Решение изготовлено в окончательной форме 21 марта 2022
Уникальный идентификатор дела: 66RS0012-01-2021-002498-02
Гражданское дело № 2-38/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 14 марта 2022 года
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области,
в составе: председательствующего судьи Толкачевой О.А.,
с участием помощника прокурора г.Каменска-Уральского Савиной Е.В., представителя Администрации Каменск-Уральского городского округа Лопаревой В.А. (доверенность от 18.03.2021), представителя органа местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» Барыкина Э.А. (доверенность от 06.09.2021), представителя органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» Булдакова Т.В. (доверенность от 10.01.2022), представителя АО «Водоканал Каменск-Уральский» Полуяктовой М.А. (доверенность от 11.11.2019), представителя отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству Коновницина А.М. (доверенность от 14.01.2022),
при ведении протокола судебного заседания секретарями Подгорбунских Е.А., Ссычевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Каменск-Уральского городского округа, органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» о возложении обязанности по обеспечению круглосуточного и бесперебойного водоснабжения путем установки водоразборных колонок,
установил:
прокурор г.Каменска-Уральского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Каменск-Уральского городского округа, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в иске указано акционерное общество «Водоканал Каменск-Уральский» (АО «Водоканал КУ»). Требования иска в последующем уточнялись, также были предъявлены к соответчику органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа». Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой г.Каменска-Уральского по обращению депутата Законодательного собрания Свердловской области была проведена проверка по вопросу ненадлежащего водоснабжения и водоотведения жилых домов по ул. Степана Разина в г.Каменске-Уральском Свердловской области. В ходе проверки установлено, что на данной улице расположено 26 жилых домом, при этом по периметру всей улицы отсутствуют водоразборные колонки, централизованное водоснабжение жилых домов также отсутствует. Длительным непринятием муниципалитетом в лице своих органов местного самоуправления мер по разрешению вопросов местного значения городского округа в части организации водоснабжения населения, водоотведения, предоставления коммунальных услуг, по мнению прокурора, нарушаются права неопределенного круга лиц. На основании изложенного, ссылаясь в том числе на положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит возложить на Администрацию Каменск-Уральского городского округа, орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение частного жилого района с установкой водоразборных колонок в соответствии с требованиями «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84» по ул. Степана Разина в г.Каменске-Уральском Свердловской области.
Определением, вынесенным в протокольной форме 26.10.2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Отраслевой орган по Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству. Определением от 01.02.2022 привлечен в качестве соответчика орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа».
В судебном заседании помощник прокурора г.Каменска-Уральского Савина Е.В. требования иска поддержала по изложенным в нём основаниям.
Представитель Администрации Каменск-Уральского городского округа Лопарева В.А., действуя на основании доверенности, требования иска прокурора в судебном заседании не признала по доводам, изложенным ранее в отзыве на иск. Полагает Администрацию ненадлежащим ответчиком по требования иска, поскольку данный орган местного самоуправления не является хозяйствующим субъектом не осуществляет хозяйственную деятельность. В рамках решения вопросов местного значения реализует полномочия через свои структурные подразделения, обладающие правами юридического лица, в частности, через Отраслевой орган по Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, в полномочия которого входит решение вопросов водоснабжения населения, организации схем водоснабжения, участия в технических заданиях на разработку инвестиционных программ в области водоснабжения и водоотведения. Также считает, что прокурор необоснованно просит обязать ответчиков осуществить организацию водоснабжения конкретным способом, что, по мнению представителя, недопустимо, противоречит действующему законодательству, поскольку выбор формы организации водоснабжения определяется органом местного самоуправления самостоятельно. Также настаивает на том, что в Администрацию никто из жителей домов по ул.Степана Разина во вопросам организации водоснабжения не обращался, не сообщал о нуждаемости в установке водоразборных колонок.
Представитель соответчика органа местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» Барыкин Э.А., не признавая требования иска прокурора, поддержал позицию представителя Администрации. Также полагал представляемый им орган местного самоуправления ненадлежащим ответчиком по требованиям иска. Пояснил, что предложенный прокурором срок для организации водоснабжения (шесть месяцев) недостаточен для разрешения вопроса о форме водоснабжения частного сектора по ул. Степана Разина, включающего в себя гидравлические расчеты, инженерно-геологические изыскания в целях оценки грунтов и возможности прокладки в них сетей водопровода.
Представитель органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа» Булдаков Т.В. разделил позицию представителя Администрации, полагал недоказанным целесообразность обеспечения водоснабжения жилого сектора предложенным прокурором способом устройства водоразборных колонок. Просил в удовлетворении требований иска отказать.
Представители Отраслевого органа по Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству Коновницин А.М., АО «Водоканал КУ» Полуяктова М.А. также в судебном заседании настаивали не необоснованности требований иска прокурора, просили в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей ФИО (в судебном заседании 20.01.2022), ФИО, ФИО (в судебном заседании 02.03.2022), исследовав доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
согласование инвестиционных программ.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с подп. «а» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 холодным водоснабжением считается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Отношения по предоставлению коммунальной услуги «холодное водоснабжение» через водоразборную колонку регулируются разделом XII Правил № 354, согласно п. 123 которых предоставление таких услуг производится в соответствии с данными Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем и потребителем.
Согласно пункту 11.19 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.
Установлено, что в Муниципальном образовании город Каменск-Уральский для централизованной системы холодного водоснабжения гарантирующей организацией определено АО «Водоканал КУ».
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.
Так, согласно пункту 72 Правил № 644 от 29.07.2013, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил № 644 от 29.07.2013).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением № 1 (пункту 74 Правил № 644 от 29.07.2013).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.
Как следует из материалов дела, показаний свидетелей и установлено судом, на территории Муниципальном образовании город Каменск-Уральский к югу от существующей многоэтажной застройки по ул.Советская расположена улица Степана Разина, состоящая из 26 индивидуальных жилых домов. Частные домовладения по данной улице организовались еще задолго до 1990-х годов. При этом никогда данные домовладения внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения оборудованы не были ввиду отсутствия на улице централизованной системы водоснабжения.
Из показаний свидетелей ФИО, ФИО, материалов дела следует, что до 2000 годов для забора воды жителями улицы использовались не сохранившиеся к настоящему времени подземные источники водоснабжения. В настоящее время на части домовладений организованы скважины, но из-за особенностей территории, вода из скважин пригодна лишь для хозяйственных нужд, не отвечает гигиеническим требованиям безопасности для потребления в качестве питьевой.
Вопреки доводам представителей соответчиков и третьих лиц о возможной невостребованности услуги по организации водоснабжения с установкой по ул. Степана Разина водоразборных колонок, отсутствии соответствующих обращений населения данной улицы, из материалов дела, показаний свидетелей ФИО, ФИО следует, что с 2005 года жители домов по ул. Степана Разина неоднократно обращались в органы муниципалитета по вопросам организации водоснабжения по данной улице с установкой водоразборных колонок, в том числе в письменной форме.
Так, в представленном в материалы дела письменном обращении на имя первого зам. главы города Каменска-Уральского (исх. № 401 от 24.11.2005) заместитель главы администрации Синарского района г.Каменска-Уральского ссылается на наличие существующей более 10 лет проблемы обеспечения питьевой водой жителей домов по ул. Степана Разина. Обращение содержит сведения о том, что в 1998 году «Водоканал» установил водоразборную колонку в районе дома № 8 по ул. Советская, но до ул. Степана Разина система водоснабжения доведена не была. В письме также отмечена возможность технического решения прокладки 120 метрового водовода с точкой подключения к центральному водоводу, питающему 6 двухэтажных коттеджей, расположенных северней от ул. Степана Разина.
Согласно протоколу совещания у 1-го заместителя главы города по обеспечению питьевой воды жителей по ул. Степана Разина от 07.04.2006 было решено проработать вопрос по строительству системы централизованного водоснабжения и установки водоразборной колонки на улице Степана Разина.
В письме на обращение жителя улицы Степана Разина от 30.03.2007 первый зам.главы администрации города сообщает о намерении муниципалитета перенести водоразборную колонку в удобное для набора воды жителями место.
В судебном заседании свидетели ФИО, ФИО поясняли, что примерно в 2006-2007 г.г. в районе дома № 10 по ул. Степана Разина была установлена водоразборная колонка, из которой текла вода даже внешне свидетельствующая о недопустимости её употребления в пищу (была цвета ржавчины). Несмотря на обращение жителей в органы муниципалитета нормализовать водоснабжение не получилось. В последующем и эта колонка перестала функционировать, поскольку выше ул. Степана Разина были выстроены дома блокированной застройки, при застройке территории трубопровод был поврежден и в последующем не был восстановлен. Показания свидетелей подтверждаются содержанием представленной в дело переписки жителей с представителями органов муниципалитета. В письме от 08.10.2014 на имя жителя дома № 3 по ул. Степана Разина глава администрации Синарского района указал, что ввиду крайне ограниченных средств городского бюджета в 2014-2015 годах в планах развития города вопрос водоснабжения частного сектора по ул. Степана Разина отсутствует. В письме от 20.10.2014 первый зам.главы администрации города на имя жителя по ул. Степана Разина указал о намерении дополнительно направить информацию по вопросу возобновления работы водоразборной колонки.
По результатам проведенной прокуратурой г.Каменска-Уральского в сентябре 2021 года проверки в отношении Администрации Каменск-Уральского городского округа по обращению депутата Законодательного собрания Свердловской области установлено, что по периметру всей улицы Степана Разина по настоящее время отсутствует организация водоснабжения, в том числе посредством установки водоразборных колонок. Указанное нашло свое подтверждение в судебном заседании. Так, согласно содержанию акта осмотра территории от 10.03.2022, проведенного специалистами органов местного самоуправления, гарантирующей организации, установлено, что общая протяженность линии застройки вдоль ул.Степана Разина составляет 600 метров. Спорная территория муниципального образования централизованными либо нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечена, схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования строительство сетей централизованного водоснабжения на данных территориях не предусмотрено. Ближайшая водоразборная колонка установлена у дома №7 по ул.Прокопьева в г.Каменске-Уральском, расстояние по карте от ул. Степана Разина до колонки составляет 350 м. Ближайшая сеть централизованной системы водоснабжения находится на улице Советская. В ходе судебного заседания представители ответчиков, третьих лиц признавали, что обеспечение питьевой водой жителей по ул. Степана Разина путем подвоза воды ресурсоснабжающей организацией также не производилось и не производится.
Несмотря на неоднократные, поступающие в течение более пятнадцати лет, обращения граждан по вопросу водоснабжения, указанная улица Степана Разина до настоящего времени не включена в городскую программу в части строительства водопроводной линии, не организовано водоснабжение территории путем подвоза воды ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, из существа заявленных прокурором требований усматривается, что обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц связанно, в том числе с непринятием муниципальным образованием в лице своих органов местного самоуправления в течение длительного времени мер по разрешению вопроса организации в границах городского округа водоснабжения населения, проживающего по ул. Степана Разина. Непринятие мер по разрешению этого вопроса ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые занимают жилые помещения, расположенные по ул. Степана Разина или будут их занимать, а также лиц, временно пребывающих в жилых помещениях по данной улице. Всех указанных лиц нельзя индивидуализировать. В силу изложенного суд признает, что иск прокурора об обязании устранить данные нарушения направлен на защиту и восстановление прав неопределенного круга лиц, иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Возражения представителей ответчиков, третьих лиц относительно отсутствия у прокурора полномочий на предъявление исковых требований - ошибочны. В данном случае ответчиком нарушаются требования не только жилищного, но и санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемые к жилым помещениям, что затрагивает права не только собственников помещений в указанных выше домах, но иных лиц, круг которых определить невозможно.
На основании изложенного, исследовав и оценив в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства по делу, суд приходит к выводу об обоснованности требований иска прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на Администрацию Каменск-Уральского городского округа, орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» обязанность организовать водоснабжение спорного участка по ул.Степана Разина путем установки водоразборных колонок в соответствии с требованиями «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84».
Доводы представителей соответчиков, заявивших, что ни Администрация, ни орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» не является надлежащим ответчиком по требованиям иска прокурора, поскольку в целях организации в границах муниципального образования водоснабжения, организации схем водоснабжения, участия в технических заданиях на разработку инвестиционных программ в области водоснабжения и водоотведения создан Отраслевой орган по Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, суд отклоняет как несостоятельные, основанные на неверном толковании правовых норм применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела.
В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 5 Устава Каменск-Уральского городского округа (принят на основании решения Каменск-Уральской Городской Думы от 22.02.2006 № 148) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 28 Устава Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
В силу пункта 6 статьи 29 Устава к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится в числе прочего организация в границах городского округа водоснабжения населения.
В свою очередь, согласно подпунктов 6, 21, 23 пункта 2.1 Положения об органе местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа», утвержденного решением Каменск-Уральской городской Думы от 24.05.2006 № 173 (ред. от 23.06.2021) данный орган местного самоуправления обладает полномочиями по выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования; осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд, связанных с решением вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции; участие в разработке и реализации муниципальных программ в области градостроительной деятельности, жилищного строительства, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа.
Суд отмечает, что передача органами местного самоуправления полномочий по решению каких-либо вопросов местного значения созданному органом местного самоуправления юридическому лицу или отраслевому органу не влечет за собой освобождение органа местного самоуправления от соблюдения установленных действующим законодательством требований. Решение вопроса об организации в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения находится в ведении органа местного самоуправления – Администрации Каменск-Уральского городского округа. В свою очередь, с учетом того, что на спорной территории по ул. Степана Разина сети водоснабжения отсутствуют, следовательно, для обеспечения водоснабжения населения по данной улице требуется также проектирование и строительство сетей – орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» с учетом его полномочий, определенных вышеприведенным Положениям, также является надлежащим ответчиком по требованиям иска прокурора.
В свою очередь, вопросы совершения каждым из ответчиков соответствующих действий по организации водоснабжения подлежат разрешению уже на стадии исполнения судебного решения с учетом наделения и реализации каждым из соответчиков властных полномочий как органов муниципальной власти.
Доводы соответчиков, третьих лиц о том, что прокурор необоснованно просит осуществить организацию водоснабжения спорной территории конкретным способом, при том, что выбор формы организации водоснабжения определяется органом местного самоуправления самостоятельно, суд также отклоняет как несостоятельные.
Из исследованных судом доказательств следует, что непосредственно с 2005 года именно муниципалитет в лице уполномоченных должностных лиц выражал намерение организовать водоснабжение в границах ул. Степана Разина г. Каменска-Уральского именно путем организации сети центрального водоснабжения с установкой водоразборных колонок. Доказательств невозможности организации водоснабжения на спорной территории таким способом стороной ответчиков не представлено.
В свою очередь, доказательств того, что на спорном участке территории возможна организация нецентрализованной системы холодного водоснабжения с использованием подземных источников водоснабжения, самого наличия на спорной территории таких источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации, суду также не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Суд также отмечает, что такая временная мера как подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, возможна и до организации централизованной системы холодного водоснабжения спорной территории. Вместе с тем, в рассматриваемом случае и таким способом организации водоснабжения спорной территории муниципалитет в лице своих органов местного самоуправления по настоящее время не воспользовался. Требования же иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц направлены на возложение обязанности обеспечения круглосуточного и бесперебойного водоснабжения, что возможно именно при организации централизованной системы холодного водоснабжения с установлением водоразборных колонок.
При таких обстоятельствах представляется обоснованным требование прокурора в интересах неопределенного круга лиц путем возложения на соответчиков обязанности организации водоснабжения предложенным в иске способом.
Доводы представителей соответчиков, третьих лиц, что к спорным правоотношениям не могут быть применены положения СП 31.13330.2012 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», как носящие лишь рекомендательный характер, с учетом конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных правовых норм, представляются несостоятельными. Из содержания иска прокурора следует, что ссылка на указанный Свод правил сделана прокурором лишь в связи с определением в нём п. 11.19 радиуса действия водоразборных колонок – не более 100 метров. В свою очередь, нормативные требования о расположении водозаборных колонок на расстоянии не более 100 метров от жилых домов содержалось в ранее действовавших строительных нормах и правилах, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27.07.1984 № 123.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Определяя срок, в течение которого ответчикам надлежит организовать центральное водоснабжение спорной территории с устройством водоразборных колонок, с учетом конкретных обстоятельств дела, сообщенных суду представителями соответчиков, третьих лиц сведений о необходимом временном периоде для выполнения данных работ, их составе принимая во внимание необходимость также учета критериев разумности, суд полагает необходимым установить этот срок равным 1 году 6 месяцем, признавая предложенный прокурором срок, равный 6 месяцам, необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Каменск-Уральского городского округа, органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» удовлетворить.
Возложить на Администрацию Каменск-Уральского городского округа, орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение населения частного жилого района по ул.Степана Разина в г.Каменске-Уральском Свердловской области путём организации централизованной системы холодного водоснабжения с установлением водоразборных колонок в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 Свод правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья: О.А. Толкачева