Судья Севостьянова Е.Н. Дело № 33-4844/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.,
судей Гареевой А.В., Корчагиной П.А.,
при секретаре Пауловой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Проворного ФИО10 к администрации <адрес>, Министерству сельского хозяйства <адрес>, Министерству сельского хозяйства РФ о возмещении ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации по апелляционной жалобе Проворного ФИО11 на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 3 марта 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований Проворного ФИО12 отказано.
Заслушав доклад судьи Гареевой А.В., представителя Министерства сельского хозяйства Приморского края, судебная коллегия
установила:
Проворный В.А. обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что является владельцем личного подсобного хозяйства и имеет в собственности земельный участок площадью 36482 кв.м, который был затоплен в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в период с 1 по 30 августа 2019 года. На указанном земельном участке полностью утрачен урожай картофеля. 17 сентября 2019 года он обратился с заявлением о возмещении ущерба в администрацию <адрес>, предоставив все необходимые документы. Позже выяснилось, что в документах была допущена ошибка, в виду чего ему отказано в выплате ущерба за гибель урожая. Из администрации <адрес> получал уведомление, в котором указывалось, что выплаты ущерба не произведены, поскольку направленные документы были признаны неправильно оформленными и не соответствующими требованиям приказа Министерства сельского хозяйства России № от 26 марта 2015. Проворный В.А. просил обязать администрацию Октябрьского района правильно оформить документы, внести изменения, в которых выразились недочеты; обязать произвести выплату материального ущерба, как пострадавшему во время чрезвычайной ситуации природного характера с 1 августа по 30 августа 2019 года в результате выпадения сильных осадков в виде ливневых дождей.
В судебном заседании суда первой инстанции Проворный В.А. поддержал заявленные требования, указав, что не отказывается от исковых требований к Министерству сельского хозяйства <адрес> и Министерству сельского хозяйства РФ, просил обязанность возложить на каждого из ответчиков.
Представитель истца Проворного В.А. в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные требования.
Представитель администрации <адрес> Андреева Г.И. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, поскольку Проворным В.А. не представлена выписка из похозяйственной выписки с его лицевым счетом. В связи с чем, его документы не прошли экспертизу.
Представитель ответчика администрации <адрес> Бабенко С.Н. в судебном заседании суда первой инстанции требования не признала, поскольку администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.
Глава Октябрьского муниципального района <адрес> в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В адрес суда направил письменный отзыв, из которого следует, что документы личного подсобного хозяйства Проворного В.А. признаны не соответствующими требованиям Приказа Минсельхоза № от 26 марта 2015 года по причине неправильного оформления. В связи с этим выплату данному ЛПХ произвести не представилась возможным.
Представитель Министерства сельского хозяйства <адрес> в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В адрес суда направил письменный отзыв, из которого следует, что поскольку Актом «Анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года по <адрес>» №ЛПХ/1 от 23 сентября 2029 года личному подсобному хозяйству Проворного В.А. сумма выплаты не утверждена, департамент сельского хозяйства и продовольствия <адрес> не имел оснований для осуществления ему выплаты.
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от 3 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований Проворного В.А. к администрации <адрес>, Министерству сельского хозяйства <адрес>, Министерству сельского хозяйства РФ о возмещении ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, отказано.
Не согласившись с постановленным решением суда, Проворный В.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным. Судом неправомерно сделан вывод о том, что он должен присваивать лицевой счет своему личному подсобному хозяйству. Вместе с тем, похозяйственная книга хранится в администрации <адрес>, следовательно, администрация должна вести учет всех записей. Не понятно, на каком основании двум разным владельцам (ему и его супруге) присвоен один лицевой счет. Судом нарушены его Конституционные права.
Судебная коллегия, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» поддержка сельскохозяйственного производства, формирование и использование резервных фондов субъекта РФ для финансирования непредвиденных расходов, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Оказание мер государственной поддержки за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству сельского хозяйства РФ федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год, бюджетам субъектов РФ на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года № 1441, которыми установлен порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2014 года № 1441 оценка ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется Министерством сельского хозяйства РФ в установленном им порядке.
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26 марта 2015 года № 113, для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации документы и сведения, в том числе выписку из похозяйственней книги для личных подсобных хозяйств на дату, предшествующую дате возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, и дату после возникновения чрезвычайной ситуации природного характера, копию идентификационного номера налогоплательщика для владельцев личных подсобных хозяйств, акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п. 3 названного выше Порядка, оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей - от чрезвычайных ситуаций природного характера не проводится (п. 12 Порядка).
Правилами установлено, что компенсация предоставляется исключительно сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются в том числе граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»
Как следует из п. 1 ст. 8 названного Закона, учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Судом первой инстанции установлено, что 17 сентября 2019 года Проворный В.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о проведении обследования сельхозугодий.
Из Акта обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате ЧС природного характера 17 сентября 2019 года следует, что главой хозяйства указан Проворный В.А.
На период формирования пакета документов на возмещение ущерба Проворным В.А. представлена копия похозяйственной книги (лицевой счет №), в которой главой личного подсобного хозяйства является Проворная Н.И. Данное обстоятельство в судебном заседании сторонами не оспаривалось.
18 сентября 2019 года администрацией <адрес> в Департамент сельского хозяйства и продовольствия <адрес> направлены следующие документы: заявление Проворного В.А. от 17 сентября 2019 года о проведении обследований сельхозугодий, копия паспорта Проворного В.А., копия свидетельства о государственной регистрации права собственности истца на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, кадастровый план земельного участка, копия похозяйственной книги (лицевой счет хозяйства №), в которой главой хозяйства указана Проворная Н.И., акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате ЧС № от 17 сентября 2019 года, справка к форме № о фактических затратах по погибшим посевам картофеля, подписанная Проворным В.А., основные сведения о гибели сельскохозяйственных культур урожая многолетних насаждений, подписанные главой ЛПХ Проворным В.А.
23 сентября 2019 года ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» составлен акт анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года.
Однако, документы личного подсобного хозяйства Проворного В.А. признаны несоответствующими требованиям приказа Минсельхоза России № от 26 марта 2015 года по причине неправильного оформления документов (в похозяйственной книге указан Проворный В.А., не указан как глава личного подсобного хозяйства).
Как верно указал суд первой инстанции, что после составления акта анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года от 23 сентября 2019 года и до вынесения решения суда по настоящему делу истец на обращался к уполномоченному органу с заявлением о повторном направлении документов, предусмотренных п. 3 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденного Приказом Минсельхоз России от 26 марта 2015 года № 113. Доказательств обратного суду не представлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу о том, что поскольку в представленных в Минсельхоз России для проведения оценки ущерба документах имелись несоответствия, выразившиеся в том, что в копии похозяйственной книги главой ЛПХ указана Проворная Н.И., а акт обследования посевов от 17 сентября 2019 года и иные документы составлены на имя главы ЛПХ Проворного В.А., следовательно, у Министерства сельского хозяйства РФ отсутствовали основания для проведения оценки ущерба, причиненного истцу чрезвычайной ситуацией природного характера, по причине неправильного оформления документов. В связи с этим не имеется законных оснований для возмещения Проворному В.А. стоимости утраченного урожая за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, предусмотренных Правилами.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, так как они соответствуют как нормам материального права, регулирующим отношения спорящих сторон, так и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация <адрес> ненадлежащим образом ведет учет записей в похозяйственных книгах по мнению судебной коллегии не обоснован, поскольку в соответствии с Порядком ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 года № 345 (ред. от 8 мая 2015 года) ведение похозяйственных книг (далее - книг) в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
Записи в книгу производятся должностными лицами, указанными в п. 2 настоящего Порядка, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств (п. 7 Порядка).
Проверяя доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, суд принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, исследовал и оценил имеющиеся в деле письменные доказательства, и обоснованно с ними не согласился, как не нашедшими своего подтверждения при рассмотрении дела.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, и основаны на ином толковании положений закона, без учета характера возникших между сторонами правоотношений. Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми судебная коллегия согласна, и не могут служить основанием к отмене решения, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, а потому оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Приморского края от 3 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Проворного ФИО13 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи