В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-3748/2020
Дело в суде первой инстанции № 2-164/2020
Строка № 068г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 июля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кожевниковой А.Б.,
судей Ваулина А.Б., Жуковой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Бронякиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.
гражданское дело № 2-164/2020 по иску Демидовой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в льготном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 02.11.2019,
по апелляционной жалобе УПФР (ГУ) в г. Воронеже,
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 12.02.2020 года
(судья Буслаева В.И.)
У С Т А Н О В И Л А:
Демидова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в льготном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 02.11.2019 года, обосновывая свои требования, указывала, что решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже № 190000034195/312623/19 от 27.06.2019 ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительностью не менее 30 лет.
Просила суд: обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении (из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев) периоды работы:
- с 01.05.2013 по 08.03.2016;
-с 17.04.2016 по 24.03.2019 - в должности фельдшера скорой медицинской помощи группы анестезиологии и реанимации выездных бригад в БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи»;
в календарном исчислении:
-с 17.05.1999 по 11.06.1999;
-с 05.04.2004 по 30.04.2004;
-с 20.04.2009 по 16.05.2009;
-с 09.03.2016 по 16.04.2016;
-с 25.03.2019 по 01.05.2019 – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Признать право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.11.2019.
Обязать назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.11.2019 (Т. 1 Л.д. 4-7).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 12.02.2020 года исковые требования Демидова Т.В. удовлетворены (Т. 1 Л.д. 239, 240-246).
На данное решение суда Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в обжалуемой части, как постановленного с нарушением норм материального права (Т. 2 Л.д. 10-12).
В судебное заседание явились: истица Демидова Т.В., представитель ответчика- Суханова Н.Н. Другие участники процесса не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение не соответствует вышеуказанным требованиям.
Поскольку решение суда оспаривается только в части включения в специальный стаж в льготном исчислении указанного истицей периода работы в качестве фельдшера медынской группы анестезиологии и реанимации выездных бригад, а также в части досрочного назначения пенсии с момента обращения в пенсионный орган, судебная коллегия, руководствуясь ч.2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, независимо от их возраста.
С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1.01.2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, не зависимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 и 4 ст.30 вышеуказанного Закона указывают, что периоды работы, имевшие место со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы(деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности) имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Правила, исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иные деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подп. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа работы, в том числе: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже № 190000034195/312623/19 от 27.06.2019 Демидовой Т.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительностью не менее 30 лет.
Из приложения к указанному решению усматривается, что истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 01.05.2013 по 08.03.2016; с 17.04.2016 по 24.03.2019 - в должности фельдшера скорой медицинской помощи группы анестезиологии и реанимации выездных бригад в БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи» зачтены в календарном исчислении.
Согласно записям в трудовой книжке (л.д.17-20); личной карточке формы Т-2 (л.д.21-27); приказа о переводе работника на другую работу № Л-974 от 01.05.2013 (л.д.28); штатных расписаний ГССМП за период с 2013 по 2019 годы (л.д.36-101); справки БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи» № 285-С от 24.07.2019 следует, что истец в вышеназванные спорные периоды работала в должности фельдшера группы анестезиологии-реанимации выездных бригад на полную ставку, где работает на полную ставку по настоящее время.
Согласно представленному штатному расписанию в группе анестезиологии и реанимации выездных бригад имеются штатные должности как фельдшера так и медицинской сестры-анестезиста.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся приложением к вышеназванным Правилам, правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают врачи-анестезиологи-реаниматологи, в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестизиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6,8,12,15,16,20,21,27-30 Списка (станции: скорой медицинской помощи: скорой и неотложной медицинской помощи).
В названном Перечне должность фельдшера отсутствует.
В соответствии с п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитпрно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (действовавшего до 01.11.1999) среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии исчисление сроков выслуги производилось как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.
Аналогичные положения были предусмотрены Списком и Перечнем, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1068 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», которые утратили силу с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют лица, работающие в медицинских учреждениях и должностях, предусмотренных указанными Списками профессий и должностей».
Таким образом, в соответствии с пенсионным законодательством, стаж работы в должности фельдшера включается в специальный стаж в календарном исчислении, а работа в должности медицинской сестры-анестезиолога в льготном исчислении.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установив фактическое исполнение истцом в спорные периоды обязанностей медицинской сестры - анестезиста, исходил из того, что это дает ей право истице на льготное исчисление стажа в указанные периоды.
Судебная коллегия не может согласить с таким выводом суда первой инстанции, полагает, что решение суда принято при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применением норм права, по вышеуказанным основаниям.
Согласно разъяснениям Минздрава СССР от 06.01.1987 N 02-14/1-14 разрешается устанавливать вместо должностей «медицинская сестра анестезист» специализированных анестезиолого-реанимационных бригад должности фельдшеров при условии их подготовки по программе медицинских сестер-анестезистов.
Согласно должностной инструкции следует, что фельдшер - лицо, которое имеет среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Скорая и неотложная помощь», а лицо, работающее на должности медицинской сестры-анестезиста должно иметь среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело»; «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Анестезиология и реаниматология». У истца отсутствует данный сертификат.
Демидова Т.В. в 1991 году окончила курс Воронежского медицинского училища по специальности медицинская сестра с присвоением ей квалификации медицинская сестра.
В 2011 году истцу присвоена квалификация фельдшер по специальности Лечебное дело.
С 09.03.2016г. по 15.04.2016г. и с 25.03.2019г. по 06.05.2019г. Демидова Т.В. проходила обучение в БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» по программе повышения квалификации «Скорая и неотложная помощь».
Вывод суда первой инстанции, что Демидова Т.В. проходила обучение в БПОУ ВО «Воронежский базовый медицинский колледж» по программе повышения квалификации «Скорая и неотложная помощь» в объеме 216 часов и при этом в учебный план данной программы входил раздел «Анестезиологические пособия в профессиональной деятельности фельдшера скорой помощи» в размере 24 часов не могут быть приняты во внимание и положены в основу принятого решения, исходя из следующего.
Приказом Минздрава России от 10.02.2016 № 83н утверждены квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, согласно которым медицинская сестра-анестезист, старшая медицинская сестра должны пройти профессиональную переподготовку по специальности «Анестезиология и реаниматология» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», а также повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется по реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам утвержден Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, которым установлен минимально допустимый срок освоения этих программ и не может быть менее 250 часов для программ профессиональной переподготовки и менее 16 часов для программ повышения квалификации.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, в структуре указанной программы должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В структуре данной программ должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровне квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
Таким образом, профессиональная подготовка Демидовой Т.В. не позволяет ей занимать должность медсестры-анестезиста.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что повышение квалификации по специальности «Скорая и неотложная помощь» Демидова Т.В. впервые прошла в 2016 году, однако суд зачел период работы истца в должности фельдшера в льготном исчислении с 01.05.2013 года.
Суд, указывая, что в спорные периоды, состоя в должности фельдшера скорой медицинской помощи группы анестезиологии и реанимации выездных бригад, Демидова осуществляла функции медицинской сестры-анестезиста фактически, установил тождественность указанных должностей, что недопустимо в силу закона.
Возможность установления тождества, наименований должностей находится в компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяемого с учетом п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 661 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации поручено по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Указанным органом тождество профессий фельдшера скорой медицинской помощи группы анестезиологии и реанимации выездных бригад должности медицинской сестры - анестезиста не устанавливалось.
Как следует из разъяснений, данных в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Поскольку законодатель не включил должность, фельдшера, в т. ч. фельдшера скорой медицинской помощи группы анестезиологии и реанимации выездных бригад в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781, а суд не наделен правом установления тождества различных должностей (с целью реализации пенсионных прав), решение суда о возможности установления такого тождества и зачета в специальный стаж в льготном исчислении спорных периодов работы не может быть признано обоснованным.
По состоянию на 01.05.2019 г. специальный стаж Демидовой Т.В. с учетом периодов работы, включенных в специальный стаж на основании решения суда составляет менее 30 лет, что не дает оснований для назначения пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018 г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» со 02.11.2019 года.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, признания права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости со 02.11.2019 года.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 12.02.2020 года
отменить, принять по делу новое решение, которым:
В иске Демидовой Татьяне Владимировне к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы: с 01.05.2013 по 08.03.2016; с 17.04.2016 по 24.03.2019 - в должности фельдшера скорой медицинской помощи группы анестезиологии и реанимации выездных бригад в БУЗ ВО «Воронежская станция скорой медицинской помощи»; признании права на досрочное назначение страховой пенсии; обязании Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию с 02.11.2019 года - отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии: