№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
21 мая 2021 года пгт. Ленино
Судья Ленинского районного суда Республики Крым Верескун В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино (298200, РФ, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Пушкина 33) жалобу Колесникова Александра Александровича на постановление государственного инспектора Республики Крым – главного специалиста экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Есиной О.Е. от 15.01.2021, которым должностное лицо – Колесников Александр Александрович был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 016882-0766/08.2-21/01/2021 от 15.01.2021 государственного инспектора Республики Крым – главного специалиста отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е., должностное лицо – начальник отдела обращения с отходами Муниципального унитарного предприятия «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МУП«УЖКХ») Колесников Александр Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Колесников А.А. 25.01.2021 обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление и производство по нему прекратить, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что административным органом он как должностное лицо уведомлен о внеплановой проверке менее чем за двадцать четыре часа, что является нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Также указывает, что в силу положений п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Указывает, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 01.01.2020.
Колесников А.А. в судебном заседании 15.02.2021 настаивал на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Колесникова А.А. - Клименкова Н.В. в судебном заседании 15.02.2021 жалобу поддержала и просила удовлетворить по указанным в ней основаниям.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление, государственный инспектор Республики Крым – главный специалист отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есина О.Е. в удовлетворении жалобы просила отказать. Дополнительно пояснила, что правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, совершенное Колесниковым А.А. является длящимся, поскольку предприятие на момент проверки не состояло в государственном реестре объектов размещения отходов. Указала, что у предприятия не имеется документа подтверждающего ввод в эксплуатацию полигона ТБО (ТКО) «Ленино».
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, обозрев материалы дела об административном правонарушении, материалы проверки № 02/08.2-27 от 14.01.2021, материалы дела № 12-60/2021, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым издан приказ от 17.12.2020 № 1882 о проведении внеплановой выездной проверки в МУП «УЖКХ». Целями данной проверки являлось установление соответствия деятельности муниципального унитарного предприятия Ленинского района Республики Крым «УЖКХ» требованиям природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, требованиям в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления при осуществлении деятельности на территории полигона ТКО пгт. Ленино, Ленинского района Республики Крым, несоблюдение которых создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а также в соответствии с мотивированным представлением начальника управления экологического надзора Керченского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым Переварова Б.В. Задачами данной проверки являлось установление соотетствия деятельности или действий (бездействий), осуществляемой МУП «УЖКХ» обязательным требованиям природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории полигона ТКО пгт. Ленино Ленинского района Республики Крым. Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
По результатам проведенной проверки составлен Акт проверки №03/08.2-18 от 30.12.2020, согласно которому, кроме прочего в действиях юридического лица МУП «УЖКХ» и должностного лица Колесникова А.А. установлены нарушения части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В связи с выявленными нарушениями требований федерального законодательства государственным инспектором Республики Крым – главным специалистом отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е. в отношении должностного лица начальника отдела обращения с отходами МУП «УЖКХ» Колесникова А.А. составлен протокол об административном правонарушении №016882 от 14.01.2021. Из протокола об административном правонарушении следует, что 30.12.2020 в 12-00 часов в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что должностное лицо Колесников А.А., являясь начальником отдела обращения с отходами МУП «УЖКХ», которое осуществляет хозяйственную деятельность на полигоне твердых коммунальных отходов пгт. Ленино, не соблюдал требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ, а именно не принял все зависящие от него меры обеспечивающие постановку объекта размещения отходов, полигона твердых коммунальных отходов пгт Ленино в государственный реестр объектов размещения отходов, чем нарушило ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица Колесникова А.А. постановления № 017882-0766/08.2-21/01/2021 от 15.01.2021, которым Колесников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при размещении отходов производства и потребления.
Судьей установлено, что согласно Приказу Министерства земельных и имущественных отношений РК от 31.05.2018 № 1064 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование», земельный участок с кадастровым номером 90:07:120401:240, площадью 112450 кв.м. передан МУП Ленинского района РК «Управление ЖКХ» в постоянное (бессрочное) пользование для размещения полигона ТКО Ленино. Решением 61 сессии 1 созыва от 27.07.2018 № 669-61/1 Ленинского районного совета «О даче согласия МУП «УЖКХ»» на начало работ по выполнению проектно-сметной документации «Реконструкция существующего полигона ТБО (ТКО) «Ленино» Ленинского района Республики Крым в современный объект размещения ТБО (ТКО) с увеличением емкости, последующим закрытием и рекультивацией, дано согласие на проведение МУП «УЖКХ» работ по реализации проектно-сметной документации «Реконструкция существующего полигона ТБО (ТКО) «Ленино» Ленинского района РК в современный объект размещения ТБО (ТКО) с увеличением ёмкости, последующим закрытием и рекультивацией».
Согласно Договору публичного сервитута земельного участка от 24.08.2018 № 1, заключенному между администрацией Ленинского района РК и МУП «УЖКХ», собственник предоставляет право срочного ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером 90:07:120401:240 площадью 112450 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, на территории Ильичевское сельского поселения, пользователю для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских работ.
В соответствие с положениями ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.01.2017 № 1 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Крым (действовавшего с 09.01.2018 по 28.06.2020) согласно которого, в целях организации и обеспечения сбора и вывоза твердых коммунальных отходов до момента ввода планируемых к строительству объектов, предложена эксплуатация Полигона ТКО пгт. Ленино (Ленинский район, в 1,5 км севернее от пгт. Ленино).
Как следует из Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 06.06.2017 № 764 данным приказом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (прилагается) площадью 112450,5 кв.м., расположенного за границами населенных пунктов, на территории Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, находящегося в государственной собственности Республики Крым, для строительства полигона ТБО (ТКО) «Ленино».
В соответствие с договором аренды земельного участка № 18 от 28.12.2018 администрацией Ленинского района Республики Крым земельный участок с кадастровым номером 90:07:120401:240, площадью 112 450 кв.м. передан в аренду МУП «УЖКХ». Согласно пункта 1.1 указанного договора, данный земельный участок передан для размещения объекта местного значения – полигона твердых коммунальных отходов пгт. Ленино из земель, находящихся в собственности муниципального образования Ленинского района Республики Крым.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Частью 6 и 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.
Как следует из материалов дела МУП «УЖКХ» осуществляет размещение твердых отходов на полигоне ТБО (ТКО) «Ленино», на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Федеральным законом от 25.12.2018 N 483-ФЗ внесены изменения в статью 29.1 Закона N 89-ФЗ, вступившие в силу 05.01.2019.
Пунктами 8, 9 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ установлено, что до 01.01.2023 объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2023 и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 07.04.2021 №3862/02-08/1 - в адрес Министерства от МУП «УЖКХ» поступало заявление в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.05.2019 № 303 с целью включения полигона ТКО (ТБО) «Ленино» в перечень объектов временного размещения ТКО на территории Республики Крым. По итогам рассмотрения материалов по Объекту был получен отказ в выдаче заключения и даны рекомендации о корректировке материалов и формирование нового заявления о возможности использования Объекта.
Из письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 21.10.2019 № АА-10-02-28/29093 направленному в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации следует, что использование МУП «УЖКХ» объекта для размещения твердых коммунальных отходов возможно при условии – предоставления реквизитов документа и копий документов о вводе объекта в эксплуатацию.
Совокупность изложенного позволяет прийти к выводу, что ввиду отсутствия у МУП «УЖКХ» документов подтверждающих ввод объекта размещения ТБО (ТКО) «Ленино» в эксплуатацию до 01.01.2019, оснований для применения положений п. 8 ст. 29.1 Закона N 89-ФЗ у административного органа не имелось.
Оснований не согласится с решением административного органа о виновности должностного лица у судьи не имеется.
Вина Колесникова А.А. в совершенном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: приказом от 17.12.2020 №1882 о проведении внеплановой выездной проверки в МУП «УЖКХ»; актом проверки № 03/08.2-18 от 30.12.2020; договором № 11/п-11/20 на оказание услуг по приему и размещению твердых коммунальных отходов на полигоне ТКО пгт. Ленино от 10.02.2020; договором № 35/п-35/20 от 08.05.2020 на оказание услуг по приему на временное накопление в целях последующего размещения твердых коммунальных отходов на полигоне от 08.05.2020; договором оказания услуг № 62/п-62/20 от 27.07.2020; протоколом об административном правонарушении № 016882 от 14.01.2021; письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 07.04.2021 № 3862/02-08/1; письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 21.10.2019 № АА-10-02-28/29093.
Фактические обстоятельства и виновность должностного лица Колесникова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которые оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы заявителя о нарушении административным органом положений п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» являются несостоятельными, поскольку о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом, в соответствии с положениями пункта 2 части 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах.
Как следует из приказа от 17.12.2020 № 1882 «О проведении внеплановой выездной проверки МУП «УЖКХ» одним из оснований данной проверки являлся пункт 2 части 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.
Таким образом, у административного органа не имелось обязанности заранее уведомлять должностное лицо МУП «УЖКХ» Колесникова А.А. о внеплановой проверке.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оцененных по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые бы являлись безусловным основанием к отмене принятого решения не допущено.
Вместе с тем, согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Судья полагает, что с учетом конкретных обстоятельств совершенного юридическим лицом административного правонарушения, отсутствием доказательств причинения вреда окружающей природной среде, принятием мер по устранению выявленного нарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа в размере 20 000 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к Колесникову А.А. карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, судья считает возможным изменить оспариваемое постановление административного органа в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, и снизить размер административного штрафа с 20 000 рублей до 10 000 рублей.
Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Согласно п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
Постановление № 016882-0766/08.2-21/01/2021 от 15.01.2021 государственного инспектора Республики Крым – главного специалиста отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е., которым должностное лицо начальник отдела обращения с отходами МУП Ленинского района Республики Крым «Управление жилищно-коммунального хозяйства» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей - изменить.
Снизить размер наказания в виде административного штрафа назначенного должностному лицу начальнику МУП Ленинского района Республики Крым «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Колесникову А.А. с 20 000 (двадцати) тысяч до 10 000 (десяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление №016882-0766/08.2-21/01/2021 от 15.01.2021 государственного инспектора Республики Крым – главного специалиста отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Есиной О.Е. - оставить без изменений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Судья В.Г. Верескун