Решение по делу № 8Г-37422/2023 [88-42268/2023] от 13.11.2023

    Дело № 88-42268/2023

        № дела суда 1-й инстанции 2-98/2023

    УИД № 34RS0021-01-2023-000111-49

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Краснодар     19 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Дурневой С.Н.,

судей Ивановой О.Н., Жогина О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям к администрации Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия юридического лица, возложении обязанности по кассационной жалобе администрации Клетского муниципального района Волгоградской области на решение Клетского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н., судебная коллегия

установила:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям обратилось в суд с иском к администрации Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия юридического лица, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что 29 апреля 2022 в ходе планового (рейдового) мероприятия по обследованию земельных участков на территории Клетского района Волгоградской области установлен факт загрязнения мусором и твердыми коммунальными отходами территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного между земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны) и земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности, энергетики, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны), в пределах точек географических координат Т1 <данные изъяты>, который входит в административные границы Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области.

Решением Клетского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2023 года исковое заявление удовлетворено в полном объеме.

Признано незаконным бездействие администрации Клетского муниципального района Волгоградской области по неисполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный между земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны) и земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности, энергетики, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны), в пределах точек географических координат Т1 <данные изъяты>, который входит в административные границы Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области.

На администрацию Клетского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный между земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны) и земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности, энергетики, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны), в пределах точек географических координат <данные изъяты>, который входит в административные границы Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 августа 2023 года решение Клетского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2023 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрации Клетского муниципального района ставиться вопрос об отмене судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывается, что истцом, при подаче искового заявления и, впоследствии, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не идентифицирован и не определен на местности земельный участок, являющийся предметом рассмотрения. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет правообладателя.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.

Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 29 апреля 2022 года должностным лицом Межрегионального управления, в рамках поручения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 по вопросу обнаружения несанкционированных свалок на территории <адрес>, осуществлено выездное обследование территории <адрес>, произведен осмотр.

В результате осмотра должностным лицом установлено, что на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного между земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны) и земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности, энергетики, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны), в пределах точек географических координат <данные изъяты> <данные изъяты>, который входит в административные границы Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области, имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления на открытом грунте. Въезд на данную территорию не ограничен, территория не охраняется.

Свалка находится на 200-300 м. далее площадки временного накопления твердых коммунальных отходов, эксплуатируемой ООО «Ситиматик-Волгоград». Захламленная территория имеет естественный равнинный рельеф, порос травянистой растительностью частично и представляет собой свалку, имеет структуру как стихийно, так и организованного сброса отходов, расположена как вдоль грунтовой дороги, так и очагами на открытом участке местности, непосредственно на почве, на грунтовой дороге имеются свежие следы автотранспорта.

Кроме того, на въезде к свалке установлен факт пересыпания отходов грунтом также уплотнения отходов - имелись следы протектора покрышек шин спецтехники (грузового автотранспорта).

Отходы на несанкционированной свалке имеют сложный морфологический состав, в смеси, представлены преимущественно строительным мусором: отходами строительства и ремонта зданий и сооружений, бой бетонных изделий, кирпича, шифера, лом древесных конструкций, отходы животноводства (имеют свежевыгруженный характер), обрезью деревьев и обрезью растений от овощеводства и садоводства, автомобильные покрышки, утратившие потребительские свойства. Также в незначительной степени свалка представлена твердыми коммунальными отходами крупногабаритными отходами (мебель). Часть отходов упакована в полиэтиленовые мешки для мусора.

Отходы сброшены непосредственно на почву, с двух сторон вдоль от грунтовой дороги. Протяженность захламленного участка дороги составляет порядка 500 м.

Согласно письму о принятии мер, акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 705/2022 от 29 апреля 2022 года, протоколу осмотра от 29 апреля 2022 года на момент осмотра установлены следы горения вышеуказанной территории.

В этой связи 14 июня 2022 года в адрес администрации Клетского муниципального района Волгоградской области истцом направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 11/57-22-3, о принятии мер по контролю за соблюдением норм действующего природоохранного законодательства в соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», со статьями 13, 42, 72 Земельного кодекса, частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления».

28 июня 2022 года из администрации Клетского муниципального района Волгоградской области в адрес Межрегионального управления поступили возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (требований установленных муниципальными правовыми актами), в которых администрация Клетского муниципального района <адрес> указала, что указанные в предостережении точки географических координат Т1 <данные изъяты> относятся к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, у которого имеются собственники.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок, расположенный в точках географических координат <данные изъяты> не разграничен, на кадастровый учет не поставлен. Кроме того, представитель ответчика администрации Клетского муниципального района в своих объяснениях указал, что этот земельный участок земли бывшего АОЗТ «Красный Октябрь», которое в настоящее время ликвидировано, участок, где обнаружена несанкционированная свалка, относится к невостребованным землям.

Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на спорном земельном участке, в материалы дела не представлены.

Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов незаконными, поскольку они отвечают требованиям норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.

В статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пункт 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца 2 пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Вводного закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Доводы кассатора не могут быть признаны состоятельными, поскольку в ходе рассмотрения дела по существу судами был достоверно установлен факт образования несанкционированных свалоа отходов на земельных участках, расположенных на территории Клетского сельского поселения, входящего в состав Клетского муниципального района Волгоградской области, в связи с чем именно администрация Клетского муниципального района Волгоградской области с учетом принятого на уровне данного субъекта законодательного регулирования несет ответственность по их надлежащему содержанию.

Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.

Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Клетского районного суда Волгоградской области от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

    Председательствующий     Дурнева С.Н.

    Судьи     Иванова О.Н.

        Жогин О.В.

8Г-37422/2023 [88-42268/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрегиональное Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям
Ответчики
Администрация Клетского муниципального района Волгоградской области
Другие
Нестеров Николай Викторович
Чичерова Ирина Сергеевна
Администрация Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области
Чепурной Александр Геннадьевич
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
19.12.2023Судебное заседание
19.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее