Дело №2а-162/2022
УИД 22RS0063-01-2022-000220-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2022 года с. Тюменцево
Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Савостина А.Н.,
при секретаре Лукьяновой М.А.,
рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Миллеру Виктору Викторовичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Миллеру В.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 5 955 рублей и пени в размере 87 рублей 44 копеек, а всего на общую сумму 6 042 рублей 44 копеек.
Требования налоговый орган обосновал тем, что Миллер В.В. является владельцем двух транспортных средств:
- легкового <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ;
- легкового <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Как налогоплательщик Миллер В.В. обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. Административным истцом в порядке ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) направлялось административному ответчику налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату недоимки по транспортному налогу. В связи с неуплатой Миллером В.В. в установленный срок указанного налога ему в соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ налоговым органом было направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ.До настоящего времени задолженность не погашена. В связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ на неуплаченную сумму задолженности Миллеру В.В. были начислены пени.
Административный истец, будучи надлежаще извещен, своего представителя в судебное заседание не направил, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Миллер В.В., будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, возражений относительно административных исковых требований не представил.
В соответствии ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив и проанализировав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогахи сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплатеналога, если иное не предусмотрено законодательством оналогахи сборах. Обязанность по уплатеналогадолжна быть выполнена в срок, установленный законодательством оналогахи сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплатеналогаявляется основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплатеналога. В случае неуплаты или неполной уплатыналога в установленный срок производится взысканиеналогав порядке, предусмотренном НК РФ.
Взысканиеналога, сбора, пеней, штрафовс физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
В силу ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплатеналога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплатеналога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взысканииналога, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Заявление о взысканииналога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплатеналога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (в редакции, действовавшей до 29 декабря 2020 года).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации оналогах и сборах, обязанность по исчислению суммыналога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налогавозлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумманалога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплатыналога.
В соответствии со ст.57 НК РФ, сроки уплатыналоговустанавливаются применительно к каждому налогу. При уплатеналогас нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплатеналогавозникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплатеналогапризнается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налогадолжно содержать сведения о сумме задолженности поналогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканиюналога и обеспечению исполнения обязанности по уплатеналога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплатеналога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплатыналога, установленном законодательством оналогах и сборах.
В соответствии со ст.70 НК РФ, требование об уплатеналога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налогапризнаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст.359 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (ст.361 НК РФ).
В силу положений ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождениятранспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлены следующие ставки транспортного налога:
- для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно (с каждой лошадиной силы) 20 рублей за одну лошадиную силу мощности двигателя;
- для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно (с каждой лошадиной силы) 25 рублей за одну лошадиную силу мощности двигателя.
Согласно ч.2 ст.2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный ст.363 НК РФ.
Согласно сведениям МО МВД России «Каменский» за административным ответчиком Миллером В.В. зарегистрированы 2 транспортных средства:
- легковой <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ;
- легковой <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам дела, налоговым органомналогоплательщику Миллеру В.В. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2018 год в размере 5 955 рублей.
Указанный в данном налоговом уведомлении транспортный налог налогоплательщиком Миллером В.В. в установленные сроки уплачен не был, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Согласно ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При этом, в соответствии с ч.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
В силу ч.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ввиду неуплаты налогоплательщиком Миллером В.В. вышеуказанного налога в сроки, установленные в налоговом уведомлении, налоговым органом административному ответчику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по транспортному налогу в размере 5 955 рублей и пени в размере 87 рублей 44 копеек.
В связи с тем, что вышеуказанное требование в установленный в нем срок до ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком Миллером В.В. исполнено не было, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ подано мировому судье судебного участка <адрес> заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Миллера В.В. вышеуказанной недоимки и пени по транспортному налогу. Однако, в силу ст.48 НК РФ такое заявление подлежало подаче налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, то есть в данном случае не позднее ДД.ММ.ГГГГ (из расчета: ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев).
Таким образом, установленный законом срок на подачу заявления о взысканиис Миллера В.В. вышеуказанных налогов и пени при подаче заявления о выдаче судебного приказа налоговым органом был пропущен.
Однако, несмотря на это, мировым судьей судебного участка <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №а-1796/2020 о взыскании с должника Миллера В.В. вышеуказанных налога и пени. При этом, в судебном приказе, как и в иных материалов дела №а-1796/2020 не содержится сведений о восстановлении мировым судьей пропущенного налоговым органом срока на подачу заявления о выдаче этого судебного приказа, а также и ходатайства налогового органа об этом.
В последующем данный судебный приказ определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен, в связи с направлением должником возражений относительно его исполнения.
В связи с отменой судебного приказа, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ было направлено в суд рассматриваемое административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленный законом (ст.48 НК РФ) шестимесячный срок подачи заявления о взысканиис налогоплательщика Миллера В.В. вышеуказанной недоимки по налогам и пени, а именно срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа, административным ответчиком (налоговым органом) пропущен, то административные исковые требования удовлетворению не подлежат, при этом последующее соблюдение административным ответчиком шестимесячного срока на подачу административного искового заявления после отмены судебного приказа не говорит о соблюдении им сроков и процедуры взыскания задолженности с административного ответчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Миллеру Виктору Викторовичу о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2018 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Тюменцевский районный суд Алтайского края.
Председательствующий: А.Н. Савостин
Решение в окончательной форме принято 08 июля 2022 года.