26 июня 2023 года г. Самара
Судья Советского районного суда г.Самары Никитина С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Самарская Кабельная Компания» Ключникова В.Ф. на постановление Административной комиссии Советского внутригородского района г.о.Самара №273 от 16.05.2023 о привлечении АО «Самарская Кабельная Компания» к административной ответственности по ст.2.1.15 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии Советского внутригородского района г.о.Самара №273 от 16.05.2023 АО «Самарская Кабельная Компания» признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.2.1.15 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением генеральный директор АО «Самарская Кабельная Компания» подал жалобу, в которой просит отменить его и производство прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник АО «Самарская Кабельная Компания» Логинов П.П. доводы жалобы поддержал.
Опрошенный в качестве свидетеля член Административной комиссии Советского внутригородского района г.о.Самара ФИО3 не согласился с жалобой.
Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст.2.1.15 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» нарушение установленных на период действия особого противопожарного режима дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти Самарской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из обжалуемого постановления следует, что 13.04.2023 в 12.02 часов в границах ул.22 Партсъезда/Кабельная АО «СКК» не организовало уборку мусора, веток на прилегающей к участкам территории, чем нарушены требования пожарной безопасности (Постановление Администрации г.о.Самара №237 от 29.03.2023).
13.04.2023 был произведен осмотр и в ходе осмотра земельного участка в границах ул.22 Партсъезда и ул.Кабельная с кадастровыми номерами <адрес>, № в 12.02 часов было установлено, что не организована уборка прилегающей территории к данным земельным участкам. Была произведена фотосъемка. Данное основание послужило поводом для составления протокола об административном правонарушении №273-АК 11.05.2023.
Административная ответственность за административные правонарушения на территории Самарской области наступает в соответствии с федеральным законодательством и Законом об административных правонарушениях на территории Самарской области.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2023 N 237 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории городского округа Самара в весенне-летний пожароопасный период 2023 года" руководители отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара, являющихся юридическими лицами, руководители муниципальных предприятий и учреждений городского округа Самара обязаны организовать мероприятия по разработке планов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на весенне-летний пожароопасный период 2023 года и обеспечить их исполнение.
АО «СКК» не относится к отраслевым (функциональным) органам Администрации г.о.Самара, муниципальным предприятиям и учреждениям г.о.Самара, поэтому действие данного постановления на АО «СКК» не распространяется.
При составлении протокола об административном правонарушении данное обстоятельство Административной комиссией не учтено.
Кроме того, в соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статьями 37 - 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 4(2018) (пункт 7).
Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
При этом благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется администрациями внутригородских районов городского округа Самара в соответствии с компетенцией (пункт 10 главы 3 раздела 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара).
В данном случае общество привлечено к административной ответственности за неисполнение обязанности участия в содержании прилегающих территорий. Границы прилегающих территорий установлены в соответствии с Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и правилами благоустройства территории муниципального образования.
Под прилегающей территорией в силу статьи 2 Закона Самарской области от 13.06.2018 N 48-ГД "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным этим Законом.
В нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ не получили должной проверки и оценки Административной комиссией доводы защитника общества о том, что правовой статус территории, на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был, что собственник земельного участка несет ответственность за содержание земельного участка. Равным образом не выяснен и вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме, собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Срок привлечения к административной ответственности по данному делу истек 13.06.2023.
В соответствии со ст.29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу изложенного и руководствуясь п.6 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.4, 29.9 - 29.11, 32.12 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Самарская Кабельная Компания» по ст.2.1.15 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения решения через Советский районный суд г. Самары.
Судья: