Судья Рубан В.В. |
№ 33-2831-2023 УИД 51RS0009-02-2023-000049-08 |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2023 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
26 июля 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Брандиной Н.В. |
судей |
Засыпкиной В.А. |
Тищенко Г.Н. |
|
при секретаре |
Баюрове Р.Л. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 02/2-35/2023 по иску прокурора Терского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терского района Мурманской области о возложении обязанности направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей,
по апелляционной жалобе администрации Терского района Мурманской области на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Умба Терского района Мурманской области от 2 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Тищенко Г.Н., выслушав возражения истца представителя прокуратуры Мурманской области Мунтян Р.В., относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор Терского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терского района Мурманской области о возложении обязанности направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В обоснование заявленных требований указано, что на территории пгт. Умба Терского района Мурманской области имеется участок сетей электроснабжения ЛЭП-0,4кВ, протяженностью 154 п.м, имеющий признаки бесхозяйной недвижимой вещи.
По сведениям администрации Терского района Мурманской области указанный объект на учете в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в качестве бесхозяйного имущества не состоит, в реестре муниципальной собственности отсутствует.
Указал, что администрацией Терского района Мурманской области меры по постановке на учет в органе регистрации прав указанного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не приняты.
Полагал, что участок сети электроснабжения относится к инженерным сетям в сфере электроэнергетики, и бесхозяйность данного объекта может повлечь его ненадлежащее техническое обслуживание, содержание и функционирование, что, в свою очередь, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное электроснабжение на территории пгт. Умба Терского района Мурманской области.
Просил обязать муниципальное учреждение администрацию Терского района Мурманской области в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет участка сетей электроснабжения, расположенного в пгт. Умба Терского района Мурманской области, протяженностью 154 п.м, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Определением суда от 15 марта 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство имущественных отношений Мурманской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, АО «МОЭСК», ПАО «Россети Северо-Запад».
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Терского района Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.
На администрацию Терского района Мурманской области возложена обязанность в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет участка сетей электроснабжения, расположенного в пгт. Умба Терского района Мурманской области, протяженностью 154 п. м, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
В апелляционной жалобе глава администрации Терского района Самойленко Н.А. просит решение суда изменить в части срока исполнения решения суда, установить срок исполнения – 12 месяцев.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что совместно с заявлением о постановке на учет участков сетей электроснабжения необходимо предоставить кадастровый и технических паспорт бесхозяйных объектов электрических сетей. На сегодняшний день данные документы отсутствуют, а их изготовление потребует финансовых средств, которые не были предусмотрены в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района на 2023 год, в связи с чем считает, что указанный в решении шестимесячный срок исполнения является недостаточным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Терского района Мурманской области Морозов Д.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика администрации Терского района Мурманской области, представители третьих лиц Министерства имущественных отношений Мурманской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, АО «МОЭСК», ПАО «Россети Северо-Запад», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе в порядке, предусмотренном статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещ (пункт 3).
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).
Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а надежность электроэнергетической системы - способность электроэнергетической системы осуществлять производство, передачу электрической энергии (мощности) и снабжение потребителей электрической энергией в едином технологическом процессе и возобновлять их после нарушений.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ установлено, что надежность электроэнергетической системы обеспечивается посредством выполнения каждым субъектом электроэнергетики и каждым потребителем электрической энергии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее -федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
Согласно пункта 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Терского района Мурманской области в феврале 2023 г. проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации бесхозяйных объектов ЖКХ в деятельности администрации Терского района, в ходе которой было установлено, что на территории пгт. Умба Терского района Мурманской области имеется участок сетей электроснабжения ЛЭП-0,4кВ, протяженностью 154 п.м, имеющий признаки бесхозяйной недвижимой вещи.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с информацией ГОКУ ЦТИ от 25 января 2023 г. № *, на указанный объект право собственности не зарегистрировано (л.д. 8).
Согласно информации Управления Росреестра по Мурманской области от 24 января 2023 г. № *, указанный объект невозможно идентифицировать в ЕГРН (л.д. 36).
Из информации Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия от 25 января 2023 г. № * следует, что спорный объект в реестре федерального имущества не учитывается (л.д. 35).
Из информации АО «МОЭСК» от 14 февраля 2023 г. и ПАО «Россети Северо-Запад» от 14 февраля 2023 г. следует, что сведениями об эксплуатации ЛЭП-0,4кВ, протяженностью 154 п.м, ПАО «Россети Северо-Запад» и АО «МОЭСК» не располагают в связи с невозможностью однозначно идентифицировать объект электроснабжения(л.д. 44, 45).
Согласно информации администрации Терского района Мурманской области от 25 января 2023 г. № *, в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района отсутствуют финансовые средства для заключения муниципального контракта на изготовление технических планов, технических паспортов бесхозяйных объектов, в связи с чем администрация в январе текущего года планирует обратиться в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области за дополнительным финансированием (л.д. 27-28).
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что спорные объекты электросетей являются бесхозяйными, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие администрации Терского района по непринятию мер к постановке на учет спорных объектов бесхозяйного недвижимого имущества противоречит требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное электроснабжение на территории пгт. Умба Терского района Мурманской области, в связи с чем удовлетворил заявленные требования прокурора.
Решение суда в данной части ответчиком не оспаривается, в связи с чем в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Разрешая требования прокурора в части установления срока исполнения решения суда, суд исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить требования федерального законодательства в заявленный шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу, ответчиком не представлено, в связи с чем удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по подаче заявления о постановке спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Соглашаясь с судом первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы о необходимости увеличения указанного срока до 12 месяцев, судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Судебная коллегия считает, что срок, установленный судом в силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Каких-либо доказательств невозможности исполнения судебного постановления в указанный срок, как того требует положение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела суду первой либо апелляционной инстанции не представлено.
Само по себе отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района для заключения муниципального контракта на изготовление технических планов, технических паспортов бесхозяйных объектов, не может являться безусловным основанием для увеличения срока исполнения обязанности, возложенной на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, принимая во внимание, что данная обязанность возложена на ответчика в силу закона.
Более того, из представленного письма администрации Терского района, направленного прокурору в рамках проводимой проверки, следует, что ответчик планирует обратиться в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области за дополнительным финансированием в указанных целях (л.д. 27-28).
Таким образом, доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные и не свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения суда.
Оснований для изменения решения суда в части установления срока исполнения решения судебная коллегия не находит.
При этом следует отметить, что ответчик при наличии к тому оснований не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Умба Терского района Мурманской области от 2 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Терского района Мурманской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи