспечения своих прав путем предоставления в собственность взамен изымаемого, равнозначного по площади другого жилого помещения.

Из технического заключения, проводимого РСМП «Энергетик» в 2013 году следует, что состояние жилого дома по <адрес>, угрожает безопасности граждан, является аварийным (л.д. 236-255 т.1).

Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 № 217-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2021 годы, в которую вошел дом по <адрес>, срок расселения – 01.09.2025.

Определением Кировского районного суда г.Перми от 16.11.2021 по делу была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ФБУ ........

В соответствии с заключением эксперта ФБУ ....... от 18 апреля 2022 г., рыночная стоимость квартиры по <адрес>, с учетом долив праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве собственности на земельный участок составляет 2160195 рублей; стоимость непроизведенного капитального ремонта МКД в объеме, предусмотренном положениями ст. 166 ЖК РФ, пропорционально размеру площади квартиры, составляет 760 004 рублей, в ценах на дату производства экспертизы; стоимость убытков, причиненных собственнику жилого помещения изъятием жилого помещения, включая убытки, которые он понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, поиск другого жилого помещения, услуги риэлторов, переезд, составляет 96 085 рублей, в ценах на дату производства экспертизы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец с 2012 года является собственником жилого помещения в доме, проживание в котором сопряжено с угрозой жизни и здоровья, что является исключительным обстоятельством и дает ему право на получение жилого помещения ранее срока переселения, установленного программой.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд. Также материалы дела не содержат какого-либо соглашения, заключенного между сторонами, о предоставлении истцу другого жилого помещения.

Учитывая длительное бездействие администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Признаются несостоятельными доводы ответчика о том, что на момент рассмотрения дела не соблюдена процедура изъятия земельного участка и жилого помещения, поскольку обязанность совершения действий, направленных на изъятие аварийного жилого помещения лежит на ответчике, как органе местного самоуправления, а принятые на момент рассмотрения дела меры недостаточны для реализации жилищных прав истца, как собственника аварийного жилого помещения.

Жилой дом, расположенный по <адрес>, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда со сроком расселения 2025 год.

Вместе с тем, действительно, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья истца, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых. Факт наличия угрозы пребывания в жилом доме подтвержден материалами дела.

Включение жилого дома в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее истца, избравшего способом реализации своих жилищных прав предоставление ему другого жилого помещения, возможности его получения до истечения установленных программой сроков реализации каждого ее этапа, поскольку при рассмотрении дела установлено, что принадлежащее помещение представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.

Доказательств проведения мероприятий для предотвращения обрушения здания, суду не представлено, следовательно, и в настоящее время существует угроза жизни и здоровья проживающих в здании людей.

При таких обстоятельствах, предоставление истцу иного жилого помещения взамен изымаемого с учетом сроков, предусмотренных адресной программой, нарушает права истца. Восстановление данных прав возможно путем возложении на ответчика обязанности по предоставлению ему иного жилого помещения.

Поскольку жилой дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем истца создает опасность для жизни и здоровья, а также отсутствует возможность проживания в ином месте, а ответчик не предпринимает мер к переселению, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 52,3 кв.м, в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям, взамен квартиры , расположенной по адресу<адрес>, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение и прекращением права собственности истца на указанное жилое помещение и признании права собственности за муниципальным образованием «город Пермь».

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 решение суда является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по <адрес>, после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Соловьевой Д.С. удовлетворить.

Обязать администрацию города Перми предоставить Соловьевой Д.С. в собственность благоустроенное жилое помещение равнозначной общей площадью 52,3 кв.м. в границах города Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, взамен изымаемого жилого помещения-3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу .

После предоставления жилого помещения взамен квартиры, расположенной по <адрес> прекратить право собственности Соловьевой Д.С. на указанное жилое помещение.

Решение суда является основанием для снятия Соловьеву Д.С. с регистрационного учета по <адрес> после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.

Признать за Муниципальным образованием город Пермь право собственности на жилое помещение-квартиру, <адрес> с момента государственной регистрации права собственности за Соловьевой Д.С. на жилое помещение, предоставленное взамен изымаемого жилого помещения.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья И.В.Поносова

УИД:

Дело № 2-399/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года

Кировский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Поносовой И.В.,

при секретаре Сергеевой М.С.,

с участием прокурора Ключниковой А.К., представителя истца Соловьевой Д.С.- адвоката Зотова С.В., по ордеру,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Д.С. к администрации города Перми о взыскании выкупной цены за аварийное жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к администрации города Перми и просит в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации взыскать выкупную цену в размере 3565 200 рублей за жилое помещение - 3-х комнатную квартиру, <адрес>.

В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 01.11.2012 принадлежит указанное жилое помещение. Согласно заключению от 25.03.2014 о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, утвержденной распоряжением главы администрации Кировского района города Перми от 29.07.2013 г. , на основании письма управления жилищных отношений администрации города Перми, в соответствии с техническим заключением выполненным РСМП «Энергетик» в 2013 году, принимая во внимание, что приведение здания в состояние, соответствующее нормативным требованиям нецелесообразно и не представляется возможным, так как техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного, межведомственной комиссией было принято решение о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Дом по <адрес>, включен в реестр домов, подлежащих расселению в 2019-21 гг. в рамках Национального проекта и муниципальной адресной программы от 31.05.2019 . По настоящему спору имеются такие факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья, проживающих в доме граждан, поскольку очевидно, что указанные недостатки дома свидетельствуют о том, что он грозит обвалом, проживание в таком доме представляет опасность для граждан. Расселение граждан из спорного жилого дома должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения, и, как следствие, совершения ответчиком необходимой процедуры в рамках положений ст. 32 ЖК РФ. Согласно отчету об оценке от 27.09.2021 в размер возмещения входит рыночная стоимость квартиры с учетом стоимости земельного участка, величины убытков, причиненных собственнику жилого помещения изъятием квартиры, право требования за непроизведенный капитальный ремонт.

При уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит возложить на ответчика обязанность предоставить на территории муниципального образования «город Пермь» на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 52,3 кв.м.

Истец Соловьева Д.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные требования, пояснив, что дом в 2014 году признан аварийным, включен в программу по расселению. Иных жилых помещений в собственности истец не имеет.

Представитель ответчика администрации г. Перми в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, с исковыми требованиями не согласны, в соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Соглашение между собственником помещения и администрацией города Перми о предоставлении жилого помещения не достигнуто. По поводу возложения обязанности предоставить другое жилое помещение, никто не вправе обязать орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст.32 ЖК РФ следует, что на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Третьи лица Соловьева В.В., Рахимов А.В. в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, выслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить исковые требования, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.11.2012, выписке из ЕГРН от 21.10.2021, Соловьевой Д.С. на основании договора купли-продажи от 01.11.2012, на праве собственности принадлежит 3-комнатная квартира, <адрес> (л.д. 13-15, 115-117 т.1).

Иных жилых помещений в собственности Соловьевой Д.С., не имеется.

Из заключения межведомственной комиссии от 25.03.2014 следует, что на основании письма управления жилищных отношений администрации города Перми, рассмотрев техническое заключение, выполненное РСМП «Энергетик» в 2013 году, принимая во внимание, что привидение здания в состояние, соответствующее нормативным требованиям нецелесообразно и не представляется возможным, т.к. техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций находится в пределах от ограниченно-работоспособного до аварийного, межведомственной комиссией принято решение о признании дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д.11 т.1).

Дом по <адрес>, включен в реестр домов, подлежащих расселению в 2019-21 гг. в рамках Национального проекта и муниципальной адресной программы от 31.05.2019 (л.д. 9-10 т.1).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 17.06.2021 в целях приведения в соответствие с муниципальной адресной программой по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденное постановлением администрации города Перми 31.05.2019 , внесены изменения в п. 2 распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 19.05.2015 «О мерах по сносу жилых домов по <адрес> …» - отделу расселения жилищного фонда принять меры по отселению граждан, проживающих в доме, в срок до 01.09.2025 (л.д. 129 т.1).

Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суд не вправе обязать органы власти обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

В соответствии с позицией, изложенной в разделе третьем указанного Обзора судебной практики, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Следовательно, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истец Соловьева Д.С. выбрала способ обеспечения своих прав путем предоставления в собственность взамен изымаемого, равнозначного по площади другого жилого помещения.

Из технического заключения, проводимого РСМП «Энергетик» в 2013 году следует, что состояние жилого дома по <адрес>, угрожает безопасности граждан, является аварийным (л.д. 236-255 т.1).

Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 № 217-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2021 годы, в которую вошел дом по <адрес>, срок расселения – 01.09.2025.

Определением Кировского районного суда г.Перми от 16.11.2021 по делу была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ФБУ ........

В соответствии с заключением эксперта ФБУ ....... от 18 апреля 2022 г., рыночная стоимость квартиры по <адрес>, с учетом долив праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве собственности на земельный участок составляет 2160195 рублей; стоимость непроизведенного капитального ремонта МКД в объеме, предусмотренном положениями ст. 166 ЖК РФ, пропорционально размеру площади квартиры, составляет 760 004 рублей, в ценах на дату производства экспертизы; стоимость убытков, причиненных собственнику жилого помещения изъятием жилого помещения, включая убытки, которые он понесет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, поиск другого жилого помещения, услуги риэлторов, переезд, составляет 96 085 рублей, в ценах на дату производства экспертизы.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец с 2012 года является собственником жилого помещения в доме, проживание в котором сопряжено с угрозой жизни и здоровья, что является исключительным обстоятельством и дает ему право на получение жилого помещения ранее срока переселения, установленного программой.

Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд. Также материалы дела не содержат какого-либо соглашения, заключенного между сторонами, о предоставлении истцу другого жилого помещения.

Учитывая длительное бездействие администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Признаются несостоятельными доводы ответчика о том, что на момент рассмотрения дела не соблюдена процедура изъятия земельного участка и жилого помещения, поскольку обязанность совершения действий, направленных на изъятие аварийного жилого помещения лежит на ответчике, как органе местного самоуправления, а принятые на момент рассмотрения дела меры недостаточны для реализации жилищных прав истца, как собственника аварийного жилого помещения.

Жилой дом, расположенный по <адрес>, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда со сроком расселения 2025 год.

Вместе с тем, действительно, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья истца, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых. Факт наличия угрозы пребывания в жилом доме подтвержден материалами дела.

Включение жилого дома в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться как обстоятельство, лишающее истца, избравшего способом реализации своих жилищных прав предоставление ему другого жилого помещения, возможности его получения до истечения установленных программой сроков реализации каждого ее этапа, поскольку при рассмотрении дела установлено, что принадлежащее помещение представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.

Доказательств проведения мероприятий для предотвращения обрушения здания, суду не представлено, следовательно, и в настоящее время существует угроза жизни и здоровья проживающих в здании людей.

При таких обстоятельствах, предоставление истцу иного жилого помещения взамен изымаемого с учетом сроков, предусмотренных адресной программой, нарушает права истца. Восстановление данных прав возможно путем возложении на ответчика обязанности по предоставлению ему иного жилого помещения.

Поскольку жилой дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем истца создает опасность для жизни и здоровья, а также отсутствует возможность проживания в ином месте, а ответчик не предпринимает мер к переселению, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 52,3 кв.м, в пределах города Перми, отвечающее всем установленным требованиям, взамен квартиры , расположенной по адресу<адрес>, с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение и прекращением права собственности истца на указанное жилое помещение и признании права собственности за муниципальным образованием «город Пермь».

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 решение суда является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по <адрес>, после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Соловьевой Д.С. удовлетворить.

Обязать администрацию города Перми предоставить Соловьевой Д.С. в собственность благоустроенное жилое помещение равнозначной общей площадью 52,3 кв.м. в границах города Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства по городу Перми, взамен изымаемого жилого помещения-3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу .

После предоставления жилого помещения взамен квартиры, расположенной по <адрес> прекратить право собственности Соловьевой Д.С. на указанное жилое помещение.

Решение суда является основанием для снятия Соловьеву Д.С. с регистрационного учета по <адрес> после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.

Признать за Муниципальным образованием город Пермь право собственности на жилое помещение-квартиру, <адрес> с момента государственной регистрации права собственности за Соловьевой Д.С. на жилое помещение, предоставленное взамен изымаемого жилого помещения.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.

Судья И.В.Поносова

2-399/2022 (2-3980/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Кировского района г. Перми
Соловьева Дина Сергеевна
Ответчики
Муниципальное образование "город Пермь" в лице Администрации г. Перми
Другие
Соловьева Вера Васильевна
Гаджиев Э.С.
Рахимов Артур Валетович
адвокат АППК Зотов Сергей Вячеславович
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Поносова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2021Предварительное судебное заседание
25.05.2022Производство по делу возобновлено
25.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее